Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 23:20, контрольная работа
Наверное каждому из нас приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми и играют ключевую роль в жизни отдельного человека, семьи, коллектива, государства, общества и человека в целом.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Структура конфликта.
Определение конфликта……………………………..…………………….5
1.2. Типы конфликтов………………………………………………………………8
1.3. Причины конфликта…………………………………………………………..12
1.4. Последствия конфликтов…………………………………………………......17
Глава 2. Межличностные конфликты в организации
2.1. Стратегия поведения в конфликте………………..………………………..19
2.2.Способы разрешения конфликта…………………………………………...22
2.3.Сущность конфликта в организации его типы и
функции……………………………………………………………………………..25
2.4 Этапы развития конфликта…………………………………………………31
2.5 Наиболее типичные причины межличностных
конфликтов………………………………………………....………………………34
Заключение…………………………………………………………………………39
Список источников и литературы………………………………………………...41
ШАГ 6. Оценка эффективности усилий, предпринятых для разрешения конфликта.
На ее основании проблема считается либо разрешенной, либо делается вывод о необходимости работы над ней, иногда вновь повторяя описанную выше последовательность шагов.
Следует добавить, что пошаговое движение соперников в сторону разрешения конфликта невозможно вне одновременного действия таких элементов (факторов) данного процесса, как адекватность восприятия людьми происходящего, открытость их отношений и наличие атмосферы взаимного доверия и сотрудничества.
Для разрешения межличностного конфликта выделяют пять типов поведения в конфликтных ситуациях.
В литературе по конфликтам можно выделить некоторые работы, в которых наиболее полно представлены подходы к анализу конфликтов, с целью вмешательства. В них раскрываются:
-
аналитическая схема
- типология конфликтов11;
-
анализ развития конфликтов с
точки зрения формальной
- диагностика ситуации, в которой конфликт является катализатором формирования организационной культуры13;
-
анализ ситуации с точки
-
социальная диагностика
В этих работах применяются такие понятия как «анализ», «диагностика», «социальная диагностика», «типология конфликтов», «аналитическая схема исследования конфликтов». Выделим существенные характеристики таких понятий как «анализ» и «диагностика».
Важно отметить, что в социологических исследованиях анализ представляет собой и является фрагментом социальной реальности. Поэтому дефиниция (определение) термина анализ в социологии возможна только тогда, когда термин используется в определенных словосочетаниях. Например, анализ данных, математический анализ, вторичный анализ и т.д. Наиболее общей характеристикой анализа является мысленное или реальное
10 Здравомыслов А.Г. Социология конфликта.- М.:Аспект-Пресс.-1995, с.100-105.
11 Юридическая конфликтология. - М.:- 1995, с.85-91.
12 Там же, с.79.
13Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме. М.: ИНФРА - М. – 1997, с.72.
14 Цой Л.Н.Концептуализация
диагностики и профилактики конфликтов.//Сборник
науч.трудов "В Контексте Конфликтологии:
Диагностика и методология управления
конфликтной ситуацией".-М.2000.-№ 3.
расчленение объекта на элементы. Если мы обратимся к социальным объектам, то здесь анализ связан непосредственно с синтезом и выполняет первичную функцию. Под синтезом имеется в виду соединение элементов в целое. Представление о целостности является необходимым условием для осуществления синтеза элементов, полученных при анализе. В данном случае анализ выполняет определенную задачу и не нуждается в синтезе.
В
теоретическом плане анализ предшествует
синтезу, так как в синтезе
могут быть раскрыты многообразные
связи и отношения между
Понятие диагностика, как способность распознавать методы, направленные на «схватывание» целостности, диагностика неразрывно связана с анализом и синтезом.
В конфликтологии, особенно с точки зрения практики, введение понятия диагностика конфликта, требует одновременно и ведения представления о целостности конфликта, как социального феномена.
В психологии конфликт определяется как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом сил, мнений, сторон, интересов, целей и различных представлений о способе их достижения.15 При анализе конфликта в организации необходимо вскрыть истинные мотивы поведения участников конфликта, понять их интересы и цели, найти способы сделать конфликт управляемым, свести к минимуму его отрицательные последствия.
В
социальной психологии обычно выделяют
несколько основных типов конфликтов
в организации в зависимости от различных
критериев их оценки. Так, возможен межличностный
конфликт (трения между сотрудниками,
противостояние руководителя и подчиненного
и т.д.), а также конфликты между личностью
и организацией, между группами внутри
15Психология.
Учебник для экономических Вузов/Под ред.
В.Н.Дружинина.-СПб.:Питер, 2002, с.621.
организации, между различными организациями
Некоторые исследователи выделяют следующие виды конфликтов, которые наиболее часто проявляются в организации16:
Первый - между работодателями и служащими.
Второй - между подразделениями крупных организаций.
Третий - межличностные конфликты.
Четвертый - межэтнические конфликты.
Есть авторы17, которые рассматривают сущность конфликта с правовой точки зрения и относят социально-трудовые конфликты к области юридической конфликтологии. Такое отнесение базируется на широком смысле юридического (юридически оформленного) конфликта. Они понимают под конфликтом любой конфликт, в котором спор так или иначе связан с правовыми отношениями сторон, а сам конфликт влечет юридические последствия18.
Сторонами
социально-трудовых конфликтов являются
работники и работодатели19,
то есть полноправные субъекты правоотношений.
В то же время, мотивация поведения сторон
конфликта связана с элементами правового
регулирования социально-трудовых отношений.
Сам же социально-трудовой конфликт безусловно
влечет за собой определенные юридические
последствия. Кроме того, социально-трудовой
конфликт может
16 Баринов В.А., Баринов Н.В. Организационный подход к управлению конфликтом в кризисной ситуации //Менеджмент в России и за рубежом.-1999.-№ 5.
17 Соловьев А.В. Конфликт в организации: увольнение за участие в ложной забастовке или за прогул //Менеджмент в России и за рубежом.-2000.-№4; Соловьев А.В. Практический комментарий закона «О порядке разрешения коллективных трудовых споров». Указан. соч. С. 192–193; В организации началась забастовка: что предпринять менеджеру по работе с персоналом?// Менеджмент в России и за рубежом. 1997. - Сентябрь-октябрь. - С. 26.; Чтобы не возникло конфликта.//Хозяйство и право, 1998. - № 5. - C. 47.
18Социальные конфликты в современной России (проблемы анализа и регулирования)//М.: УРСС, 1999, С. 236.
19
П. 1 ст. 2 Закона РФ «О порядке разрешения
коллективных трудовых споров» от 25 ноября
1995 г., № 175-ФЗ. Собрание законодательства
РФ, 1995, № 48, Ст. 4557.
быть разрешен путем примирительных процедур и институтами,
создаваемыми на основании соответствующего правоприменительного акта (приказа по организации - примирительной
комиссии, соглашения сторон - рассмотрение неурегулированных разногласий с участием посредника или в трудовом арбитраже).
В социальной психологии конфликты различают
по воздействию на развитие организации
и по способу их разрешения. Выделяются
конструктивные и деструктивные конфликты.
Первые протекают чаще всего в сфере организационно-
Межличностный тип конфликта, возможно, самый распространенный. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Каждый из них считает, что поскольку ресурсы ограничены, он должен убедить вышестоящее начальство выделить эти ресурсы именно ему, а не другому руководителю.
Межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Как правило, взгляды и цели таких людей отличаются в корне.
Каждая из участвующих в конфликте сторон делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое, поэтому конфликт ассоциируется с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, напряжением и другими эмоционально-негативными явлениями.
Схематично
межличностный конфликт можно изобразить
следующим образом
Таким образом, можно сказать, что межличностные конфликты относятся к одному из самых тяжелых, разрушающих социально-психологический климат коллектива, видов конфликтов.
Конфликты могут выполнять функции как позитивные, так и негативные (табл. 1.1)20:
Таблица 1.1
Функции конфликтов
|
Причины, вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты.
Конфликт в своем развитии проходит, как правило, несколько этапов. Современный исследователь конфликта Цой выделяет три основные стадии конфликта: предконфликт, конфликт и постконфликтная ситуация, которые представлены шестью этапами. Это последовательная смена процессов и событий, каждый из которых характеризуется определенными признаками, элементами, связями и отношениями, усиливающими или ослабевающими социальную напряженность
Первый этап - зарождение. Характеризуется аморфностью, всеобщностью и включенностью во все многообразные отношения между субъектами. Противоречия на этом этапе существуют потенциально. Они заключены в разных и даже противоречивых ценностях, нормах, потребностях, знаниях и т. д. На этом этапе есть точки отсчета, вокруг которых в дальнейшем может развиваться конфликт. Это - общий интерес, новые связи, отношения, общее пространство и т.п. Поэтому любой человек является потенциальным противником в будущем конфликте.