Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2011 в 12:13, курсовая работа
Переход страны к рыночной экономике, выход на мировой уровень требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и современных методов управления персоналом.
Введение………………………………………………………………………...3
1. Производительность как составная часть управления промышленным производством……………………………………………………………...5
1. Производительность труда……………………………………………...5
2. Экономическая сущность и значение производительности труда…...6
1.3 Пути повышения производительности труда и влияние факторов внешней среды. Факторы повышения производительности труда…..9
1.4 Измерение производительности труда………………………………..11
1.5 Управление производительностью труда…………………………….13
2. Ф. Тейлор и проблемы управления производительностью стимулирования………………………………………………………….14
2.1 Рационалистическая школа Ф. Тейлора………………………………14
2.2 Стимулирование производительности труда по Ф.Тейлору………...18
2.3 Проблемы управления производительностью стимулирования…….20
Заключение…………………………………………………………………….23
Список использованной литературы………………………………………...24
В
рыночной экономике заработная плата
– цена рабочей силы, соответствующая
стоимости предметов
Тенденция снижения цены труда – реальной заработной платы работников материального производства, особенно государственных предприятий, в значительной степени препятствует росту производительности труда.
Таким
образом, экономическая реформа
не только не изменила прежние ранее
негативные тенденции развития экономики,
но и привела к глубокому и
затяжному социально-
Неоправданно
игнорируется такой важнейший принцип
социально-экономического развития и
становления рыночной экономики, как повышение
эффективности производства и рост производительности
труда. А ведь именно это является основным
источником развития производства, сдерживания
роста цен и инфляции, критерием экономической
целесообразности инновационной политики,
замены живого труда овеществленным, регулятором
размеров реальных доходов, условием достижения
сбалансированного платежеспособного
спроса и повышения уровня жизни населения.
1.3
Пути повышения
производительности
труда и влияние
факторов
внешней среды.
Факторы повышения
производительности
труда
Пути повышения производительности труда связаны с улучшением качества продукции. Высокое качество способствует снижению издержек за счет увеличения доли продукции, которую можно продать, уменьшения случаев возврата и переделки некачественных изделий.
Следует
выделить две группы факторов повышения
производительности:
1) находящиеся под управлением делового субъекта (менеджмент - стратегические решения, организационные вопросы, трудовые отношения, руководящие и контролирующие кадры средних звеньев, технология, средства производства, исследования и разработки, качество продукции, условия труда, информация);
2)
не находящиеся под
Повышение
производительности в любой организационной
системе может происходить
1. Продукция растет, а затраты снижаются,
2. Продукция растет быстрее, чем затраты,
3.
Продукция остается без
4.
Продукция растет при
5.
Продукция снижается более
Рост производительности труда не может быть беспредельным. Экономически разумные пределы роста производительности труда диктуются условием увеличения массы потребительных стоимостей и повышения качества продукции. Стремление к безмерному росту производительности труда за счет сокращения численности работающих может привести к снижению объема и качества выпускаемой продукции.
На производительность влияют некоторые факторы внешней среды:
Факторы повышения производительности труда можно классифицировать по трем направлениям:
Базой повышения уровня производительности труда является научно-технический прогресс.
Повышение производительности труда связано с изменением всех затрат производства, поэтому необходимы управление этими процессами, их планирование и координирование (включая занятость, структуру кадров, технологию и оборудование, продукцию и рынки сбыта). В системе управления производительностью должны сочетаться также два направления: мотивационное и техническое, т.е. усиление заинтересованности в повышении производительности труда и обеспечение условий ее роста.
1.4 Измерение производительности труда
Измерить производительность труда можно исходя из количества продукции, произведенной в единицу времени (выработка) или количества времени, затраченного на производство единицы продукции (трудоемкость):
где ПТ - производительность труда работающих;
N - количество продукции, произведенной в единицу времени (смену, месяц, год);
t - трудоемкость единицы продукции;
ППП
- численность промышленно-
Производительность труда может быть выражена:
-в натуральных единицах, например: шт/чел.год, т/чел.час, м/чел. мес.;
-в денежной форме - руб./чел.мес, руб./чел.год;
-в
единицах трудоемкости, затрачиваемой
на изготовление продукции: н.
Производительность труда может исчисляться по объему производства (N), выраженному в валовой продукции (Nвал), товарной продукции (Nтов) или реализованной продукции (Nреал).
Исчисление производительности труда по валовой продукции недостаточно полно характеризует ее действительный уровень, т.к. сильно зависит от объема незавершенного производства, от стоимости материалов и комплектующих изделий, не связанных с производительностью труда.
Исчисление производительности труда по товарной продукции отражает ее действительный уровень и не зависит от объема незавершенного производства, но зависит от стоимости материалов и комплектующих изделий. При неизменных затратах на эти статьи расходов и при исчислении производительности труда по товарной продукции, выраженной в натуральных единицах, этот показатель правильно отражает производительность труда, если расчет производительности труда ведется в натуральных единицах.
В
знаменателе формулы (1) фигурирует
численность промышленно-
1.5 Управление производительностью труда
Управление
производительностью — это
Программы управления производительностью труда включают:
1) измерение и оценку производительности, 2) планирование контроля и повышение производительности на основе информации, полученной в процессе измерения и оценки, 3) осуществление мер контроля и повышения производительности, 4) измерение и оценку воздействия этих мер.
Управление производительностью труда — это фактически часть более широкого процесса управления. Он включает планирование, организацию, руководство, контроль и регулирование, основанное на соотношении количества продукции, выпущенной производственной системой, и затрат на эту продукцию. Этот процесс столь же важен, как и другие контрольные функции и процессы.
Процесс управления производительностью труда неизбежно включает ее измерение.
Управление
производительностью требует
Наглядным примером умелого использования в реальной практике процесса управления производительностью является Япония. В службы управления производительностью японских фирм в обязательном порядке включают представителей различных специальностей, обладающих широтой взглядов и ясно видящих перспективу.
Управление производительностью неразрывно связано с управлением качеством (процессом обеспечения качества), планированием (процессом, определяющим, что должно быть сделано для повышения эффективности), измерением трудозатрат и разработкой смет (процессом оценки экономичности), бухгалтерским учетом и финансовым контролем (службами, ведающими оценкой прибыльности) и кадровой службой. Управляют производительностью менеджеры.
Менеджерам следует разрабатывать свой план стратегических мероприятий в области управления производительностью труда. Применяемые ими методы ее измерения, оценки, контроля и повышения могут быть идентичны тем, которые используются в других организациях. Однако характер использования этих методов и их объединения в систему уникален в каждой организации.
Планирование
мероприятий в области
Качество процесса планирования на ранних стадиях разработки программ управления производительностью имеет существенное значение для успеха долгосрочных программ управления.
2. Ф. Тейлор и проблемы управления производительностью стимулирования
2.1 Рационалистическая школа Ф. Тейлора
В конце XIX в. в производстве произошли крупнейшие сдвиги. Прежде всего, резко возросли его масштабы и концентрация, что выразилось в появлении огромных предприятий, на которых были заняты тысячи и десятки тысяч рабочих и инженеров. На этих предприятиях устанавливалось дорогостоящее оборудование, внедрялись сложнейшие технологические процессы, основанные на новейших достижениях научно-технической мысли. На работу стали приходить достаточно образованные, грамотные люди, постепенно начавшие осознавать себя личностями и понимать свою роль в производстве. Принципиально новый характер производства потребовал иных организационных структур, схем управления, строгого соблюдения технологий, точности выполнения трудовых операций и т.п. Всего этого прежняя система управления, базировавшаяся на эмпирическом подходе, обеспечить не могла.
Таким образом, на повестку дня встала задача подведения под менеджмент необходимой научной базы. Предпосылки для этого имелись – они были созданы опытом индустриального управления XIX в. и достижениями в таких областях знания, как экономика, социология, психология. Непосредственным толчком к развитию этих процессов стал ряд экспериментов, в ходе которых изучались факторы роста производительности труда, выяснялись оптимальные режимы использования оборудования, разрабатывались стимулирующие системы оплаты труда. Все это было подчинено поиску путей снижения затрат и увеличения производительности труда на основе применения различных методов управления. Эти эксперименты применялись практически всеми научными школами управления.