Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 20:38, реферат
Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение - инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия
(распространение во времени уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения).
Введение…………………………………………………………………………………………………………………………………………………
1. Нововведения в управлении рыночным поведением………………………………………
2. Новое в деятельности предприятий……………………………………………………………………………
3. Обновление ассортимента…………………………………………………………………………………………………………
4. Продуктовые инновации…………………………………………………………………………………………………….
5. Эффективность нововведений в управлении рыночным поведением………………………………………………………………………………………………………………………
5.1. Динамика показателей деятельности……………………………………………………
5.2. Условия и цели деятельности……………………………………………………………………
5.3. Влияние нововведений на перспективы бизнеса……………………………
6. Роли и позиции в нововведениях………………………………………………………………………………
7. Управление предприятием в кризисной ситуации…………………………………………
7.1. Роль инновационной стратегии в антикризисном управлении……………………………………………………………………………………………………………………………
7.2. Инновационная активность и изменчивость внешней среды…………………………………………………………………………………………………………………………………………
7.3. Система целей и инновационная стратегия……………………………………
7.4. Антикризисный план. Стратегия и потенциал управления……………………………………………………………………………………………………………………………
Выводы и рекомендации……………………………………………………………………………………………………………
Библиографический список……………………………
Таблица 2. Направление
продуктовых инноваций
|Виды продуктовых |Управление рыночным|
|
|инноваций |поведением | |
| |есть затруднения, %|осуществлены нововведения,
|
| | |% |
|Запуск в производство |52 |44 |
|новых продуктов: | | |
|до 1995г | | |
|в 1995 – 96 гг. |40 |46 |
|в 1997 г. |43 |60 |
|в 1998 г. |41 |59 |
|Улучшение качества |45 |69 |
|продукции: | | |
|до 1995 г. | | |
|в 1995 – 96 гг. |63 |86 |
|в 1997 г. |59 |66 |
|в 1998 г. |61 |59 |
|Продуктовых инноваций |21 |13 |
|не было: до 1995 г. | | |
|в 1995 – 96 гг. |18 |5 |
|в 1997 г. |14 |6 |
|в 1998 г. |16 |7 |
Что касается видов
продуктовых инноваций, можно констатировать
следующее. До 1995г. новые продукты запускали
в производство чаще предприятия
из группы “есть затруднения” (в 1,2
раза), в 1998 г. – чаще предприятия из группы
“осуществлены нововведения” (в 1,4 раза).
До 1995 г. чаще улучшали качество выпускаемой
продукции МП группы “новаторов” (в 1,5
раза), в 1998 г. – чаще “проблемные” МП
(расхождение незначительно).
Начиная с 1995г., предприятия, модернизирующие
управление рыночным поведением, наращивают
запуск в производство новых продуктов
и ограничивают меры по улучшению качества
выпускаемых товаров. МП, испытывающие
трудности в данной сфере управления,
в последние четыре года практически не
меняли масштабов обновления ассортимента
и улучшения качества продукции.
Полученный результат, с учетом положительного эффекта нововведений в рыночной политике, косвенно подтверждает: сегодня “игра на качестве” дает относительно незначительные рыночные преимущества, является не самой выигрышной конкурентной мерой. Резкое сжатие платежеспособного спроса, по- видимому, усилило его ценовую эластичность и ослабило эластичность по качественным параметрам. Рационализировать рыночное поведение в сложившихся условиях означает делать основной упор на обновление ассортимента вплоть до его изменения, т.е. на диверсификацию деятельности.
Еще одно доказательство
тому – более “молодая” продукция
у МП, модернизировавших управление
рыночным поведением. Доля продукции,
выпускаемой менее 1 года, в объеме производства
предприятий этой группы –
49% против 40% у предприятий другой группы.
5. Эффективность
нововведений в управлении
5.1. Динамика показателей деятельности
На динамику
показателей результативности бизнеса
новшества в управлении рыночным поведением
повлияли ощутимо. Так, среди МП, реализовавших
нововведения, оказалось в 1,7 раз меньше
убыточных фирм, соответственно больше
работавших с прибылью (всего на 7%). Предприятия
той же группы в 1,5 раза чаще констатировали
увеличение выручки от реализации/оборота.
Новшества в рыночной политике позволили
МП легче справиться с последствиями финансового
кризиса. Одно из главных – сокращение
спроса, “новаторами” отмечено существенно
реже: 41% представителей группы “в управлении
осуществлены нововведения” против 56%
по группе “в управлении есть проблемы”[3].
Интегральный
показатель состояния бизнеса, финансовое
положение предприятия, также не
остался “равнодушным” к
Таблица 3. Управленческие
новации в сфере рыночного поведения.
|Оценка финансового |Управление реализацией
| |
|состояния |продукции и рыночным | |
| |поведением | |
| |есть затруднения, в % |осуществлены нововведения,|
| |от числа ответивших |в % от числа ответивших
|
|По итогам 1997 г.: |9 |1 |
|плохое | | |
|удовлетворительное |61 |69 |
|хорошее |30 |30 |
|В июле 1998г.: плохое |16 |12 |
|удовлетворительное |59 |53 |
|хорошее |25 |36 |
|По итогам 1998г.: |44 |39 |
|плохое | | |
|удовлетворительное |48 |50 |
|хорошее |8 |11 |
|Прогноз на 1999г.: |24 |18 |
|плохое | | |
|удовлетворительное |57 |53 |
|хорошее |19 |29 |
5.2. Условия и цели деятельности
Достаточно противоречивый,
на первый взгляд, результат получен
при сопоставлении
Таблица 4. Обеспеченность
бизнеса ресурсами.
|Дефицит ресурса |Управление рыночным
| |
| |поведением | |
| |есть затруднения, в % от|осуществлены
|
| |числа ответивших |нововведения, в % от
|
| | |числа ответивших |
|Трудовые ресурсы |5 |7 |
|Оборудование |18 |29 |
|Помещения |21 |33 |
|Производственные |25 |37 |
|запасы | | |
|Готовая продукция |13 |27 |
|Денежные оборотные |80 |86 |
|средства | | |
Тот факт, что МП реализовало новые методы управления в сфере рыночного поведения, характеризует его, в общем случае, как бизнес с более перспективными целевыми установками. По-видимому, верно и обратное: те предприятия, что нацелены не на выживание, а на долгосрочное и активное присутствие на рынке, осознанно модернизируют сферу управления и управления рыночным поведением в том числе. Так, среди респондентов, испытывающих затруднение в управлении поведением на рынке, 42% признали, что цель их бизнеса – выживание. Среди МП, реализовавших новшества в указанной сфере управления, “выживающих” предприятий в 1,4 раза меньше. Зато в 1,3 раза больше предприятий, сориентированных на стабилизацию бизнеса.
Несомненным показателем
эффективности нововведений в управлении
рыночным поведением является то, что
они (нововведения) в значительной мере
снимают внешние барьеры для развития
бизнеса, для реализации целей предпринимателей.
Результаты опроса подтверждают: снижение
спроса, низкая платежеспособность, высокая
конкуренция как факторы, препятствующие
реализации целевых установок, называются
респондентами из группы “были нововведения
в управлении” соответственно в 1,3, 1,3
и 2,7 раза реже, чем предпринимателями
из группы “есть затруднения в управлении”.
Для
“новаторов” относительно больший вес
приобретают внутрифирменные ограничители
развития бизнеса. Недостаток денежных
оборотных средств как барьер ими упоминается
в 1,7 раза, а дефицит финансовых средств
на развитие
– в 1,3 раза чаще, чем респондентами другой
группы.
Планируя бизнес на следующий год, руководители МП в качестве основных, определяющих деятельность предприятия называли разные факторы. Там, где уже знакомы с практикой управленческих нововведений в области регулирования рыночным поведением, ощутимо чаще, в среднем в 1,3 раза, связывают перспективы бизнеса с обновлением номенклатуры выпуска, освоением новых видов деятельности, привлечением новых поставщиков. Данный результат, если его интерполировать, еще раз подтверждает: сегодня более эффективная рыночная политика - политика активной адаптации за счет своевременной переориентации бизнеса на новые рынки, новых партнеров. Для реализации данных установок необходимы дополнительные средства, основной источник которых – внешнее финансирование. С возможностью его привлечения связывают деятельность фирмы пятая часть респондентов из группы МП, практиковавших новшества в управлении рыночным поведением. Это в 1,3 раза больше, чем значение аналогичного показателя для другой группы. По-видимому, можно говорить об устойчивости установки на управление бизнесом через, как минимум, частичную смену его ориентации.
5.3. Влияние нововведений на перспективы бизнеса
Эффективность управленческих новаций в области рыночного поведения, по признанию респондентов, достаточна для того, чтобы и впредь обращаться к ним. Как следует из данных таблицы 5, предприниматели, уже практиковавшие новшества, значительно более оптимистично оценивают их положительное влияние на состояние бизнеса.
Таблица 5. Эффективность
управленческих новаций в области рыночного
поведения.
|Влияние управленческих |Управление рыночным
| |
|нововведений на |поведением | |
|состояние фирмы | | |
| |есть затруднения, в % |осуществлены |
| |от числа ответивших |нововведения, в
% от |
| | |числа ответивших |
|Значительное улучшение |16 |22 |
|Улучшение в средней |21 |37 |
|степени | | |
|Незначительное |27 |25 |
|улучшение | | |
|Нет улучшения |16 |6 |
|Затрудняюсь ответить |20 |10 |
Ожидают его
улучшения, значительного или в
средней степени, в 1,6 раза больше руководителей
МП, имевших подобный опыт. Они же в 2,7 раза
реже не ждут от управленческих нововведений
никаких позитивных сдвигов в состоянии
бизнеса. Показательно, личный опыт в вопросе
нововведений значительно повышает планку
представлений предпринимателей об их
наиболее вероятных последствиях. Респонденты
данной группы в 2 раза реже не смогли спрогнозировать
влияние управленческих нововведений
на состояние своей фирмы
6. Роли и позиции в нововведениях
Обратимся к случаям нововведений, используя позиционный анализ.
Суть позиционного
анализа состоит в том, что
в инновационном процессе разделение
труда рассматривается по разным
группам участников
(организаторы, разработчики, проектировщики,
изготовители, пользователи), каждая из
которых, таким образом получает свою
роль. Но в рамках этой роли она может занять
разные по своей активности и заинтересованности
позиции: инициативы, содействия, бездействия,
противодействия. Как же и почему распределяются
эти позиции среди участников данного
нововведения?
Организаторы
Этим условным понятием объединяются работники аппаратов управления.
Характеристика группы. В инновационном плане они наиболее тесно сотрудничают с управлением, выполняющим некоторые функции по внедрению новой техники. Материальной заинтересованности в результатах своей работы у сотрудников аппарата практически нет, премии имеют разовый характер, незначительны по размеру.
Назначение. Роль руководителя методического обеспечения и технического развития с осуществлением функций планирования и финансирования НИОКР подведомственных научных организаций, контроля за их отчётами; проведения кадровой политики в научных и производственных организациях.
Отношения с партнёрами. Аппарат республиканского управления наделён директивными полномочиями по отношению ко всем другим участникам данного нововведения (возможно, за исключением изготовителей, относящиихся к другим министерствам и ведомствам).
Разработчики. Эта
группа участников нововведения объединяет
ряд исследовательских
Назначение. Главная задача - разработка
новых методических и технических средств.
Их продукция - расчёты, схемы, чертежи
- оцениваются по следующим главным параметрам
(по степени важности):
. защита отчётов в плановые сроки;
. качество работ;
. отдача на рубль затрат.
Отношения с партнёрами. Разработчики имеют активные рабочие контакты со всеми участниками нововведения.
Основная проблема
отношений разработчиков с проектировщиками
заключается в согласовании параметров
новшеств, их конструкций и материалов.
Проектировщики стремятся чаще использовать
типовые узлы, наиболее доступные материалы,
отчего замысел разработчиков упрощается,
«заземляется» в противовес их первоначальным
целям.
Связи с пользователями у разработчиков в основном сводятся к работе с так называемыми опытными отрядами (партиями) внедрения.
Вклад. Особенность участия разработчиков в данном инновационном процессе состоит в том, что они выполняют значительно более широкий круг функций, чем тот, который задан им извне.
Проектировщики.
Зачастую по своим функциям и вкладу
эта группа участников нововведения
неотделима от разработчиков, совпадает
с ними
(когда одни и те же работники выполняют
оба этапа). Положение обеих групп весьма
сходно, поэтому многое из того, что было
сказано о разработчиках, можно отнести
и к проектировщикам.
Характеристика
группы. Их особенность в том, что
они стоят на одном из самых
критических переломов