Управление предпринимательскими рисками

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 11:16, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определить пути управления рисками на предприятиях в РФ.
Поставленная цель предопределила постановку и решение ряда взаимосвязанных задач:
-рассмотреть существующее понятие о рисках, причины его возникновения;
-исследовать рыночную деятельность предприятия;
-проанализировать деловую среду предприятия;
-предложить меры по минимизации рисков предприятия;

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты управления рисками
1.1 Сущность, предмет и объект предпринимательских рисков, факторы их определяющие
1.2 Классификация предпринимательских рисков
1.3 Приемы и методы управления рисками
Глава 2. Анализ рисков предприятия и направления управления (на примере ОАО «Мегафон»)
2.1 Экономическая характеристика предриятия
2.2 Анализ предпринимательских рисков компании
2.3 Пути минимизации рисков предприятия на рынке
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курс.раб. риски мегафон .doc

— 157.50 Кб (Скачать)

 

      Глава 2. Анализ рисков предприятия и  направления управления (на примере ОАО «Мегафон») 

     2.1 Экономическая характеристика  предприятия 

     «МегаФон» - одна из наиболее динамично развивающихся  сетей мобильной связи. Эта компания строит свой бизнес, основываясь на принципах максимального удовлетворения потребностей абонентов, добросовестной конкуренции и информационной открытости.

     ОАО «МегаФон» предлагает потребителям услуги сотовой радиотелефонной  связи. Основной услугой является передача голоса и услуги междугородной и международной связи. Также ОАО «МегаФон» предлагает широкий спектр дополнительных услуг, основанных на самых передовых телекоммуникационных технологиях. Наиболее доходными из дополнительных услуг являются обмен короткими сообщениями (SMS), информационно-справочные и развлекательные услуги, предоставляемые как по голосовым каналам, так и с использованием технологий передачи данных. Таким образом, ОАО «МегаФон» имеет стабильный источник дополнительных доходов

     ОАО «МегаФон», ранее носившее название ЗАО «Северо-Западный GSM», существует более 10 лет с даты его государственной регистрации и создано на неопределенный срок. Услуги сотовой связи общество начало предоставлять в 1995 году в Северо-западном регионе Российской Федерации.

     В августе 2001 года ОАО «Телекоминвест», Telia (Швеция), Sonera Holding В.У. (Нидерланды) и ООО «ЦТ-Мобайл» заключили соглашение об объединении компаний ЗАО «Северо-Западный GSM», ЗАО «Соник Дуо» и восьми других региональных сотовых операторов связи для создания национального сотового оператора под единой торговой маркой «МегаФон». Такое объединение было произведено в форме приобретения компанией ЗАО «Северо-Западный GSM» компаний указанных в таблице 2.1. 

     Таблица 2

     Компании, входящие в холдинг ОАО «Мегафон»

Компания Доля, % Время начала предоставления услуг связи
ЗАО « Сонник Дуо» 100% Ноябрь 2001 года
ОАО «МСС-Поволжье» 100% Август 1999 года
ЗАО «Мобиком- Киров» 100% Февраль 2001года
ЗАО «Мобиком- Центр» 100% Декабрь 2002 года
ЗАО «Волжский GSM» 80% Декабрь 1999 года
ЗАО «Уральский Джи ЭсЭм» 80% Июнь 2002 года
ЗАО «Мобиком- Кавказ» 75% Январь 2001 года
ЗАО «Мобиком –Новосибирск» 51% Декабрь 2003 года
ЗАО «Мобиком- Хабаровск» 51% Март 2004 года
 

     Объединение компаний было завершено в марте 2002 года. В июле 2002 года ЗАО «Северо-Западный GSM» было переименовано в «МегаФон» и перерегистрировано как открытое акционерное общество. В течение 2002года и начала 2003 года доля во всех дочерних региональных сотовых операторах была доведена до 100%. Виды продукции (работ, услуг) обеспечившие не менее чем 10 процентов объема реализации (выручки) эмитента за отчетный период. Объем реализованных услуг представлен в таблице 2.6. 

     Таблица 3

     Объем реализованных услуг.

Наименование  показателя 2005 г. 2006 г.
Объем выручки от оказания услуг, тыс. руб. 15 225 203 24 929 291
В том числе объем выручки от

реализации эфирного времени,

тыс. руб.

 
10 698 258

70,3%

 
18 222 526 73
 

 

      Исходя из табличных данных видно, что объем выручки от оказания услуг в 2006 г. вырос и составил 24 929 291 тыс. руб., в 2005г. он составлял 15 225 203 тыс. руб. В том числе объем выручки от реализации эфирного времени составил в 2006 г.- 18222526 тыс. руб., а в 2005- 10 698 258 тыс. руб.

     Доля  от общего объема выручки в2006 г. увеличилась по сравнению с 2005 г.

     К факторам, которые могут негативно  повлиять на сбыт ОАО «МегаФон» своих  услуг, можно отнести:

  • ухудшение экономической ситуации и, как результат, снижение доходов населения;
  • снижение цен на услуги мобильной связи с увеличением интенсивности конкуренции вследствие появления на рынке новых игроков;
  • поздний выход на новые региональные рынки, когда основная часть платежеспособных клиентов уже является абонентами конкурентов Эмитента.

     Для снижения рисков ухудшения сбыта  вследствие описанных выше факторов ОАО «МегаФон» необходимо разрабатывать, и внедрять специальные программы лояльности для удержания абонентской базы, продолжать строить сильную торговую марку, разрабатывать эффективную маркетинговую политику. 

     2.2 Анализ предпринимательских рисков компании 

     Как и в работе любого предприятия, в  работе ОАО «Мегафон» присутствуют риски. Одни из них могут быть прогнозируемыми, другие частично непрогнозируемыми, но все они в той или иной мере оказывают влияние на работу предприятия. Для данного предприятия характерна подверженность следующим видам риска.

     Риск  конкуренции

     Российский  рынок мобильной связи характеризуется  высокой концентрацией. По данным компании АС&М Consulting на 31 декабря 2006 г. число пользователей сотовой связи достигло 152 млн., увеличившись на 2.7 млн. с ноября 2006 г. и на 25.9 млн. с декабря 2005 г. Три ведущих оператора мобильной связи - ОАО «МТС», ОАО «ВымпелКом» и ОАО «МегаФон» совместно обслуживают 85,9% общего количества абонентов в стране. На 31 декабря 2006 г. доля МТС на совокупном российском рынке составляет 33,7%, доля ВымпелКома - 31,7% и доля МегаФона - 19,5%. Оставшиеся 15,1% делят между собой различные региональные операторы

     В каждом из восьми российских макро-регионов Общество конкурирует, по меньшей мере, с двумя операторами мобильной связи. Конкуренция ведется, во-первых, в области тарифов и, во-вторых, в области сетевого покрытия и его качества, качества обслуживания клиентов, цен на услуги роуминга и ассортимента предлагаемых дополнительных услуг.

     Поэтому возникает риск снижения объема реализации в результате падения спроса на бренд (риск невостребованности). На возможность  возникновения такого риска влияют внешнеэкономическая ситуация, информационная база, научно-технический уровень.

     Риск  потери качества товара, т.е. связи, а  именно на стадии развития качества связи, что приводит к снижению цены на него. К причинам такого риска можно  отнести некачественную установку  вышек.

     Риск  повышение издержек обращения в  сравнении с намеченными в результате выплаты штрафов, непредвиденных пошлин отчислений, что приводит к снижению прибыли фирмы.

     Риски, связанные с неисполнением хозяйственных  договоров. Причиной неисполнения хозяйственных  договоров часто является неплатежеспособность партнеров.

     Среди таковых: рисков в деятельности компании можно отметить риск отказа партнера от заключения договора после проведения переговоров может возникнуть в  случае необходимости изменения  предварительных условий контракта, а также при недобросовестности партнера. Такой риск имеет место из-за вероятности «переключения» партнера на конкурирующие фирмы. Билайн, МТС которые могут предложить лучшие условия сделки.

     Так как производственно-хозяйственная  деятельность Компании Мегафон непосредственно  связана с компьютеризацией и автоматизацией, то это обстоятельство приводит к возможности потерь в результате сбоя компьютерной системы, сбоя вычислительной техники.

     Отраслевые  риски

     В последние несколько лет отрасль  сотовой связи является одной  из наиболее динамично развивающихся отраслей российской экономики. Ухудшения ситуации в данной отрасли в России в обозримом будущем не предвидится. Если в конце 2004 года общее число абонентов составляло 74,35 миллиона, то на конец 3 квартала 2006 года, общее количество достигло 147 миллионов (по данным консалтингового агентства ACM-Consulting). Это обеспечило России первое место в Восточной Европе по показателю «абсолютное число абонентов сотовой связи».

     Надо  отметить, что влияние этого фактора  на деятельность эмитента снижается за счет того, что ОАО «МегаФон» является одним из трех крупнейших операторов сотовой связи на российском рынке и постепенно увеличивает свою долю рынка. Предполагаемые действия эмитента в случае усиления конкуренции: наращивание абонентской базы путем применения конкурентоспособных тарифов, своевременного расширения сетей, развития телекоммуникационной инфраструктуры и внедрения новых видов услуг.

     Построение  телекоммуникационной сети ОАО «МегаФон»  подвержено рискам и неопределенности, которые могут замедлить начало предоставления услуг на некоторых территориях и увеличить стоимость строительства необходимой инфраструктуры. К числу таких рисков, относятся правила, регулирующие применение телекоммуникационного оборудования в сетях связи общего пользования и ввод в эксплуатацию новых объектов. В частности, все виды оборудования подлежат обязательной государственной сертификации.

     Риски, связанные с возможным изменением цен на сырье, услуги, используемые эмитентом в своей деятельности (отдельно на внутреннем и внешнем рынках), и их влияние на деятельность эмитента и исполнение обязательств по ценным бумагам.

     Для расширения сетей и развития телекоммуникационной инфраструктуры эмитент осуществляет закупки специального дорогостоящего, в основном импортного оборудования. В связи с этим существуют риски, связанные с (а) возможной девальвацией рубля по отношению к Евро и Доллару США и (б) возможным повышением цен на оборудование и услуги, используемые эмитентом в своей деятельности, может оказать негативное влияние на его финансовые показатели, так как приведет к росту расходов и как следствие - к уменьшению прибыли

     Высокий уровень конкуренции приводит к  необходимости снижения тарифов  на услуги эмитента с целью обеспечения  конкурентоспособности его услуг на рынке. Снижение тарифов, наряду с вложением инвестиции в развитие телекоммуникационной инфраструктуры и сокращением темпов роста абонентской базы, может привести к снижению рентабельности бизнеса.

     Будущая выручка от абонентов не является в достаточной степени предсказуемой. ОАО «МегаФон» стремиться к тому, чтобы контрактные абоненты заключали договоры на обслуживание. Однако многие из договоров на обслуживание могут быть расторгнуты абонентами за короткое время без существенных штрафных санкций. Уровень оттока абонентов у ОАО «МегаФон», который представляет число абонентов, отключившихся от его сети в течение определенного периода, в процентном отношении от числа абонентов в периоде подвержен колебаниям, которые трудно прогнозировать. По итогам трех кварталов 2006 года уровень оттока составил 34%. Рост уровня оттока абонентов обусловлен в основном высокими темпами роста абонентской базы и значительным усилением конкуренции на рынке, а также введением более жесткой системы подсчета абонентов. Существенную долю клиентов ОАО «МегаФон» составляют абоненты, которые пользуются мобильной связью в первый раз. Лояльность новых абонентов в условиях высокой конкуренции является низкой, новые абоненты мигрируют между тарифными планами и операторами чаще, чем уже устоявшиеся пользователи услуг мобильной связи. Миграция наших абонентов между тарифными планами технически регистрируется как отток, хотя абоненты остаются у ОАО «МегаФон», тем самым это отражается на общем увеличении уровня оттока в указанные периоды. Поскольку ОАО «МегаФон» планирует расходы на основе своих прогнозов будущей выручки, существенные неточности в прогнозировании выручки могут отрицательно сказаться на результатах его хозяйственной деятельности.

     Финансовые  риски

     Высокая инфляция отражается на курсе рубля  по отношению к доллару и евро и может привести к увеличению ряда расходов компании, выраженных в этих валютах. Такие расходы включают оплату труда и арендную плату, которые существенно зависят от общего повышения уровня цен в России. В ситуации жесткой конкуренции ОАО «МегаФон» не сможет поднять тарифы по своим услугам до уровня, обеспечивающего текущую норму операционной прибыли. Соответственно, высокий уровень инфляции в России по отношению к девальвации рубля, может увеличить расходы компании и снизить операционную прибыль.

Информация о работе Управление предпринимательскими рисками