Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 16:46, курсовая работа
Цель курсовой работы – выяснить значение стресса в современном обществе, его влияние на человека в различных жизненных сферах.
Задачи курсовой работы:
1. Охарактеризовать основные термины, связанные с понятием «Стресс».
2. Проанализировать причины возникновения стресса у работников.
Введение 3
Глава 1. Общие понятия стресса
1.1. Понятие стресса 5
1.2. Причины возникновения стресса 9
1.3. Методы борьбы со стрессом 11
1.4. Управление стрессами в коллективе 13
Глава 2. Характеристика школы
2.1. Характеристика МОУ «СОШ № 6» 20
2.2. Проблема стрессов в отделе кадров МОУ «СОШ № 6» 26
ГЛАВА 3. Применение эффективных способов снижения стресса в коллективе МОУ «СОШ№ 6»
3.1 Рекомендации по снижению стрессов 29
Заключение 34
Список литературы 35
Приложение 37
3. Гибсон ДЖ.Л., Иванцевич Д.М., Донелли Д.Х. – мл. Организационное поведение, структура, процессы: Пер.с англ.-8-е изд. – М.: ИНФРА – М, 2007
4. Гринбер Дж.Управление стрессом. 7-е изд. – СПб.: Питер, 2002
5. Джуэлл Л. Индустриально – организационная психология. Учебник для вузов – СПб.: Питер , 2001
6. Донцов А. И. Психология коллектива. — М.: МГУ. 2004.
7. Иванов С. В. Основы менеджмента: Учебное пособие.- 1-е изд., .- М. : Дрофа, 2007
8. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: ТОО «Остожье», 2004
9. Китаев – Смык А. Стресс и психологическая экология // Природа. -2007 . - № 7 – С.98-105
10. Котова И. Б. , Канаркевич О.С. , Петриевский В. Н. Психология. Ростов н/Д: Феникс, 2003. -480 с.
11. Локутов С.П. Конфликты в коллективе: причины, управление, минимизация.- М.: Вентана-Граф, 2001.
12. Ньюстром Д., Девис К. Организационное поведение. СПб.,2000.
13. Общая психология: Курс лекций для первой ступени пед. образования. Е.И. Рогов. – М. 2003. -448с.
14. Самоукина Н. Карьера без стресса. – СПб.: Питер, 2004. - С. 23-27.
15. Селье Г. Стресс без дистресса. – Рига, 2007.
16. Сергеев А. М. Организационное поведение: Тем, кто избрал профессию менеджера: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. : 2005. – 288 с. с.111-115.
17. Соломанидина Т.О. Организационная культура компании. – М.: ООО Журнал «Управление персоналом», 2005. - 456 с.
18. Стойлова Л.П., Пышкало А. М. Психология отношений: учебное пособие для учащихся средних учебных заведений. –М. Просвещение, 2001.- 320 с.
19. Тюрин А. М. Как избежать стрессов на предприятии. Учебник для вузов- СПб.: Питер , 2005
20. Яковлев Ю. Я. Как научиться быть счастливым.- М. : Просвещение, 1999.- 352 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Функциональная направленность стрессов в коллективе
Функции стресса | Направленность и последствия стрессов | |
| позитивные | негативные |
Интеграция персонала | Разрядка напряженности в межличностных и межгрупповых отношениях; согласование индивидуальных и коллективных интересов; образование и консолидация формальных и неформальных групп; углубление и стабилизация общих интересов | Ослабление организованности и единства коллектива; нарушение баланса интересов между личностями и группами; проявления недобросовестного отношения к делу и стремления к выгоде для себя за счет других; потворство эгоизму, своеволию, анархии |
Активизация социальных связей | Придание взаимодействию сотрудников большей динамичности и мобильности; усиление согласованности в достижении целей, функционального и социального партнерства | Несогласованность в действиях людей, занятых совместным делом; ослабление взаимной заинтересованности в общем успехе; возведение препятствий на пути к сотрудничеству |
Сигнализация об очагах социальной напряженности | Выявление нерешенных проблем и стимулирование работы; обнаружение недостатков в условиях и охране труда; реализация потребностей, интересов и ценностей коллектива | Резкое выражение недовольства действиями администрации; протест против злоупотреблений отдельных должностных лиц; нарастание неудовлетворенности трудом |
Инновация, содействие творческой инициативе | Повышение активности и мотивации к работе; стимулирование роста квалификации; содействие творчеству, новым и оптимальным решениям | Создание дополнительных помех трудовой и социальной активности; подавление делового настроя, энтузиазма и творческой инициативы; уход от альтернативных решений |
Трансформация (преобразование) деловых отношений | Создание здорового социально-психологического климата; утверждение уважительного отношения к труду и деловой предприимчивости; повышение уровня взаимного доверия | Ухудшение морально-психологической атмосферы; усложнение процесса восстановления деловых отношений и партнерского сотрудничества |
Информация об организации и ее персонале | Повышение уровня осведомленности работников о положении дел в организации; нахождение «общего языка» | Усиление недружественного поведения; уклонение от сотрудничества; преграды диалогу, обмену мнениями |
Профилактика противоборств | Урегулирование разногласий на взаимной основе; ослабление конфронтации в социально-трудовых отношениях | Нагнетание напряженности и враждебности; уклонение от примирительных процедур |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Модели развития стресса
Прежний опыт взаимодействия участников стресса | Позитивный опыт отсутствия разногласий или их успешное преодоление | Опыт непреодоленных разногласий и «недоговоренностей» | Опыт непреодоленных разногласий и негативного эмоционального воздействия |
Отношение к новой ситуации | Уверенность в возможности договоренности, стремления к поиску взаимопонимания | Отсутствие уверенности в возможности договориться, поиск формального выхода из ситуации | Нежелание договариваться, актуализация негативных чувств |
Взаимодействие | Сотрудничество | Кооперация | Конкуренция |
Цель | Договориться | Решить проблему | «победить» |
Изменение общения | Интенсификация | Ограничение | Минимизация |
Неформальные компоненты в общении | Позитивные неформальные компоненты | «формализация общения» | Негативные неформальные компоненты |
Восприятие противостоящей стороны | Партнер | Оппонент | Противник |
Средства воздействия | Использование неформальных компонентов – убеждения, аргументации, попытки договориться | Использование формальных компонентов, апелляция к формальному порядку | Использование средств борьбы – силовое давление, эмоциональные удары, «ловушки» |
30