Управление персоналом в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 22:02, курсовая работа

Описание работы

До последнего времени само понятие «управления персоналом» в нашей управленческой практике отсутствовало. Правда, системы управления каждой организации имело функциональную подсистему управления кадрами и социальным развитием коллектива, но большую часть объема работ по управлению кадрами выполняли линейные руководители подразделения.
Основным структурным подразделением по управлению кадрами в организации является отдел кадров, на который возложены функции по приему и увольнению кадров, а также по организации обучения, повышения квалификации и переподготовке кадров. Для выполнения последних функций не редко создаются отделы подготовке кадров или отделы технического обучения.

Работа содержит 1 файл

курсовая менеджмент.doc

— 235.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Содержание 
 
 

  Введение_____________________________________________________3 

  1. Концепция управления персоналом в организации__________________5
 
  1. Принципы  и методы построения системы управления_______________8
 
  1. Управление работой с персоналом в организации__________________18
  2. Сущность, цели и задачи кадрового планирования
  3. Оперативный план работы с персоналом
    1. Привлечение персонала
    1. Процесс отбора персонала
    2. Организация процесса распределения персонала
    3. Введение работника в курс дела
    4. Организация работы по адаптации персонала
    5. Обучение персонала
 
  1. Система служебно-профессионального продвижения______________29
 
  1. Управление  численностью и структурой персонала  на примере ОАО «Иней»_____________________________________________________34

Заключение___________________________________________________37

 

  Список  используемой литературы______________________________39 
 
 
 
 

Введение 

    Для всех организаций – больших и  малых, коммерческих и некоммерческих, для любых предприятий управление людьми имеет важное значение. Без людей нет организации. Без нужных людей, без специалистов ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить. Несомненно, что управление людьми, т.е. трудовыми ресурсами является одним из важнейших аспектов теории и практики управления.

      Создание производства мирового  класса всегда связано с людьми, которые работают на предприятии.  Правильные принципы организации  производства, оптимальные системы  и процедуры играют, конечно же, важную роль, но реализация всех  возможностей, заложенных в новых методах управления, зависит уже от конкретных людей, от их знаний, компетентности, квалификации, дисциплины, мотивации, способности решать проблемы, восприимчивости к обучению.

    Компетентность  требуется работнику, занимающемуся  разработкой  новых  изделий или оборудования, хотя бы потому, что создание новой хорошей техники требует, как минимум, знания того, как  работает  старые  машины и оборудование. Но для предприятия, которое решило сегодня преуспеть в  конкурентной  борьбе, необходимо, чтобы каждый работник обладал  весьма  обширными знаниями.

    В результате прогноза спроса и предложения  на трудовые ресурсы любая организация  может выяснить число людей, в  которых она нуждается, уровень  их квалификации и расстановку кадров.

    В итоге может быть разработана согласованная кадровая политика, включающая системы набора, подготовки, совершенствования и  оплаты  кадров, а также политика отношений между администрацией и работниками.  Этот стратегический план  может  быть  разбит на конкретные программы использования трудовых ресурсов.

      Чем больше численность, тем при прочих равных условиях больше объем произведенной  продукции.

      Все выше сказанное обусловило актуальность представленной темы.

      Целью работы является изучение влияния персонала  предприятия на производственные возможности предприятия.

      Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть  теоретические вопросы состава, структуры персонала предприятия, показатели движения и производительности труда и основные проблемы кадровой политики на предприятии.

      Объектом  исследования является персонал предприятия.

      Предметом исследования является влияние персонала  на производительность труда и производственные возможности предприятия.

      Представленная  работа состоит из трех частей. В первой и во второй рассмотрены теоретические вопросы управления численностью и структурой персонала. В третей главе управление численность и структурой персонала рассмотрено на примере ОАО «Иней».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Концепция управления персоналом в организации.

      До  последнего времени само понятие  «управления персоналом» в нашей  управленческой практике отсутствовало. Правда, системы управления каждой организации имело функциональную подсистему управления кадрами и  социальным развитием коллектива, но большую часть объема работ по управлению кадрами выполняли линейные руководители подразделения.

        Основным структурным  подразделением по управлению кадрами  в организации является отдел  кадров, на который возложены функции  по приему и увольнению кадров, а также по организации обучения, повышения квалификации и переподготовке кадров. Для выполнения последних функций не редко создаются отделы подготовке кадров или отделы технического обучения.

        Отделы кадров не являются ни методическим, ни информационным, ни координирующим центром кадровой работы. Они структурно разобщены с отделами организации труда и заработной платы, отделами охраны труда и техники безопасности, юридическими отделами и другими подразделениями, которые выполняют функции управления кадрами. Для решения социальных проблем в организациях создаются службы социального исследования и обслуживания. Службы управления персоналом, как правило, имеют низкий организационный статус, являются слабыми в профессиональном отношении. В силу этого они не выполняют целый ряд задач по управлению персоналом и обеспечению нормальных условий его работы. Важнейшие в их числе:

  • социально психологическая диагностика;
  • анализ и регулирование групповых и личных взаимоотношений, отношений руководства;
  • управление производственными и социальными конфликтами и стрессами;
  • информационное обеспечения системы кадрового управления;
  • управление занятостью;
  • оценка и подбор кандидатов на вакантные должности;
  • анализ кадрового потенциала и потребности в персонал;
  • планирование и контроль деловой карьеры;
  • профессиональная и социально-психологическая адаптация работников;
  • управление трудовой мотивацией;
  • правовые вопросы трудовых отношений;

        Если в условиях командно-административной системы  эти задачи рассматривались как  второстепенные, то при переходе к рынку они выдвинулись на первый план, и в их решении заинтересована каждая организация.

        Основу концепции  управления персоналом организации  в настоящее время составляют возрастающая роль личности работника, знания его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией.

        Изменение в экономической  и политической системах в нашей  стране одновременно несут как большие  возможности, так и серьезные  угрозы для каждой личности, устойчивости ее существования, вносят значительную степень неопределенности в жизнь практически каждого человека. Управление персоналом в такой ситуации приобретает особую значимость, поскольку позволяет реализовать, обобщить целый спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учета личного фактора в построении системы управления персоналом организации. Укрупнено можно выделить три фактора, оказывающих воздействие на людей в организации.

        Первый — иерархическая структура организации, где основное средство воздействия — это отношение власти — подчинению, давление на человека  сверху, с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ.

        Второй — культура, т.е. вырабатываемый обществом, организацией, группой людей совместные ценности, социальные нормы, установки поведения, которые регламентируют действия личности, заставляют индивида вести себя так, а не иначе без видимого принуждения.

        Третий — рынок — сеть равноправных отношений, основанных на купле-продаже продукции и услуг, отношениях собственности, равновесии интересов продавца и покупателя.

        Эти факторы воздействия  — понятия достаточно сложные и на практике редко реализуются в отдельности. Как кому из них отдается приоритет, таков и облик экономической ситуации в организации.

        При переходе к рынку происходить медленный отход от иерархического управления, жесткой системы административного воздействия, практически неограниченной исполнительной власти к рыночным отношения, отношениям собственности, базирующимся на экономических методах. Поэтому необходима разработка принципиально новых подходах к приоритету ценностей. Главное внутри организации — работники, а за пределами — потребители продукции. Необходимо повернуть сознание работающего к потребителю, а не к начальнику; к прибыли, а не к расточительству; к инициатору, а не к бездумному исполнителю. Перейти к социальным номам, базирующимся на здравом экономическом смысле, не забывая о нравственности. Иерархия отойдет на второй план, уступая место культуре и рынку.

  Новые службы управления персоналом создаются, как правило, на базе традиционных служб: отдела кадров, отдела организации труда и заработной платы, отдела охраны труда и техники безопасности и др. Задачи новых служб заключаются в реализации кадровой политики и координации деятельности по управлению трудовыми ресурсами в организации. В связи с этим они начинают расширять круг своих функций и от чисто кадровых вопросов переходят к разработке систем стимулирования трудовой деятельности, управлению профессиональным продвижением, предотвращению конфликтов, изучению рынка трудовых ресурсов и др.

      Безусловно, структура службы управления персоналом во многом определяется характером и  размерами организаций, особенностями  выпускаемой продукции. В мелких и средних организациях многие функции  по управлению персоналом выполняют преимущественно линейные руководители, а в крупных формируются самостоятельные структурные подразделения по реализации функций.

      В ряде организаций формируются структуры  управления персоналом, объединяющие под единым руководством заместителя директора по управлению персоналом все подразделения, имеющие отношение к работе с кадрами. В зависимости от размеров организации состав подразделений будет меняться: в мелких организациях одно подразделение может выполнять функции нескольких подсистем, а в крупных функции каждой подсистемы, как правило, выполняет отдельное подразделение.

      Обобщение опыта отечественных и зарубежных организаций позволяет сформировать главную цель системы управления персоналом: обеспечение кадрами, организация  их эффективного использования, профессионального и социального развития. В соответствии с этими целями формируется система управления персоналом организации. В качестве базы для ее построения используются принципы, т. е. Правила и методы, разработанные наукой и апробированные практикой. 

2.Принципы и методы построения системы управления персоналом организации.

        Различают две группы принципов построения системы управления персоналом в организации: принципы, характеризующие требования к формированию системы управления персоналом, и принципы, определяющие направления развития системы управления персоналом (таблица 1). Все принципы построения системы управления персоналом реализуются во взаимодействии. Их сочетание зависит от конкретных условий функционирования системы управления персоналом организации.  

  Таблица 1.

  Принцип   Содержание  принципа
  Принципы, характеризующие  требования к формированию системы управления персонала
  Обусловленности функций управления персоналом целям  производства   Функции управления персоналом формируются и изменяются не произвольно, а в соответствии с потребностями и целями производства.
  Первичности функций управления персоналом   Состав  подсистем системы управления персоналом, организационная структура, требования к работникам и их численность зависят от содержания, количества и трудоемкости функций управления персоналом.
  Оптимальности соотношения интраинфрафункций  управления персоналом   Определяет  пропорции между функциями, направленными  на организацию системы управления персоналом (интрафункции), и функциями управления персоналом (инфрафункции).
  Оптимального  соотношения управленческих ориентации   Диктует необходимость опережения ориентации функций управления персоналом на развитие производства по сравнению с функциями, направленными на обеспечение функционирования производства.
  Потенциальных имитаций   Временное выбытие отдельных работников не должно прерывать процесс осуществление  каких-либо функций управления. Для  этого каждый работник системы управления персоналом должен уметь имитировать функции вышестоящего, нижестоящего сотрудника и одного - двух работников своего уровня.
  Экономичности   Предполагает  наиболее эффективную и экономичную  организацию управления персоналом, снижение доли затрат на систему управления в общих затратах на единицу выпускаемой продукции, повышение эффективности производства. В случае если после мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом увеличились затраты на управление, то они должны перекрывать эффектом в производственной системе, полученным в результате их осуществления.
  Прогрессив-ности   Соответствие  системы управления персоналом передовым  зарубежным и отечественным аналогам.
  Перспектив-ности   При формировании системы управления персоналом следует  учитывать перспективы развития организации.
  Комплексности   При формировании системы управления персоналом необходимо учитывать все факторы, воздействующие на систему управления (связи с  вышестоящими органами, договорные связи, состояние объекта управления и  т.д.).
  Оперативности   Своевременное принятие решений по анализу и совершенствованию системы управления персоналом, предупреждающих или оперативно устраняющих отклонения.
  Оптимальности   Многовариантная проработка предложений по формированию системы управления персоналом и  выбор наиболее рационального варианта для конкретных условий производства.
  Простоты    Чем проще  система управления персоналом, тем  лучше она работает. Безусловно, это исключает управление системы  управления персоналом в ущерб производству.
  Научности   Разработка  мероприятий по формированию систему управления персоналом должна основываться на достижениях науки в области управления и с учетом изменения законов развития общественного  производства в рыночных условиях.
  Иерархичности   В любых  вертикальных разрезах системы управления персоналом должно обеспечиваться иерархическое взаимодействие между звеньями управления (структурными подразделениями или отдельными руководителями), принципиальной характеристикой которого является несимметричная передача информации «вниз» (дезагрегирование, детализация) «вверх» (агрегирование) по системе управления.
  Автономности   В любых  горизонтальных  и вертикальных разрезах системы управления персоналом должна обеспечиваться рациональная автономность структурных подразделений или  отдельных руководителей.
  Согласован-ности   Взаимодействие  между иерархическими звеньями по вертикали, а также между относительно автономными  звеньями системы управления персоналом по горизонтали должны быть в целом  согласованы с основными целями организации и синхронизированы во времени.
  Устойчивости   Для обеспечения  устойчивого функционирования системы  управления персоналом необходимо предусматривать  специальные «локальные регуляторы», которые при отклонении от заданной цели организации ставят того или  иного работника или подразделение в невыгодное положение и побуждают их к регулированию системы управления персоналом.
  Многоаспектность    Управление  персоналом как по вертикале, так  и по горизонтали может осуществляться по различным каналам:
  • административно-хозяйственному,
  • экономическому,
  • правовому и т.п.
  Прозрачности   Система управления персоналом должна обладать концептуальным единством, содержать  единую доступную терминологию, деятельность всех подразделений и руководителей  должна строится на единых «несущих конструкциях» (этапах. Фазах, функциях) для различных по экономическому содержанию процессов управления персоналом.
  Комфортности   Система управления персоналом должна обеспечить максиму удобств для творческих процессов обоснования, выработки, принятия и реализации решений человеком. Например, выборочная печать данных, разнообразие обработки, специальное оформление документов с выделение существенной информации их гармоничный внешний вид, исключение излишней работы при заполнении документов и т.д.
  Принципы, определяющие направления развития системы управления персоналом
  Концентрации   Рассматривается в двух направлениях: концентрация усилий работников отдельного подразделения  или всей системы управления персоналом на решение основных задач или  как концентрация однородных функций в одном подразделении системы управления персоналом, что устраняет дублирование.
  Специализации   Разделение  труда в системе управления персоналом (выделяется труд руководителей, специалистов и служащих). Формируются отдельные  подразделения, специализирующие на выполнении групп однородных функций.
  Параллельности    Предполагает  одновременное выполнение отдельных  управленческих решений, повышает оперативность  управление персоналом.
  Адаптивности (гибкости)   означает  приспособляемость системы управления персоналом к изменяющимся целям объекта управления и условиям его работы.
  Преемствен-ности   Предполагает  общую методическую основу проведения работ по совершенствованию системы  управления персоналом на разных ее уровнях  и разными специалистами, стандартное  их оформление.
  Непрерывности   Отсутствие  перерывов в работе работников системы  управления персоналом или подразделении, уменьшение времени пролеживания документов, простоев технических средств управления т.п.
  Ритмичности   Выполнение  одинакового объема работ в равные промежутки времени и регулярность повторения функций управления персоналом.
  Прямо точности   Упорядоченность и целенаправленность необходимой  информации по выработке определенного  решения. Она бывает горизонтальная и вертикальная (взаимосвязи между функциональными подразделениями и взаимосвязи между различными уровнями управления).

Информация о работе Управление персоналом в организации