Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 23:12, реферат
Важнейшими целями развития цивилизации на различных этапах ее существования было достижение все более высокого уровня жизни, обеспечение благополучия и безопасности. Эти приоритеты сохраняются и сейчас, в начале XXI в., однако значение безопасности, ее вес в общей характеристике качества жизни в наше время значительно возросли. Можно уверенно утверждать, что обеспечение всесторонней безопасности личности, общества, государства и мирового сообщества стало приоритетом ближайших десятилетий, превратилось в одну из главных целей стратегии существования цивилизации в современных и прогнозируемых условиях.
Что
же касается практической реализации
управленческих мероприятий, то должны
использоваться и используются политические,
экономические, правовые, организационно-
Механизмы снижения стратегических рисков
Из арсенала политических мер прежде всего нужно выделить необходимость официального признания на высшем уровне концепции СР и управления ими как методологической основы решения задач устойчивого развития и обеспечения национальной безопасности России. В качестве формы такого признания могут служить разработка и принятие концептуальных основ управления СР в России. Кроме того, на политическом уровне необходима соответствующая поддержка системы государственных программ и мероприятий по снижению СР, включая решение проблем научно-методологического и методического характера.
В
отношении правового
1)
дополнить действующее
2)
привести все действующие в
рассматриваемой сфере
3)
привести в соответствие с
обновляемым федеральным
4)
в обновляемом федеральном
В
отношении совершенствования
Реформа органов государственной власти должна учитывать необходимость подготовки и активного участия профессиональных риск-менеджеров в структурах управления на федеральном, региональном и местном уровнях.
Названные
меры особенно уместно осуществлять
в рамках развертываемой сейчас в
стране административной реформы. Кроме
упомянутого, важную роль в деле становления
организационных рычагов
Наряду с этим необходимо участие представителей общественности в принятии решений по снижению СР и мер контроля за исполнением данного требования. В частности, общественность долж-на участвовать в экспертизе соответствующих проектов.
Важное
значение в совершенствовании
Учитывая
возрастающую значимость науки в
решении задач устойчивого
Экономический механизм снижения СР должен включать два направления. Одно из них - прямое экономическое регулирование, осуществляемое на основе целевых расходов государственных бюджетов для реализации мер по обеспечению приемлемого уровня СР. В рамках бюджетного финансирования наиболее эффективным представляется перенос центра тяжести финансирования в статьях бюджетов на меры по превентивному снижению рисков, включающие, в частности, мониторинг угроз, прогноз и планирование действий на случай их реализации. Не менее важно сохранить целевой характер расходов на осуществление мер оперативного реагирования на реализовавшиеся угрозы и посткризисные мероприятия по снижению тяжести ущерба, не допускающий дублирования и распыления средств.
Другое
направление - косвенное экономическое
регулирование, включающее совершенствование
налогового и кредитного механизмов,
в частности систему льготных
тарифов и ставок для реализации
мер по снижению СР. Кроме того, он
включает развитие системы страхования,
обеспечивающей обязательное государственное
страхование ответственности
Как
показали катастрофические наводнения
в России в 2001-02 гг., страхование до
сих пор играет крайне малую роль
в управлении рисками и возмещении
возникающего ущерба. Например, в 2002 г.
во время наводнений на юге России
суммарные выплаты основных страховых
компаний не превысили 2-3% от общего ущерба.
В качестве одного из первых шагов
по усилению роли страхования могла
бы стать передача части финансового
резерва Правительства РФ и субъектов
федерации специализированным страховым
компаниям, работающим с катастрофическими
рисками.
Объем
и форма участия государства
в финансировании затрат по управлению
рисками напрямую должна зависеть от
уровня экономического развития страны.
Анализ исторического опыта
Для
практического осуществления
Перечисленные выше механизмы управления СР должны быть достаточно гибкими по отношению к изменению различных сторон жизнедеятельности государства, к динамике глобальных процессов. Наше государство становится все более открытым, что приводит не только к позитивным изменениям в экономике и политике, но также повышает темпы структурных изменений, интенсивность информационных потоков. Это требует постоянной адаптации институтов обеспечения национальной безопасности к новым условиям.
Реализация
перечисленных направлений
Предлагаемая
новая парадигма управления несвободна
от недостатков и нуждается в
дальнейшем обосновании и развитии,
поэтому необходимо продолжить глубокие
научные исследования в данной области
с акцентом на разработку методов
и моделей количественной оценки
интегральных показателей СР. Уже
в ближайшее время
Настало время объединить усилия ученых и специалистов в рамках создания Российского общества анализа риска. Одной из главных задач общества, наряду с идентификацией, оценкой и прогнозом опасностей и угроз современной России, должна стать задача по выработке предложений и механизмов для органов государственной власти по управлению СР в различных сферах жизнедеятельности российского государства.