Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 23:12, реферат
Важнейшими целями развития цивилизации на различных этапах ее существования было достижение все более высокого уровня жизни, обеспечение благополучия и безопасности. Эти приоритеты сохраняются и сейчас, в начале XXI в., однако значение безопасности, ее вес в общей характеристике качества жизни в наше время значительно возросли. Можно уверенно утверждать, что обеспечение всесторонней безопасности личности, общества, государства и мирового сообщества стало приоритетом ближайших десятилетий, превратилось в одну из главных целей стратегии существования цивилизации в современных и прогнозируемых условиях.
Журнал "Право и безопасность"
Номер - 3-4 (8-9) Декабрь 2003г
Управление
стратегическими рисками
Воробьев
Ю.Л., Первый заместитель Министра МЧС
России
Важнейшими целями развития цивилизации на различных этапах ее существования было достижение все более высокого уровня жизни, обеспечение благополучия и безопасности. Эти приоритеты сохраняются и сейчас, в начале XXI в., однако значение безопасности, ее вес в общей характеристике качества жизни в наше время значительно возросли. Можно уверенно утверждать, что обеспечение всесторонней безопасности личности, общества, государства и мирового сообщества стало приоритетом ближайших десятилетий, превратилось в одну из главных целей стратегии существования цивилизации в современных и прогнозируемых условиях.
Научно-технический
и социально-экономический
На
фоне перечисленных процессов в
последние годы проявляется еще
один феномен мирового уровня. Растущая
взаимозависимость стран и
Одной
из перспективных идей, которая намечает
путь выхода из системного кризиса
цивилизации, является идея устойчивого
развития, состоящая в согласованном
решении проблем окружающей среды
и социально-экономического развития
в рамках всемирного сотрудничества.
Национальные стратегии устойчивого
развития в настоящее время
Россия предпринимает значительные усилия для создания экономических, политических, социальных и научных основ устойчивого развития страны и государств-партнеров. В 1996 г. была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, разработана соответствующая государственная стратегия. Первоначально основное внимание было уделено парированию экологических и экономических угроз. В настоящее время российская стратегия перехода к устойчивому развитию предусматривает решение вопросов обеспечения национальной безопасности.
В
последние годы ученые и специалисты
Совета Безопасности РФ, РАН, МЧС России
и ряда других министерств и ведомств
РФ уделяют повышенное внимание разработке
новой концептуальной основы государственной
политики, направленной на обеспечение
устойчивого развития и национальной
безопасности страны в новых исторических
условиях. Необходимость этого связана
с системным характером угроз
национальной безопасности. Доказательством
данного положения могут
Сравнение
с принятыми в мировой практике
предельно допустимыми уровнями
показывает, что целый ряд ключевых
показателей состояния
Может возникнуть вопрос, почему именно МЧС России ставит проблему исследования и управления СР? Если рассматривать государство как целостный организм, то факторы СР возникают во всех сферах его жизнедеятельности, причем постоянно происходит их взаимодействие. Кризисные явления или даже эволюционные процессы в экономической, политической или социальной сферах могут приводить к изменению в тенденциях проявления чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера. Вовремя выявить такие закономерности и тенденции - значит получить мощный инструмент предупреждения ЧС и смягчения их последствий.
Одним
из примеров, когда эволюционные процессы
инициируют рост частоты и масштабов
природных и техногенных ЧС, является
глобальное изменение климата. По мнению
российских и зарубежных экспертов,
глобальное потепление может привести
к изменению экстремальных
Определение стратегических рисков
В сфере национальной безопасности объектом управления могут стать СР, которые представляют собой угрозы национальной безопасности и устойчивому развитию страны. Под СР понимаются такие сочетания вероятностей возникновения соответствующих кризисных явлений, процессов, катастрофических ситуаций и их возможных последствий, проявление которых приводит к существенному снижению уровня защищенности личности, общества и государства.
Принципиальными особенностями категории СР являются:
1)
вероятностный характер угроз,
которые обусловлены не только
существующими и
2) измеримость и, соответственно, количественная интерпретация угроз;
3)
выделение только тех рисков,
которые представляют угрозу
национальной безопасности и
устойчивому развитию на
Исходя из предложенной выше трактовки, цель управления в сфере национальной безопасности можно сформулировать как предотвращение или снижение до приемлемого уровня СР, направленное на обеспечение устойчивого развития, в том числе безопасности личности, общества и государства.
В качестве механизма достижения цели выступают политические, административные, правовые, экономические и технические решения, а обратной связью в системе управления - мониторинг стратегических угроз и вызовов с передачей соответствующей информации в органы государственной власти.
Состав стратегических рисков
Важной и сложной проблемой управления является определение состава СР. Решение указанной проблемы предполагает, с одной стороны, определение жизненно важных интересов личности, общества и государства, которые испытывают и могут испытывать угрозы опасного воздействия. С другой стороны - структуризацию этих угроз по соответствующим областям и сферам жизнедеятельности страны.
Как
правило, для этой цели используются
экспертно-аналитические
Исследование общественного восприятия СР и его сравнение с результатами оценки экспертов является предметом специального анализа. В ходе первого этапа научно-исследовательской работы, выполняемой Центром стратегических исследований МЧС России с участием ряда институтов РАН, была выполнена предварительная оценка и прогноз СР. В качестве источников и факторов угроз национальной безопасности и устойчивому развитию страны экспертами были выделены основные сферы жизнедеятельности государства: политическая, экономическая, социальная, природно-техногенная и научно-техническая.
Количественный подход позволяет трансформировать стратегические угрозы в СР. Соответственно, часть задач управления национальной безопасностью трансформируется в управление СР. Процесс государственного управления в рассматриваемой сфере должен включать два этапа: оценку и прогноз СР, снижение их уровня до приемлемого.
В общем виде цель управления СР может быть сформулирована как решение двуединой задачи, включающей обеспечение устойчивого развития и национальной безопасности государства. При этом предполагается, что кризисы, ЧС и их преодоление - объективный компонент процесса развития, который, наряду с негативными сторонами, содержит в себе новые возможности развития общества.
Первоочередные задачи по обоснованию приоритетов СР как целей управления включают определение системообразующих связей, перечень угроз и степень реализации опасностей в средне- и долгосрочной перспективе. Результатом решения перечисленных задач является ранжированный перечень СР.
Получение ранжированного перечня угроз национальной безопасности на общей количественной основе позволяет сравнивать указанные угрозы. Кроме того, данный подход дает возможность количественной интерпретации критерия управления безопасностью как определенной меры снижения уровня СР.
Исследования, выполненные организациями РАН и МЧС России, позволили выделить и ранжировать около 40 факторов СР в основных сферах жизнедеятельности государства. Выполненная идентификация факторов стратегических угроз скорее носит характер "фотографического снимка" и дает представление о наборе значимых угроз на текущий момент. Как сами угрозы, так и их место в ранжированном ряду могут меняться со временем, зависеть от множества факторов. Приведем несколько примеров.
В
течение последних лет
Другим
примером может быть развитие энергетического
кризиса зимой 2003 г. в сфере жилищно-коммунального
хозяйства. Ошибки в проведении реформы
жилищно-коммунального
Последний пример связан с природными экстремальными явлениями. Произошедшие за последние годы катастрофические наводнения в Якутии и на юге России привели к масштабным последствиям. Только прямой ущерб от наводнений в Южном федеральном округе в 2002 г. составил более 15 млрд 0руб., что заставило приостановить финансирование целого ряда федеральных программ, а также переоценить значимость данного фактора как стратегической угрозы.
Система управления стратегическими рисками
В
самом общем виде система управления
СР включает два уровня принятия решений:
федеральный и региональный, а
также соответствующие
Подготовка
указанных решений требует
Решение
этих задач основано, главным образом,
на использовании экспертно-
Следует отметить, что эффективное управление СР невозможно без формирования всеобщей культуры безопасности на всех уровнях социальной структуры общества, но в первую очередь это относится к лицам, принимающим стратегические государственные решения. По существу, это задача формирования национального менталитета, в котором риск должен стать мировоззренческой, ценностной категорией.