Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 09:59, курсовая работа
Повышение инновационности экономики, ее глобализации и усиливающаяся конкуренция также предполагает определенное развитие и совершенствование управления процессом создания и устойчивым развитием малого бизнеса.
Отмеченное выше определяет актуальность выбранной темы исследования, которая обусловлена необходимостью:
- объективной оценки экономического потенциала малого бизнеса в конкретных сегментах бизнеса и регионах;
- определения долгосрочной стратегии развития малого бизнеса в основных отраслях и разработкой мер по обеспечению устойчивости его развития;
Наряду с предложенными выше решениями названных проблем, инструментом содействия эффективному развитию МП в зарубежных странах является комплекс мер государственной поддержки МП, особенно актуальной сегодня, в ситуации наличия мирового экономического кризиса. По результатам проведенного анализа была решена задача выявления элементов зарубежного опыта, пригодных для использования в России в современной сложившейся экономической ситуации.
Комплекс мер господдержки в зарубежных странах, включает в себя: специальное законодательство для МП; особую систему государственных программ финансового, технологического, внешнеэкономического, информационного, консультационного, кадрового содействия МП, с использованием централизованных источников и особых схем финансирования; протекционистскую государственную политику; компенсации (в том числе за счет государства) неблагоприятных условий выхода на монополизированные рынки и доступа к финансово-кредитным ресурсам; участие в госзаказах; устранение административных ограничений для деятельности МП.
В итоге изучения зарубежного опыта государственной и децентрализованной поддержки малых предприятий в США, Великобритании, ФРГ, Японии, Европейском Союзе отмечено: что, децентрализованная поддержка является более мощным фактором развития МП в сравнение с государственной и определяется объективно ограниченными финансовыми ресурсами государства. Государство содействует активизации этого направления поддержки, используя для этого различные законодательные и экономические инструменты: налоговые льготы крупному бизнесу, участвующему в соответствующих программах; условия распределения государственного заказа, предполагающие обязательное привлечение крупными компаниями МП в качестве субподрядчиков; механизм финансовых гарантий банкам и страховым компаниям; паевое участие в венчурной деятельности с участием МП.
Изучение российской практики господдержки позволило выявить наличие противоречивой ситуации. С одной стороны, уже к середине 90-х годов в России было завершено формирование системы государственных органов по поддержке МП и ее законодательной базы. По своим внешним признакам они в целом соответствовали зарубежным аналогам. С другой стороны, проведенное исследование доказало, что эффективность этой поддержки не удовлетворяет ее получателей. По нашему мнению это свидетельствует о необходимости изменения принципиальных подходов к самой концепции государственной поддержки малого предпринимательства.
В
первую очередь государству необходимо
признать, что оно не способно в
полной мере использовать зарубежный
опыт прямой финансовой поддержки МП,
- необходимость капиталоемких
2) приоритеты
государственной поддержки
Из-за
падения мировых цен на нефть,
в нефтедобывающей отрасли
Для России, необходимо пересмотреть существующий программный метод поддержки МП, который сегодня является основным инструментом реализации государственной политики в области развития МП. Предлагаем основные мероприятия принимаемых федеральных, региональных, городских комплексных и целевых Программ поддержки МП, направить на разрешение проблем, сдерживающих развитие малого предпринимательства, таких, как: несовершенство системы налогообложения; нестабильность бюджетного финансирования федеральной и региональных программ; неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования рисков МП; государственных гарантий погашения банковских ссуд; отсутствие механизмов самофинансирования (кредитные союзы, общества взаимного страхования и др.); облегчение доступа МП к аренде производственных мощностей и помещений; отсутствие социальной защищенности и безопасности предпринимателей; административные барьеры на пути развития МП; обеспечение создания и эффективной работы бизнес-инкубаторов, развитие экономических «зон», технопарков, инновационных центров, промышленных кластеров.
Отметим
выявленные в результате исследования
недостатки, которые присущи федеральным
и региональным программам: отсутствие
четкости в простановке проблемы (проблем),
которую призвана решить программа; отсутствие
глубокого анализа результатов, достигнутых/не
достигнутых в ходе реализации предыдущих
программ. Так, ни в одной федеральной
программе не оценивалась эффективность
предыдущей (влияние вложенных в реализацию
программ средств федерального бюджета
на основные параметры развития МП в стране),
зачастую даже не перечислялись мероприятия,
которые были или не были выполнены