Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 09:59, курсовая работа
Повышение инновационности экономики, ее глобализации и усиливающаяся конкуренция также предполагает определенное развитие и совершенствование управления процессом создания и устойчивым развитием малого бизнеса.
Отмеченное выше определяет актуальность выбранной темы исследования, которая обусловлена необходимостью:
- объективной оценки экономического потенциала малого бизнеса в конкретных сегментах бизнеса и регионах;
- определения долгосрочной стратегии развития малого бизнеса в основных отраслях и разработкой мер по обеспечению устойчивости его развития;
Развитие
малого бизнеса в условиях рыночной
экономики становится неотъемлемой
частью структуры практически во
всех отраслях и сегментах бизнеса.
Интенсивное формирование малых
предприятий является одной из форм
реализации предпринимательской активности
населения, позволяет задействовать
частные капиталы на развитие реального
сектора экономики, формирует дополнительные
рабочие места в первую очередь
для людей, которые работают неполный
рабочий день и по гибкому графику,
наиболее полно удовлетворяет
В
условиях инновационной экономики
роль малых предприятий приобретает
особое значение, т.к. они способствуют
быстрому распространению инноваций
и расширению сферы их использования.
Последовательное развитие малых предприятий
активно способствует рациональному
размещению производительных сил, приближая
производство к пункту непосредственного
потребления продукции и
Направления
мероприятий по развитию малого бизнеса
весьма близки во всех странах. Они
связаны с защитой прав собственности
и предпринимательских
Повышение инновационности экономики, ее глобализации и усиливающаяся конкуренция также предполагает определенное развитие и совершенствование управления процессом создания и устойчивым развитием малого бизнеса.
Отмеченное выше определяет актуальность выбранной темы исследования, которая обусловлена необходимостью:
-
объективной оценки
-
определения долгосрочной
-
разработки мер по повышению
эффективности деятельности
Это
позволит успешно решить задачу, поставленную
Президентом РФ Д.А. Медведевым: «Малый
бизнес в ближайшей перспективе
должен стать рычагом создания новой
модели организации Российской промышленности».
Первый этап развития МП (1987-1989 гг.). Кооперативы были прообразом современных малых предприятий. Большие льготы всех видов, экономическая стабильность, наличие поддержки госаппарата, возможность быстрого первоначального накопления капитала позволяют назвать этот период "золотым веком" малого предпринимательства. Негативная сторона этого этапа: перекачка ресурсов госсектора в сферу малого бизнеса, в теневую экономику и в полукриминальные предприятия псевдорыночного типа заложила основы "второй экономики".
Второй этап (1990-1991 гг.) приходится на начало экономических реформ и характеризуется резким скачком в развитии МП. Этот этап - начало бума "учредительства", когда создавались разнообразные карманные торговые структуры, банки, совместные предприятия. Оборот капитала в МП увеличился на 1-2 порядка.
Третий этап (1992-1993 гг.). Связан с введением в русло экономических реформ политики шоковой терапии и массовой приватизации. Этот этап может быть назван парадоксальным в развитии МП. С одной стороны, либерализация цен, налоговый пресс и галопирующая инфляция привели к обесцениванию сбережений населения и резкому скачку процентных ставок за кредитные ресурсы, что подорвало финансовую базу МП и привело к дефициту инвестиций. С другой стороны, именно в эти годы наиболее высокими темпами росло число МП (более чем в 2 раза).
Четвертый этап (1994-1997 гг.) - постприватизационный период развития МП, характеризуется уменьшением темпов роста новых МП. Основные причины: снижение доходности ряда традиционных для МП сфер деятельности, спад производства, кризис неплатежей, инфляция, перерегистрация МП по нормам нового Гражданского кодекса РФ1. В то же время это - этап санации и насыщения полукриминальными МП, а также появления элементов цивилизованных отношений.
Пятый этап (1997 г. - до настоящего времени) - это период более высокого уровня хозяйственной зрелости малых предприятий, их способности к самоорганизации и созданию новых форм. В это время происходит медленный рост их численности. Финансовый кризис 1998 г. существенно трансформировал условия функционирования МП и переориентировал их на импортозамещение. Возник ощутимый импульс для развития малых предприятий реального сектора.
Сложившаяся отраслевая
В объеме промышленной продукции страны на долю нефтяного сектора экономики РФ в настоящее время приходится более 15 % (данные Минэнергетики РФ).
Большинство
государств выделяют малые предприятия
в самостоятельную
В РФ с 1 января 2008 г. законодательно3 закреплены критерии, которым должны соответствовать субъекты МП в части: предельных значений численности работников, доли участия в уставном капитале юридических лиц, выручки от реализации товаров (работ, услуг), позволяющие предприятию применять упрощенный порядок налогообложения, учета и отчетности и рассчитывать на меры государственной поддержки.
Решающее влияние на эффективность функционирования МП в российской экономике оказывают следующие проблемы: административные барьеры, которые возникают при получении доступа к ресурсам и правам собственности на них. Подобный «барьерный» характер отношений МП и госструктур РФ ведет к экономическим потерям общества и создает почву для получения противоправных доходов. У российских МП на преодоление проблемы административных барьеров уходит до 10% оборота, а должно быть не больше 3%, как в Западной Европе.4 Это подавляет предпринимательскую инициативу, дестимулирует капиталовложения и принуждает уводить МП «в тень». Предлагаем для упрощения взаимодействия МП с органами власти и снижения административных барьеров, ограничить круг субъектов, в отношения с которыми вступают малые предприниматели, а также ограничить число проверок субъектов МП.
Перечень проблем дополнит: нехватка производственных площадей, существовавший дефицит специализированного оборудования для малых предприятий, дефицит квалифицированных кадров, сложность кредитных отношений с банками. Проблему доступности кредитов, предлагаем решать на основе развития трех существующих сейчас форм лизинговых отношений. Полагаем, что в нынешних условиях лизинг для МП выглядит предпочтительнее банковского кредитования. Существующая в 2008г. правительственная программа финансирования МП небольшая – всего 9 млрд. рублей, при оценке потребности - в 1 трлн. рублей, при этом в 2007г. МП воспользовались только 250 млрд. рублей кредитных ресурсов.5
Еще одной традиционной проблемой для МП всегда являлись налоговые отношения. После внесения изменений в Налоговый кодекс РФ, в зависимости от применяемой системы налогообложения, малые предприятия разделены на три категории: 1) МП, ведущие учет по традиционной системе налогообложения; 2) МП, выбравшие упрощенную систему налогообложения и бухгалтерского учета. 3) МП, ведущие расчеты с бюджетом по единому налогу на вмененный доход.
Несмотря на достоинства принятой для МП упрощенной системы налогообложения, ее минусом является то, что не всегда у малого предприятия есть право выбора системы налогообложения. По нашему мнению, нужно предоставить малым предприятиям возможность добровольного перехода на уплату единого налога на вмененный доход; решить вопрос применения НДС при упрощенной системе налогообложения; упростить учет и отчетность; свести до минимума количество уплачиваемых налогов; зафиксировать на федеральном уровне предельные ставки налогов для защиты МП от излишнего давления в регионах; снизить налоговую нагрузку для начинающих предпринимателей: ввести налоговые каникулы для них на первые годы работы и, предложить на законодательном уровне налогоплательщикам - субъектам малого предпринимательства альтернативные системы налогообложения.
В действующем Налоговом кодексе "обойдена вниманием" специфика малых нефтедобывающих предприятий: определение ресурсного налога, включение в себестоимость затрат на геологоразведку, вопросы амортизации имущества. При анализе вопроса получается: если придерживаться предлагаемых коэффициентов амортизации, то сроки службы спецтехники для нефтедобычи в сложных климатических условиях не уменьшатся. Со скважинами же - противоположная ситуация: их полная стоимость будет перенесена на себестоимость нефти в течение первых пяти-шести лет. Такой порядок сулит проблемы малым нефтедобывающим предприятиям.
Проблему сбыта продукции и услуг современное малое предприятие решает, по-новому организуя сбытовые отношения с другими структурами хозяйства. Подобная интеграция чаще всего проявляется в форме франчайзинга или субподряда.
Одной из составляющих, которая могла бы решить проблему МП в области сбыта является государственный заказ. Несмотря на ряд принятых законодательно нормативных актов6, проблема предоставления МП государственных и муниципальных заказов не решена. Причины тому: коррумпированность, «нездоровое» посредничество, когда тендеры на получение госзаказа выигрывают только «свои» организации, которые потом отдают тендер на аутсорсинг, т.к. у них нет ресурсов на его реализацию. Государственный заказ – это выделяемые бюджетом ежегодно миллиарды долларов, которые распределяются среди узкого круга предприятий. Сегодня МП могут участвовать в тендере, объем которого составляет до 20 млн. руб. и претендовать на - от 10% до 20% общего объема госзаказа. Если МП допустят к участию в конкурсе на прозрачной основе, это станет толчком для их развития.
Решить эту проблему, возможно, необходимо доработать законодательство - сделать аукцион (торги) полностью прозрачным: определять лот, условия его выполнения, требования к исполнителю и условия для отказа, и, если по всем критериям МП проходит, то - в дальнейшем организатор может отказаться от его услуг только в случае нарушения договора о поставке. А, при отстранении МП, организатор должен возместить ущерб (не менее 20% от стоимости лота). В современной российской практике иногда лот выставляется по заведомо низкой цене и не интересен МП. Затем лот снимается и реализуется через «свои» предприятия по нормальным ценам. Также есть ситуации, когда торги выигрываются по одной цене, а потом происходит откат к более высокой цене. Результаты таких торгов нужно аннулировать. Предлагаем, установить требования к МП - участникам аукциона: уровень годового оборота должен быть не менее 50% от стоимости лота, наличие материальной базы или поручителей, МП должно иметь историю и репутацию (чтобы исключить однодневные компании). Если МП, выполняя предыдущий тендер, отдавало на аутсорсинг более 40% работ, оно исключается из аукциона. После выполнения обязательств, МП должно проходить независимую аудиторскую проверку, связанную с конкретным лотом.
Обращает на себя внимание факт, что в сфере государственных закупок нет направленности на выполнение тендера. Расторжение контракта – единственная точка контроля для государственного заказчика, ему важно доложить вышестоящим контролирующим органам, что деньги уже освоены, конкурс проведен. А, нужно привлекать независимого аудитора, и, в случае, если - предприятие не пройдет его проверки, исключать его из системы государственных закупок (на 5 лет) и пусть оно выплатит штраф (60% от стоимости лота). На наш взгляд эти предложения - реальны для осуществления. Но они должны быть рассмотрены и введены в комплексе.