Управление предприятием малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 09:59, курсовая работа

Описание работы

Повышение инновационности экономики, ее глобализации и усиливающаяся конкуренция также предполагает определенное развитие и совершенствование управления процессом создания и устойчивым развитием малого бизнеса.
Отмеченное выше определяет актуальность выбранной темы исследования, которая обусловлена необходимостью:
- объективной оценки экономического потенциала малого бизнеса в конкретных сегментах бизнеса и регионах;
- определения долгосрочной стратегии развития малого бизнеса в основных отраслях и разработкой мер по обеспечению устойчивости его развития;

Работа содержит 1 файл

диплом к.docx

— 47.17 Кб (Скачать)

    Наряду  с предложенными выше решениями  названных проблем, инструментом содействия эффективному развитию МП в зарубежных странах является комплекс мер государственной поддержки МП, особенно актуальной сегодня, в ситуации наличия мирового экономического кризиса. По результатам проведенного анализа была решена задача выявления элементов зарубежного опыта, пригодных для использования в России в современной сложившейся экономической ситуации.

    Комплекс  мер господдержки в зарубежных странах, включает в себя: специальное законодательство для МП; особую систему государственных программ финансового, технологического, внешнеэкономического, информационного, консультационного, кадрового содействия МП, с использованием централизованных источников и особых схем финансирования; протекционистскую государственную политику; компенсации (в том числе за счет государства) неблагоприятных условий выхода на монополизированные рынки и доступа к финансово-кредитным ресурсам; участие в госзаказах; устранение административных ограничений для деятельности МП.

    В итоге изучения зарубежного  опыта государственной и децентрализованной поддержки малых предприятий в США, Великобритании, ФРГ, Японии, Европейском Союзе отмечено: что, децентрализованная поддержка является более мощным фактором развития МП в сравнение с государственной и определяется объективно ограниченными финансовыми ресурсами государства. Государство содействует активизации этого направления поддержки, используя для этого различные законодательные и экономические инструменты:  налоговые льготы крупному бизнесу, участвующему в соответствующих программах; условия распределения государственного заказа, предполагающие обязательное привлечение крупными компаниями МП в качестве субподрядчиков; механизм финансовых гарантий банкам и страховым компаниям; паевое участие в венчурной деятельности с участием МП.

    Изучение  российской практики господдержки позволило выявить наличие противоречивой ситуации. С одной стороны, уже к середине 90-х годов в России было завершено формирование системы государственных органов по поддержке МП и ее законодательной базы. По своим внешним признакам они в целом соответствовали зарубежным аналогам. С другой стороны, проведенное исследование доказало, что эффективность этой поддержки не удовлетворяет ее получателей. По нашему мнению это свидетельствует о необходимости изменения принципиальных подходов к самой концепции государственной поддержки малого предпринимательства.

    В первую очередь государству необходимо признать, что оно не способно в  полной мере использовать зарубежный опыт прямой финансовой поддержки МП, - необходимость капиталоемких централизованных ассигнований и убыточных (для местных  бюджетов) налоговых льгот. Это определяет три главных требования к новой концепции централизованной поддержки малого предпринимательства: 1) фискальные и контрольно - разрешительные функции местных органов государственной власти в отношении МП должны быть резко ограничены федеральным законодательством;

2) приоритеты  государственной поддержки должны  быть перенесены на те ее  формы, которые не требуют прямого  бюджетного финансирования или  сокращения доходных статей бюджетов; 3) прямая финансовая поддержка  должна распространяться на ограниченные  группы МП, в ускоренном развитии  которых заинтересовано общество  и государство. Более двадцати  возможных форм господдержки  для МП  определены в статьях  Закона о государственной поддержке  МП7.

    Из-за падения мировых цен на нефть, в нефтедобывающей отрасли России при высокой экспортной пошлине, экономический кризис привел к сокращению объемов добычи нефти и в целях  сокращения издержек – к сворачиванию многими компаниями инвестиционных программ и даже остановке деятельности.

    Для России, необходимо пересмотреть существующий программный метод поддержки МП, который сегодня является основным инструментом реализации государственной политики в области развития МП. Предлагаем основные мероприятия принимаемых федеральных, региональных, городских комплексных и целевых Программ поддержки МП, направить на разрешение проблем, сдерживающих развитие малого предпринимательства, таких, как: несовершенство системы налогообложения; нестабильность бюджетного финансирования федеральной и региональных программ; неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования рисков МП; государственных гарантий погашения банковских ссуд; отсутствие механизмов самофинансирования (кредитные союзы, общества взаимного страхования и др.); облегчение доступа МП к аренде производственных мощностей и помещений; отсутствие социальной защищенности и безопасности предпринимателей; административные барьеры на пути развития МП; обеспечение создания и эффективной работы бизнес-инкубаторов, развитие экономических «зон», технопарков, инновационных центров, промышленных кластеров.

Отметим выявленные в  результате исследования недостатки, которые присущи федеральным и региональным программам: отсутствие четкости в простановке проблемы (проблем), которую призвана решить программа; отсутствие глубокого анализа результатов, достигнутых/не достигнутых в ходе реализации предыдущих программ. Так, ни в одной федеральной программе не оценивалась эффективность предыдущей (влияние вложенных в реализацию программ средств федерального бюджета на основные параметры развития МП в стране), зачастую даже не перечислялись мероприятия, которые были или не были выполнены 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Информация о работе Управление предприятием малого бизнеса