Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 13:55, курсовая работа
Целью исследования является разработка системы мотивации труда работников ЗАО «Курский завод «Аккумулятор» и показать мотивационный эффект от ее внедрения на предприятие.
Для достижения поставленной цели требуется решение определённых задач:
определить основные причины кризиса трудовой мотивации работников предприятий;
- раскрыть содержание понятия "трудовая мотивация" и охарактеризовать экономические категории мотивации и стимулирования труда;
показать связь между мотивацией и стимулированием труда;
изучить научные методы управления мотивацией труда и стимулирования труда;
охарактеризовать методику разработанной системы мотивации труда работников на предприятии;
разработать систему мотивации труда работников ЗАО «Курский завод «Аккумулятор»;
показать мотивационный эффект от внедрения системы мотивации труда на предприятии.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМЫ
ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ 5
Кризис трудовой мотивации и его последствия 5
Экономические категории системы мотивации и
стимулирования труда 10
Концепция системы трудовой мотивации
работников предприятия 16
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМЫ
ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ 20
Системы трудовой мотивации и стимулирования
труда 20
2.2. Методика системы оценки труда на предприятии 25
Методика системы трудовой мотивации на предприятии 29
3. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ
ЗАО «КУРСКИЙ ЗАВОД «АККУМУЛЯТОР» 33
3.1. Социально – экономическое состояние ЗАО
«Курский завод « Аккумулятор» 33
3.2. Разработка системы трудовой мотивации на ЗАО КЗА 36
3.3. Система трудовой мотивации специалиста ОТИЗ ЗАО КЗА 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
ЛИТЕРАТУРА 51
Как известно, существует две системы стимулирования труда: материального стимулирования и морального стимулирования.
Система морального и материального стимулирования труда на предприятиях предполагает комплекс мер, направленных на повышение трудовой активности работающих и как следствие повышение эффективности труда, его качества[20, c. 133].
Система материального стимулирования включает оплату труда, социальные выплаты и льготы, системы участия в прибылях.
Система морального стимулирования включает гарантии занятости, предоставление возможность повышения квалификации, должностное продвижение работника, предоставление определенной самостоятельности в выполнении возложенных функций или производственных заданий, содержательную работу, участие в принятии решений на более высоких ступенях управления.
Заработная
плата – важнейшая часть
Основные формы стимулирования труда персонала предприятия представлены на рисунке 2 [26, c. 141].
Формы стимулирования труда персонала
Материальное
вознаграждение:
Заработная плата оплата транспортных расходов
Бонусы медицинское обслуживание
Участие в прибылях помощь в обучении
Участие
в акционерном капитале
Дополнительные выплаты пенсии
Отсроченные платежи отпуск
Рис. 2. Формы стимулирования труда персонала предприятия
Среди форм материального стимулирования кроме заработной платы можно отметить бонусы, которые постепенно входят в практику предприятий, заменяя ранее тринадцатую зарплату. Бонусу в отличие от зарплаты предшествует оценка, или аттестация, персонала.
Всевозрастающее значение в формировании дохода приобретают такие формы, как участие в прибылях и в акционерном капитале. Возрастающее значение нематериальных стимулов можно объяснить не только стремлением к социальной гармонии, но и возможностью ухода от налогов, которые приобретает в рыночной экономике все более возрастающее значение и толкает работодателей на поиски возможностей их неуплаты.
Рассмотрение форм и систем заработной платы с точки зрения мотивации труда говорит о том, что эффективное управление материальным стимулированием должно включать исследование его мотивационных аспектов и в практике управления организацией труда, и в частности нормированием труда, и с точки зрения соответствия форм заработной платы производственным условиям, и самого уровня заработной платы [20, с. 133].
Работники очень чутко чувствуют, что они вкладывают в работу и что получают за нее. Практика показывает, что, если работники получают повременную оплату и считают, что им переплачивают, они стремятся повысить качество работы и увеличить ее объём, чтобы сократить разрыв на «входе и выходе». И наоборот, если работники считают, что оплачиваются ниже того уровня, на который они претендуют, количество и качество их работы уменьшается и ухудшается.
Что же касается сдельной заработной платы, то мотивационный эффект зависит от условий ее применения. Если ужесточение норм или снижение сдельных расценок сводят на нет повышение затрат трудовых усилий, это приводит к деформационному эффекту сдельной заработной платы. Если при сдельной заработной плате рабочие резко повысят выработку, что приведет к тому, что сдельные расценки будут уменьшены, рабочие будут работать так, чтобы выработать определенный размер заработной платы, но чтобы нормы не были бы урезаны, а ставки занижены [22, c.439].
Правильный выбор форм и систем заработной платы в конкретных производственных условиях, соответствие уровня заработной платы выполняемой работе играет важную роль в повышении качества труда работников.
Таким образом, системы мотивации и стимулирования труда используются как инструмент в определении поведения работников на производстве, его ценностных установок, в конечном итоге для отбора работников по личностным характеристикам.
2.2. Методика
системы оценки труда
Основа оценки работы состоит в том, чтобы сравнить содержание разных видов работ, например, по требуемым физическим условиям, уровню ответственности, навыкам.
Оценка работы включает сравнение видов работ между собой по их содержанию. Существует два основных способа, которые можно использовать для сравнения нескольких видов работ [19, c. 223]:
В – первых, можно воспользоваться интуицией. Вы можете решить, что один вид работы «важнее» других, и не углубляться в лишнее, почему это так с точки зрения факторов, относящихся к конкретному виду работ.
Применяя второй способ, можем сравнить виды работ друг с другом по некоторым базовым показателям общим для всех видов работ.
В оценке труда каждый вид работы обычно сравнивается со всеми остальными сопоставимыми видами работы по одним и тем же компенсируемым факторам. Таким образом, оцениваются одни и те же компоненты каждого вида работ, например, по уровню ответственности, условиям работы, которые сопровождают каждый вид работ.
Оценка работы дает возможность решить следующие кадровые задачи [30, с.94]:
-
оценить потенциал для
-снизить затраты на обучение;
-поддержать
у работников чувства
-организовать обратную связь работников о качестве их работы.
-
уточнить профиль должности,
Для того чтобы оценка работы была эффективной на каждом конкретном предприятии, она должна отвечать следующим требованиям:
Существует несколько методов оценки работ.
Метод оценки труда – способ количественного и качественного измерения трудового участия работников в деятельности организации и сопоставление с заданными нормами труда. Для оценки труда могут использоваться различные подходы, ориентированные на анализ поведения работников, изменение объема производственного продукта, соблюдение заданных правил и норм [28, с. 411].
Ниже рассмотрена система методов оценки работ.
Самый простой метод оценки - ранжирование видов работ, который состоит из нескольких этапов [32, c. 208]:
1. Сбор информации о характере и виде работы. Для каждого вида работы составляется должностная инструкция, а затем ее используют в качестве базиса для ранжирования
2.
Выбор видов работ для
3.
Создание иерархии разрядов
Таблица 1
Классификация разрядов по степени сложности и важности
выполняемой работы
Раз-
pяд |
Описание разряда |
6 |
Категории
должностей, где в обязанность
работника является: самая высокая
степень сложности, самостоятельности
и разнообразия. Требует высокого уровня
образования в области управления и опыта
работы на руководящих должностях. Ответственность
за развитие предприятия и его результаты.
Аналитическое мышление и навыки общения |
5 |
Категории должностей, где в обязанность работника является высокая степень сложности, самостоятельности и разнообразия. Требует высокого уровня специального образования (ВУЗ), опыта работы. Аналитического мышления и навыков общения. Высокая степень самостоятельности и инициативы. Ответственность за развитие и результаты функции (направления) |
4 |
Категории должностей,
где в обязанность работника
является достаточно сложная работа, требующая
самостоятельности в рамках согласованных
целей. Требует высокого уровня общения
и специального образования. Аналитическое
мышление и навыки общения. Ответственность
за результаты подразделения. Достаточный
уровень
самостоятельности и инициативы. |
3 |
Категории должностей,
где в обязанность работника
является работа средней сложности,
выполняется под общим самостоятельности и инициативы. |
2 |
Категории должностей, где в обязанность работника является работа достаточно простая и в основном повторяющаяся. Требует среднего уровня общего образования и определенной специальной подготовки. Ответственность за собственные результаты и развитие, а также за оборудование. Низкий уровень самостоятельности и инициативы. |
1 |
Категории должностей,
где в обязанность работника
является работа очень простая и
повторяющаяся. Требует среднего общего
образования и специальной подготовки
на рабочем месте. Ограниченная ответственность
за собственные результаты и развитие,
а также за
оборудование.
Минимальный уровень и инициативы. |
Данный
метод имеет несколько
Недостаток этого метода состоит в трудности описания категорий или разрядов, классификация в значительной мере построена на субъективных суждениях. Но все же руководители его используют, так как затраты на его использование более формализованных количественных методов, больше, чем обеспечиваемая ими дополнительная точность [19, c.225].
Более формализованный количественный метод оценки работы - балльный метод. Он включает определение нескольких компенсируемых факторов, причем каждый фактор присутствует в конкретном виде работы в разных степенях. Каждому фактору приписывается определенное количество баллов. Следующим шагом следует анализ факторов. Наиболее часто используемыми ключевыми факторами являются – степень ответственности, уровень квалификации условия труда, уровень образования, степень физического и умственного напряжения. Естественно, что факторами могут быть различные для разных предприятий в зависимости от профиля их деятельности. Различным может быть содержание каждого фактора [19, с.226].
Поскольку
применительно к различным
При использовании балльного метода можно учесть даже индивидуальную разницу в квалификации работников, так как большинство предприятий используют «вилки» оплат групп аналогичных видов труда. «Вилки» отражают разницу в квалификации разных людей, которые при этом могут выполнять одну и ту же работу [8, с. 253].
Следующим шагом является создание матрицы баллов. Каждый фактор оценивается в определенное число баллов, отражающее его относительную значимость (максимальное число баллов соответствует четвертому уровню), а затем производится распределение баллов между уровнями. Баллы могут распределяться как пропорционально, так и непропорционально. В результате создается матрица, показывающая, сколько баллов соответствует каждому фактору и каждому уровню важности [32, с. 226].
Таким образом, разработанная нами матрица баллов в сочетании с ранжированием поможет уставить размер заработной платы работников относительно их ответственного отношения к труду и относительно ценности их рабочего места.