Управление конфликтами в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 11:09, курсовая работа

Описание работы

В психологической структуре конфликтов выделяют несколько компонентов.
1. Познавательные компоненты. Взаимное восприятие особенностей каждой из конфликтующих сторон; интеллектуальные способности переработки информации и принятия решения; степень включённости личности в конфликтную ситуацию на различных этапах её развития; уровень самоконтроля участников конфликта; опыт работы с людьми и профессиональная подготовленность; самосознание, самопонимание и объективность в оценке своих возможностей.
2. Эмоциональные компоненты конфликта представляют собой совокупность переживаний его участников.
3. Волевые компоненты проявляются как совокупность усилий, направленных на преодоление разногласий и иных трудностей, возникающих в результате противоборства сторон, и на достижение целей, преследуемых участниками конфликта.
4. Мотивационные компоненты конфликта образуют его ядро и характеризуют сущность несовпадения позиций участников противоборства.

Содержание

Глава 1. Сущность конфликта
П 1.1. Причины возникновения конфликтов
П1.2. Понятие и типы конфликтов в организации
П 1.3. Структура и динамика конфликтов.
Глава 2. Управление конфликтной ситуацией
П 2.1 Профилактика конфликта
П 2.2. Управление конфликтом.
П.2.3. Разрешение и регулирование конфликтов

Работа содержит 1 файл

курсач Управление конфликтами в организации.docx

— 35.05 Кб (Скачать)

Управление конфликтами  в организации

Глава 1. Сущность конфликта

П 1.1. Причины возникновения конфликтов

П1.2. Понятие и типы конфликтов в организации

П 1.3. Структура и динамика конфликтов.

Глава 2. Управление конфликтной  ситуацией

П 2.1 Профилактика конфликта

П 2.2. Управление конфликтом.

П.2.3. Разрешение и регулирование конфликтов

 

Глава 1. Сущность конфликта

П 1.3. Структура конфликтов.

 

Структура конфликта  может быть представлена как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность  самому себе, отличие от других социальных явлений.

Каждая конфликтная  ситуация имеет объективную и  субъективную стороны.  К объективной стороне относятся: участники (стороны) конфликта,  предмет конфликта, объект конфликта, микросреда, макросреда. Субъективное содержание составляют такие элементы, как:  мотивы сторон, конфликтное поведение, информационные модели конфликтной ситуации.

В любом конфликте  основными участниками являются люди. Они могут действовать как  частные, официальные или юридические  лица, а также объединяться в группы. По степени участия в конфликте (от непосредственно противодействия  до опосредованного влияния на его  ход) выделяются:

1.  Основные участники конфликта (или противоборствующие стороны) - субъекты, которые непосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действия друг против друга.

2. Группы поддержки  - силы, которые активными действиями или своим присутствием могут коренным образом воздействовать на ход и исход конфликта.

3. Другие участники -- субъекты, которые оказывают эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта (например, подстрекатели, медиаторы, т. е. посредники и судьи, организаторы конфликта).

Предмет конфликта - объективно существующая или воображаемая проблема, служащая источником раздора между сторонами. Это то основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в противоборство. Предмет конфликта характеризуется следующими особенностями.

Во-первых, он может  быть как материальным, так и психологическим.

Во-вторых, он всегда достаточно значим для участников противоборства, хотя эта значимость может быть чисто  ситуативной.

В-третьих, с практической точки зрения преодоление значительных трудностей при определения предмета в реальном конфликте обычно оправдывается и компенсируется возможностью относительно точно спрогнозировать поведение противоборствующей стороны, так как предмет конфликта является одним из факторов, определяющих это поведение.

Объект конфликта -- материальная, социальная или духовная ценность, лежащая на пересечении взаимных интересов сторон, к обладанию или использованию которой стремятся оба оппонента.

Характер любого разногласия существенно определяется внешней средой, в которой возникает  конфликт. Важнейшие условия протекания конфликта:

1. Пространственно-временные. 

2. Социально-психологические (климат в конфликтующей, группе, тип и уровень взаимодействия (общения), степень конфронтации и состояние участников конфликта);

3. Социальные (вовлеченность в противоречие интересов различных социальных групп: половых, семейных, профессиональных, этнических и национальных).

В психологической  структуре конфликтов выделяют несколько  компонентов.

1. Познавательные  компоненты. Взаимное восприятие  особенностей каждой из конфликтующих  сторон; интеллектуальные способности  переработки информации и принятия  решения; степень включённости  личности в конфликтную ситуацию  на различных этапах её развития; уровень самоконтроля участников  конфликта; опыт работы с людьми  и профессиональная подготовленность; самосознание, самопонимание и объективность в оценке своих возможностей.

2. Эмоциональные  компоненты конфликта представляют  собой совокупность переживаний  его участников.

3. Волевые компоненты  проявляются как совокупность  усилий, направленных на преодоление  разногласий и иных трудностей, возникающих в результате противоборства  сторон, и на достижение целей,  преследуемых участниками конфликта.

4. Мотивационные  компоненты конфликта образуют  его ядро и характеризуют сущность  несовпадения позиций участников  противоборства.

Динамика конфликта. В общей схеме динамики конфликта  выделяют следующие стадии его развития:

  1. Предконфликтная стадия– это возможность, а не действительность конфликта, который не возникает на пустом месте, а вызревает постепенно, по мере развития обострения противоречий его вызывающих. Эти противоречия вначале не обнаруживаются ясно и отчетливо, они скрыты за множеством случайных и второстепенных явлений. Это период накопления факторов и процессов, которые могут привести к конфликту. По другому его называют латентным или инкубационным периодом конфликта.

  Предконфликтная ситуация характеризуется, таким образом, тем, что она создает реальную возможность конфликта. Но она может быть разрешена и «мирным», бесконфликтным путем, если условия, породившие ее, исчезнут сами по себе или будут «сняты» в результате осознания ситуации в качестве предконфликтной. Само осознание причин конфликта может быть как адекватным (правильным), так и неадекватным. При неадекватном осознании причин конфликт не может быть устранен окончательно, ибо истинные причины конфликта рано или поздно дадут о себе знать, а задержка с разрешением конфликта может только усилить его остроту.

  1. Открытый конфликт . Если намечающиеся на предконфликтной стадии противоречия интересов разрешить не удается, рано или поздно предконфликтная ситуация переходит в открытый конфликт. Противоречие интересов достигает такой степени, что их уже невозможно не замечать или скрывать, они мешают нормальному взаимодействию сторон, которые превращаются в открытых оппонентов, противостоящих друг другу. Каждая сторона начинает открыто защищать свои собственные интересы. 
     
    На этой стадии развития конфликта его оппоненты начинают апеллировать к третьей стороне, обращаться в юридические органы для защиты или утверждения своих интересов. Каждый из субъектов противоборства старается привлечь на свою сторону как можно больше союзников и средств давления на другого, в том числе материальные, финансовые, политические, информационные, административные и другие ресурсы. В ход пускаются не только «дозволенные», общепринятые, но и «грязные» средства, способы и технологии давления на оппонента, который с этого времени считается не иначе как «противником», «врагом». 
     
    Достаточно вспомнить Оранжевую революцию в Украине в 2004 году и противоборство сторонников власти и оппозиции, которые вылили грязь на кандидатов в президенты в зависимости от того к какому лагерю они принадлежали и чьи интересы выражали.  
     
    Открытая стадия конфликта начинается после того, как один из участников «нажмет пусковой крючок» и стороны перейдут к взаимным действиям, направленным на ущемление интересов друг друга. 
     
    Для открытой стадии характерно: 
     
    1. Конфликт очевиден для всех участников. Действия участников становятся практическими, они приобретают внешнюю форму (включая использование средств массовой коммуникации, действия по захвату спорного объекта, угрозы, насилие и т.д.). 
     
    2. О конфликте осведомлены третьи стороны, которые в разной степени влияют на его ход. В этот момент конфликт приобретает устойчивость, которая выражается в том, что все субъекты, втянутые в его орбиту, вынуждены подчиняться правилам, предписанным их ролям, постепенно теряя личный контроль за развитием ситуации и свободу выбора лучшей альтернативы собственной модели поведения. /5, с. 35-40/ 
     
    Такова общая характеристика второго этапа развития конфликта. Однако и внутри этого — открытого периода можно выделить свои внутренние этапы, характеризующиеся различной степенью напряженности, которые в конфликтологии обозначаются как: 1) инцидент, 2) эскалация и 3) завершение конфликта.

Переход конфликта  из латентного состояния в открытое противоборств происходит в результате того или иного инцидента. Инцидент — это тот случай, который инициирует открытое противоборство сторон. Инцидент — первое столкновение сторон, проба сил, попытка с помощью силы решить проблему в свою пользу. Если задействованных одной из сторон ресурсов достаточно для перевеса соотношения сил в свою пользу, то инцидентом конфликт может и ограничиться. Часто конфликт развивается дальше как череда конфликтных событий, инцидентов. /2/ 
 
Инцидент конфликта следует отличать от его повода. Повод — это то конкретное событие, которое служит толчком, предметом к началу конфликтных действий. При этом оно может возникнуть случайно, а может и специально придумываться, но, во всяком случае, повод еще не есть конфликт. В отличие от этого инцидент — это уже конфликт, его начало.

  1. Последней стадией в динамике конфликта является послеконфликтный период, когда ликвидируются основныевиды напряженности, отношения между сторонами окончательно нормализуются и начинают преобладать сотрудничество и доверие. 
     
    Однако следует иметь в виду, что не всегда завершение конфликта приводит к миру и согласию. Случается и так,что окончание одного (первичного) конфликта может дать толчок другим, производным конфликтам, причем совершенно в других сферах жизнедеятельности людей. Так, завершение конфликта в экономической сфере может дать импульс для его возникновения в политической области; после решения политической проблемы может наступить период идеологического противостояния. 
     
    Можно выделить две фазы послеконфликтного периода: 
     
    - Частичное разрешение (нормализация) конфликта. Сохраняется эмоциональная напряженность в форме обоюдных обид, подозрительности и недоверия, переживаний, обусловленных понесенными потерями и неудачами. Осуществляется коррекция самооценок и притязаний, отношения к оппоненту. Обострение чувства вины, горечи. Отношения восстановлены, но обусловлены в большей степени функциональной зависимостью. При этом необходимо учитывать, что частичное разрешение конфликта, как правило, приводит к возникновению постконфликтного синдрома, выражающегося в напряженных взаимоотношениях бывших оппонентов конфликта. При обострении противоречий постконфликтный синдром может стать источником нового конфликта, с другим объектом, на новом уровне и с новым составом участников. 
    - Полное разрешение (нормализация) конфликта. Наступает при осознании сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия. Полное преодоление негативных установок. Продуктивное участие в совместной деятельности, полное восстановление предконфликтных отношений, выход на новый уровень конструктивного взаимодействия. 
    На этом этапе осуществляется реабилитация участников конфликта. Опыт мировых войн и локальных военных конфликтов свидетельствует о том, что в ней нуждается не только проигравшая сторона, но и победившая, и не в меньшей степени.

Проанализировав динамику конфликта можно сделать следующие  выводы. 
Для развязывания конфликта необходимо наличие конфликтной ситуации – такого совмещения обстоятельств и интересов, которые создают почву для реального противоборства между субъектами. 
Конфликт проходит в своем развитии несколько стадий. Латентная стадия характерна для ситуации, когда присутствуют все элементы конфликта (причины, участники, объект, предмет и т.д.) но не начаты взаимные действия сторон. 
Для начала конфликта необходим инцидент и повод, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Ответные действия другой стороны свидетельствуют о начале открытой стадии конфликта. Для нее характерна определенность позиций противоборствующих сторон и взаимные действия. 
В ходе противоборства конфликт изменяется за счет интенсификации борьбы, возможна смена предмета конфликта, потеря его объекта. Конфликт порождает социальную напряженность, которая сопровождает его и соответствует его масштабам. 
Конфликт не может длиться вечно, рано или поздно он завершается. Единой системы завершения не существует.

 

Библиографический список. 
 
1.Библиотека Русского Гуманитарного Интернет Университета (РГИУ): 
 
Конфликтология. Учебное пособие. 
 
http://www.i-u.ru/biblio/archive/unknown_konflictions/16.aspx 
 
2. Лигинчук Г.Г. Конфликтология. Учебный курс (учебно-методический комплекс): 
 
http://www.e-college.ru/xbooks/xbook058/book/index/index.html?go=part-004*page.htm 
 
3. Психология on-line энциклопедия. Динамика конфликтов: 
 
http://x-psychology.org.ru/etapy-razvitiya-konflikta/ 
 
4. Сайт конфликтология. Лекция функции и динамика конфликтов: 
 
http://conflictologiy.narod.ru/uch/gl4/gl4.htm 
 
5. Цыбульская М.В. Конфликтология. Учебное пособие. – М., 2004.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П1.2. Понятие и типы конфликтов в организации

Источником обострения  конфликтов  между  большими  группами  является

накопление неудовлетворенности  существующим  положением  дел,  возрастанием

притязаний, радикальное изменение  самосознания и  социального  самочувствия.

Как правило, сначала процесс накопления неудовлетворенности идет медленно  и

подспудно, пока не происходит некоторое  событие, которое играет роль  своего

рода    спускового    механизма    выводящего     наружу     это     чувство

неудовлетворенности.  Неудовлетворенность,  приобретающая  открытую   форму,

стимулирует возникновение социального  движения, в ходе которого  выдвигаются

лидеры, отрабатываются программы  и  лозунги,  формируется  идеология  защиты

интересов. На  этом этапе конфликт становится открытым  и  необратимым.   Он

либо превращается в  самостоятельный  и  постоянный  компонент  общественной

жизни, либо завершается  победой  инициирующей  стороны,  либо  решается  на

основе взаимных уступок сторон.

      В рамках социально-конфликтологического анализа интересно рассмотреть

взаимосвязи людей в рамках их отношений  в производственном  коллективе.  Во-

первых, это взаимосвязи функционального  характера,  определенные  совместной

трудовой деятельностью. Данные взаимосвязи  носят как  непосредственный,  так

и  опосредованный  характер.  Во-вторых,  это  взаимосвязи,  вытекающие   из

принадлежности работников к одному производственному коллективу.  В-третьих,

это взаимосвязи психологического характера, вызванные потребностями  людей  в

общении. Исходя из указанных взаимосвязей,  которые в норме должны  иметь

согласованный  характер,  выделены  следующие  основные   типы   конфликтов,

нарушающих успешное осуществление соответствующей связи:

Информация о работе Управление конфликтами в организации