Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 11:46, курсовая работа
Руководить без конфликтов возможно, если научиться такому управлению, при котором в целенаправленном сотрудничестве с другими устраняется все деструктивное. Это трудная задача. Современным руководителям и управляющим персоналом необходимы знания и навыки по управлению конфликтами и их прогнозированию.
Для того чтобы сформулировать основные принципы подхода, который позволит эффективно «работать» с конфликтами, нужно ответить на несколько главных вопросов.
Как возникают конфликтные ситуации в трудовых коллективах?
Можно ли избежать их отрицательных последствий?
Как выбрать правильную линию поведения в конфликте?
От чего зависит его исход?
Введение 3
1. Природа конфликта 5
1.1 Понятие конфликта 5
1.2. Классификация конфликтов 5
1.3. Причины конфликтов и стадии их протекания 7
2. Управление конфликтами 9
2.1. Формы разрешения межличностных конфликтов 9
2.2. Трудовые конфликты и правовые методы их разрешения 10
2.3. Способы урегулирования конфликтов 13
2.4. Последствия конфликта 17
Заключение 18
Список использованной литературы 19
Содержание
Введение 3
1. Природа конфликта 5
1.1 Понятие конфликта 5
1.2. Классификация конфликтов 5
1.3. Причины конфликтов и стадии их протекания 7
2. Управление конфликтами 9
2.1. Формы разрешения межличностных конфликтов 9
2.2. Трудовые конфликты и правовые методы их разрешения 10
2.3. Способы урегулирования конфликтов 13
2.4. Последствия конфликта 17
Заключение 18
Список использованной литературы 19
Наверное, каждому доводилось сталкиваться
с конфликтными ситуациями. Практика
деятельности организаций свидетельствует,
что современным руководителям
необходимы глубокие знания и навыки
по управлению конфликтами, их прогнозированию.
Управленец как человек, постоянно
работающий с людьми, должен уметь
предотвращать возникновение
Конфликты возникают в процессе взаимодействия, общения индивидов между собой, поэтому они существуют столько, сколько существует человек. Однако общепринятой теории конфликтов, объясняющей их природу, влияние на развитие коллективов, общества нет, хотя имеются многочисленные исследования по вопросам возникновения, функционирования конфликтов, управления ими.
Конфликты, возникающие внутри организации, рассматривались как весьма негативные деструктивные явления., приводящие к разрушению ресурсов вместо вовлечения их в процесс оптимального использования. Сегодняшние теоретики управления признают, что полное отсутствие внутри организации конфликта - условие не только невозможное, но и нежелательное.
Современная наука управления признает, что конфликт является неотъемлемой частью жизнедеятельности организации. Что же такое конфликт в организации?
Конфликт в организации - это
открытая форма существования
Руководить без конфликтов возможно, если научиться такому управлению, при котором в целенаправленном сотрудничестве с другими устраняется все деструктивное. Это трудная задача. Современным руководителям и управляющим персоналом необходимы знания и навыки по управлению конфликтами и их прогнозированию.
Для того чтобы сформулировать основные принципы подхода, который позволит эффективно «работать» с конфликтами, нужно ответить на несколько главных вопросов.
Под конфликтом понимается столкновение противоположно направленных тенденций в психике отдельного человека, во взаимоотношениях людей и их формальных и неформальных объединений, обусловленное различием взглядов, позиций и интересов. В организации конфликт всегда выливается в определенные поведение, действия, предполагающие вмешательство в дела других.
Для конфликтов часто характерна неопределенность исхода вследствие большого разнообразия возможных вариантов поведения сторон, обусловленного случайными факторами, психологией, скрытыми целями, которые в последующем могут дополнительно трансформироваться. Но, тем не менее, конфликты можно прогнозировать, а их последствия, хотя и с немалым трудом, предвидеть.
Позитивными последствиями конфликта считаются решение проблемы способом, приемлемым для всех сторон; укрепление взаимопонимания, сплоченности, сотрудничества; уменьшение антагонизма, единомыслия, покорности.
Наконец, конфликты способствуют
повышению активности и мотивации
к работе, росту квалификации, стимулируют
споры и любознательность, появление
новых идей и альтернатив развития
организации, рост способности к
изменениям, повышение качества принимаемых
решений. Совершенно без конфликтов,
переживаний, напряжений человек может
остановиться в своем развитии. Все
это облегчает процесс
Конфликты подразделяют на общие, охватывающие всю организацию, и парциальные, касающиеся отдельной части; зарождающиеся, зрелые или угасающие; слепые или рациональные; мирные или немирные; кратковременные или затяжные.
По отношению к отдельному субъекту конфликты бывают внутренними и внешними. К первым относятся внутриличностные; ко вторым – межличностные, между личностью и группой, межгрупповые.
С точки зрения организационных уровней, к которым принадлежат стороны, конфликты можно разделить на горизонтальные и вертикальные. К первому виду относится, например, конфликт между отдельными направлениями деятельности организации; ко второму – между различными уровнями иерархии. Практика показывает, что вертикальных конфликтов большинство – до 70 – 80%.
Переплетение
По сфере возникновения и развития конфликты можно разделить на деловые, связанные с выполнением человеком должностных обязанностей, и личностные, затрагивающие его неофициальные отношения.
По распределению между
По своим последствиям конфликты
бывают конструктивными и
Рассмотрим основные причины трудовых конфликтов:
Несмотря на свою специфику и многообразие, социально-трудовые конфликты имеют в целом общие стадии протекания:
Существует пять основных форм разрешения межличностных конфликтов:
В середине прошлого века, американский исследователь и философ Рон Хаббард открыл и сформулировал интереснейший закон, называемый законом третей стороны: «Для того чтобы конфликт существовал, в любой ссоре должна присутствовать неизвестная третья сторона... Третья сторона – это тот, кто создает посредством ложных сообщений раздоры между двумя людьми, человеком и группой или между двумя группами». Это универсальный закон, он применим к любой группе: семье, компании, государству.
Обычно находящаяся вне подозрений «рассудительная» третья сторона – посторонний наблюдатель, который отрицает какое-либо участие в ссоре – и является тем, кто с самого начала вызвал конфликт.
Ссоры между индивидуумом и организацией почти всегда вызваны третьей стороной: третьим человеком, либо третьей группой. Представители организации должны встретиться с индивидуумом и выявить третью сторону, раскрывая друг перед другом все те данные, которыми кто-то снабжал каждую из сторон.
Таким образом, под конфликтом понимается столкновение противоположно направленных тенденций в психике отдельного человека, во взаимоотношениях людей и их формальных и неформальных объединений, обусловленное различием взглядов, позиций и интересов. Конфликты подразделяют на общие и парциальные; зарождающиеся, зрелые или угасающие; слепые или рациональные; мирные или немирные; кратковременные или затяжные; внутренние и внешние; горизонтальные и вертикальные; деловые и личностные; симметричные и асимметричные и т.д.
Основные причины трудовых конфликтов: распределение ресурсов; различия в целях; взаимозависимость задач; различия в ценностях; плохая передача информации; несбалансированность рабочих мест и т.д. Существует пять основных форм разрешения межличностных конфликтов: избегание, принуждение (противоборство); сглаживание (уступчивость); компромисс и решение проблемы.
Конфликты в организациях являются результатом противоречий, вызванных расхождением интересов, норм поведения, ценностей людей.
Конфликт между руководителями и подчиненными – в их основе чаще всего лежат отношения, определяемые должностным распределением служебных ролей. В малых группах есть руководящее ядро и рядовые работники. Если между членами коллектива установились отношения взаимопонимания – это способствует гармоничному функционированию группы. Но между ними могут возникать и противоречия, порождаемые личностными особенностями людей и оказывающие влияние на исполнение ими своих ролей. В первую очередь это связано с проблемами подчинения. Так, работники, обладающие авторитарным типом личности с трудом подчиняются власти другим. Имея дело с жестким, несгибаемым начальником, они подчиняются ему только внешне. Люди с таким типом личности могут быть источником конфликта.
Среди факторов, оказывающих влияние
на деятельность организации, большую
роль играет взаимоотношение руководителей
и подчиненных. С наибольшей силой
оно проявляется в малых