Управление стратегическими рисками чрезвычайных ситуаций в системе обеспечения национальной безопасности России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 23:12, реферат

Описание работы

Важнейшими целями развития цивилизации на различных этапах ее существования было достижение все более высокого уровня жизни, обеспечение благополучия и безопасности. Эти приоритеты сохраняются и сейчас, в начале XXI в., однако значение безопасности, ее вес в общей характеристике качества жизни в наше время значительно возросли. Можно уверенно утверждать, что обеспечение всесторонней безопасности личности, общества, государства и мирового сообщества стало приоритетом ближайших десятилетий, превратилось в одну из главных целей стратегии существования цивилизации в современных и прогнозируемых условиях.

Работа содержит 1 файл

Журнал.docx

— 29.50 Кб (Скачать)

     Что же касается практической реализации управленческих мероприятий, то должны использоваться и используются политические, экономические, правовые, организационно-административные механизмы.

     Механизмы снижения стратегических рисков

     Из  арсенала политических мер прежде всего нужно выделить необходимость официального признания на высшем уровне концепции СР и управления ими как методологической основы решения задач устойчивого развития и обеспечения национальной безопасности России. В качестве формы такого признания могут служить разработка и принятие концептуальных основ управления СР в России. Кроме того, на политическом уровне необходима соответствующая поддержка системы государственных программ и мероприятий по снижению СР, включая решение проблем научно-методологического и методического характера.

     В отношении правового обеспечения  государственной политики в области  снижения СР необходимо осуществить следующие группы мероприятий:

     1) дополнить действующее законодательство  нормативными актами, которые охватывали  бы наиболее важные и значимые, с точки зрения обеспечения  устойчивого развития и национальной  безопасности, виды угроз и обусловленные  ими СР, и которые пока отсутствуют в отечественном законодательстве;

     2) привести все действующие в  рассматриваемой сфере федеральные  законы, нормативные акты и программы  в соответствие с новой парадигмой  обеспечения национальной безопасности, основанной на концепции управления  СР;

     3) привести в соответствие с  обновляемым федеральным законодательством  по вопросам обеспечения национальной  безопасности соответствующие нормативные  акты субъектов РФ;

     4) в обновляемом федеральном законодательстве  по вопросам национальной безопасности, а также судебной практике  необходимо ужесточить ответственность  за правонарушения (действие или  бездействие) должностных лиц,  повлекшие за собой увеличение  СР, прежде всего тяжести ущерба при реализации соответствующих угроз в форме крупномасштабных ЧС или социально-экономических кризисов.

     В отношении совершенствования организационно-административных рычагов управления СР, на наш взгляд, целесообразно определить новую роль Совета Безопасности РФ как своеобразного "стратегического риск-менеджера", который координирует деятельность в области оценки и прогноза СР и вырабатывает стратегии их снижения как цели политики национальной безопасности.

     Реформа органов государственной власти должна учитывать необходимость  подготовки и активного участия профессиональных риск-менеджеров в структурах управления на федеральном, региональном и местном уровнях.

     Названные меры особенно уместно осуществлять в рамках развертываемой сейчас в  стране административной реформы. Кроме  упомянутого, важную роль в деле становления  организационных рычагов управления СР, будут играть усовершенствование государственных систем надзора и контроля, оптимальное распределение исполнительных и контрольных функций между уровнями государственного и муниципального управления, оптимизация деятельности всех органов власти, задействованных в процессе управления СР.

     Наряду  с этим необходимо участие представителей общественности в принятии решений  по снижению СР и мер контроля за исполнением данного требования. В частности, общественность долж-на участвовать в экспертизе соответствующих проектов.

     Важное  значение в совершенствовании организации  управления СР имеют качественные изменения процесса информационного обмена. Он должен координироваться федеральным центром, начиная от введения состава и показателей СР, ожидаемого ущерба от их реализации, до их представления средствам массовой информации и общественности в удобном и понятном виде. При этом возрастает роль и, следовательно, повышаются требования к уровню компетентности средств массовой информации.

     Учитывая  возрастающую значимость науки в  решении задач устойчивого развития, включая обеспечение национальной безопасности, особого внимания заслуживает  совершенствование организации  научно-исследовательской деятельности в области СР, необходимой для создания адекватной научно-информационной базы перехода на новую стратегию развития страны. Особенно важно усилить общественно-научную составляющую исследований и разработок в сфере СР и их снижения, связанную с восприятием рисков и оценкой приемлемости ожидаемого ущерба.

     Экономический механизм снижения СР должен включать два направления. Одно из них - прямое экономическое регулирование, осуществляемое на основе целевых расходов государственных бюджетов для реализации мер по обеспечению приемлемого уровня СР. В рамках бюджетного финансирования наиболее эффективным представляется перенос центра тяжести финансирования в статьях бюджетов на меры по превентивному снижению рисков, включающие, в частности, мониторинг угроз, прогноз и планирование действий на случай их реализации. Не менее важно сохранить целевой характер расходов на осуществление мер оперативного реагирования на реализовавшиеся угрозы и посткризисные мероприятия по снижению тяжести ущерба, не допускающий дублирования и распыления средств.

     Другое  направление - косвенное экономическое  регулирование, включающее совершенствование  налогового и кредитного механизмов, в частности систему льготных тарифов и ставок для реализации мер по снижению СР. Кроме того, он включает развитие системы страхования, обеспечивающей обязательное государственное  страхование ответственности объектов - источников стратегических угроз, а  также населения тех территорий, которые наиболее уязвимы к их воздействию. Эти меры должны быть дополнены мероприятиями по добровольному страхованию жизни и имущества физических и юридических лиц от СР.

     Как показали катастрофические наводнения в России в 2001-02 гг., страхование до сих пор играет крайне малую роль в управлении рисками и возмещении возникающего ущерба. Например, в 2002 г. во время наводнений на юге России суммарные выплаты основных страховых  компаний не превысили 2-3% от общего ущерба. В качестве одного из первых шагов  по усилению роли страхования могла  бы стать передача части финансового  резерва Правительства РФ и субъектов  федерации специализированным страховым  компаниям, работающим с катастрофическими  рисками.  

     Объем и форма участия государства  в финансировании затрат по управлению рисками напрямую должна зависеть от уровня экономического развития страны. Анализ исторического опыта показывает, что даже в таких странах, как  США, Франция и других странах  Европы, никогда государство не берет  на себя все затраты, связанные с  катастрофами и кризисными явлениями. Например, в зависимости от возможностей из бюджета всегда возмещалась только часть заявленного ущерба, при этом активно привлекались различные внебюджетные источники. Государство, скорее, должно выступать как страховщик, а не как филантроп. Увеличение доли государства в возмещении ущерба всегда приводило к снижению ответственности индивидуумов, к необоснованному давлению со стороны общественных организаций. Это особенно важно понимать сейчас, когда Россия находится в состоянии системного кризиса и любое отвлечение значительных средств может спровоцировать кризисные явления.

     Для практического осуществления столь  разнообразных и масштабных мер  по политическому, экономическому, правовому  и административному регулированию  вопросов, связанных со СР, необходима опора на всю выстроенную в стране вертикаль власти, наделение каждого ее уровня соответствующими полномочиями, синхронизация усилий всех уровней.

     Перечисленные выше механизмы управления СР должны быть достаточно гибкими по отношению к изменению различных сторон жизнедеятельности государства, к динамике глобальных процессов. Наше государство становится все более открытым, что приводит не только к позитивным изменениям в экономике и политике, но также повышает темпы структурных изменений, интенсивность информационных потоков. Это требует постоянной адаптации институтов обеспечения национальной безопасности к новым условиям.

     Реализация  перечисленных направлений развития существующей стратегии национальной безопасности и перехода на новую  модель управления, основанную на концепции  СР, позволила бы более эффективно решать важнейшую государственную задачу - обеспечение устойчивого и безопасного развития России.

     Предлагаемая  новая парадигма управления несвободна от недостатков и нуждается в  дальнейшем обосновании и развитии, поэтому необходимо продолжить глубокие научные исследования в данной области  с акцентом на разработку методов  и моделей количественной оценки интегральных показателей СР. Уже  в ближайшее время целесообразно  инициировать разработку законодательных  актов, отражающих изменения в характере  угроз, а также ответственность  за действия, приводящие к снижению уровня национальной безопасности. Важным шагом в реализации системы управления СР должна стать разработка системы мониторинга индикаторов стратегических угроз как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ.

     Настало время объединить усилия ученых и  специалистов в рамках создания Российского  общества анализа риска. Одной из главных задач общества, наряду с  идентификацией, оценкой и прогнозом  опасностей и угроз современной  России, должна стать задача по выработке  предложений и механизмов для  органов государственной власти по управлению СР в различных сферах жизнедеятельности российского государства.

Информация о работе Управление стратегическими рисками чрезвычайных ситуаций в системе обеспечения национальной безопасности России