Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 18:56, контрольная работа
Актуальность. Управление конфликтами - процесс целенаправленного воздействия на персонал организации с целью устранения причин, породивших конфликт и приведение поведения участников конфликта в соответствии со сложившимися нормами взаимоотношений в коллективе.
В зависимости от поведения конфликтующих сторон выделяют следующие группы управления конфликтами:
1. Внутриличностные методы.
2. Структурные методы.
3. Межличностные методы.
4. Переговоры.
5. Ответные агрессивные действия.
Введение
1. Конфликты и стрессы в организации
1.1 Конфликты и их классификация
1.2 Внутриличностные и межличностные конфликты в организации
2. Управление конфликтами персонала в организации
2.1 Некоторые способы разрешения конфликтов
2.2 Роль руководителя организации в управлении конфликтами
2.3 Тактика ведения переговоров
Список использованных источников
когда
вы понимаете, что неправы, и даете
возможность услышать, узнать и правильно
оценить противоположное
когда
решение более важно для
для накопления эмоционально-психологического потенциала для будущих решений;
в целях свести до минимума потери, когда вы чувствуете, что вас переиграли;
для сохранения гармонии и стабильности;
для того чтобы дать сотрудникам возможность поучиться на ошибках.
Управление конфликтом требует от менеджера, руководителя высочайшей компетенции, подчеркиваю, не только в организационно-экономических и юридических вопросах управления, но и в специальных разделах психологии и социологии, обеспечивающих решение задачи комфортного и эффективного взаимодействия сотрудников в жестких, а порой и жестоких, конкурентных производственных условиях, провоцирующих противодействие и психологическую напряженность15.
2.2 Роль руководителя организации в управлении конфликтами
В разборе конфликтов, управлении поведением персонала в конфликтных ситуациях, решающим считается роль руководителя. Это обусловлено тем, что руководитель любого ранга и уровня является лицом, с точки зрения своего служебного положения заинтересованным в поддержании конфликтов функционально-позитивной направленности, которые идут на пользу общему делу, так и в предотвращении деструктивных конфликтов, наносящих своими негативными последствиями ущерба совместной работе. Руководитель обычно обладает определенным объемом власти. А, следовательно, имеет возможность влиять на своих подчиненных, в том числе влиять на их поведение в конкретном конфликте16.
Руководитель как субъект конфликта, предстает в роли одного из оппонентов, который отстаивает свою точку зрения, определенные интересы и позицию в отношениях с подчиненными, партнерами из деловых связей с другими подразделениями. Зачастую непосредственным участником конфликтного противостояния руководитель становится в случаях, когда нарушает служебную этику, отступает от норм трудового законодательства или допускает несправедливую оценку работы и поведения подчиненных.
К нарушениям
служебной этики относятся
Бестактное отношение начальника к подчиненному подтверждает необходимость того, чтобы руководитель придерживался общепринятых норм, составляющих культуру общения. Он должен сдерживать свой темперамент, демонстрировать выдержку и достоинство. Привлеченному в конфликт руководителю нужно непременно преодолеть "управленческий психоз", использовать свои усилия не на то, чтобы любой ценой взять верх в противостоянии, а на то, чтобы отыскать самый короткий и наименее болезненный путь к восстановлению взаимоуважения и доверия. Руководитель, следуя гуманистическим требованиям нашего времени, обязан с уважением относиться к личности каждого подчиненного, уважать его достоинство, ни в какой форме не допускать унижения человека.
Руководитель должен знать и применять в своей практической деятельности законодательство страны, а также другие нормативные акты - приказы, постановления правительства, официально утвержденные положения и т.п. Как потенциальный субъект конфликта руководитель, менеджер должен подавать пример почтительного отношения к законам, верности моральным и трудовым традициям.
Взятые из жизни примеры подтверждают, что необъективность руководителя, которая вызывает конфликт, может быть следствием как заниженной, так и завышенной оценки результатов деятельности и поведения подчиненных. Среди типичных ошибок завышением оценок называется дружеское отношение на основе неформального общения, желание быть добрым, предоставление преимуществ симпатичным людям и т.д. Несправедливость со стороны руководителя в оценке работы и поведения своих подчиненных проявляется, в частности, в практике применения поощрений и наказаний, установление должностных окладов и размеров дополнительных выплат, заполнение вакансий, в попытках скрыть неприятную информацию, пренебрежение убедительными аргументами.
Руководитель в силу социального ранга, своих обязанностей, прав и полномочий в отношении других людей и персонала является выразителем лояльности (корректности, доброжелательности). В первую очередь от него зависит создание в большом или малом коллективе атмосферы, способствующей свободе и уважении к личности, проявлению инициативы, справедливой вознаграждении за работу, предотвращению негативным последствиям любых конфликтов, особенно тех, которые возникают на почве недовольства условиями труда и общения17.
Главное для руководителя - вдохновить сотрудников, обеспечить их согласованное взаимодействие, отвести от эгоизма и нездоровой конкуренции.
Характеризуя
посредническую и арбитражную роль
руководителя в конфликтных условиях,
важно принять во внимание следующее
положение: управление персоналом, включая
и разрешения конфликтов, не сводится
к отдаче распоряжений, командование
людьми; это скорее забота о рациональном
использовании человеческого
В заповедях руководителя, который оказался в роли посредника или желаемого сторонами арбитра, есть такие простые правила. Во-первых, воспринимать конфликт как естественное проявление человеческого общения людей, занятых совместной деятельностью. Во-вторых, уметь анализировать конфликтные ситуации, определять истинные причины возникновения конфликтов, цели и особенности поведения сторон. В-третьих, владеть механизмом управления конфликтами, набором соответствующих приемов и процедур, навыками конструктивного воздействия на персонал в конфликтных условиях; направлять конфликты, если возможно, в функционально-позитивное русло и сводить к минимуму их негативные последствия.
2.3 Тактика ведения переговоров
В качестве главного профессионального качества менеджера, или, как мы говорим, ключевой компетенции, называют коммуникабельность: Умение контактировать с людьми - это все и вся. И это умение неразрывно связано с искусством вести переговоры.
Практически всю свою жизнь люди стремятся реализовать свои замыслы, достичь своих целей. Однако очень часто их цели не совпадают с целями окружающих людей. И тогда люди вступают в переговоры. Смысл переговоров в поиске взаимоприемлемых решений для сторон.
Переговоры - это процесс, посредством которого мы преодолеваем препятствия, противоречивые позиции, чтобы достичь согласия.
Рассмотрим этапы или стадии ведения переговоров.
Ряд авторов делят переговоры на три вполне очевидных стадии:
первоначальное уточнение позиций;
обсуждение позиций;
заключительный этап.
Каждый менеджер должен овладеть хотя бы навыками ведения переговоров и помнить о типичных ошибках при их проведении.
Обычно выделяют семь наиболее общих ошибок, а именно: участники переговоров:
1) склонны слишком остро реагировать на форму подачи информации;
2) демонстрируют
приверженность ранее
3) упускают из вида взаимовыгодный обмен между сторонами;
4) подчас
опираются на неадекватную
5) полагаются на легкодоступную информацию;
6) не способны оценить информацию, если для этого необходимо встать на точку зрения оппонента;
7) склонны
к избыточной уверенности в
достижимости результатов,
Сформулируем основные шаги в процессе переговоров.
Подготовка к переговорам (сбор информации, диагностика проблем, определение сильных и слабых сторон, причем как своих собственных, так и оппонента, выяснение целей всех участников, расстановки сил, стоящих за ними, разработка возможных вариантов решения, проработка процедурных вопросов и пр.).
Составление списка ожидаемых и желаемых целей (обеих сторон).
Сравнение целей и ожиданий сторон (размышление над вопросами: "Какие цели у нас общие? Какие наши цели отличаются друг от друга?", установление рамок переговоров и др.).
Отделение индивидуальной формы коммуникации от целей так, чтобы ограничить до минимума возможность личностного или культурного конфликтов.
Проверка исполнения взятых обязательств, например: в форме гарантии или инспекции.
И, наконец, как известно, в зависимости от интересов сторон возможными стратегиями переговоров являются:
1) выигрыш - выигрыш;
2) выигрыш - проигрыш;
3) проигрыш - выигрыш;
4) проигрыш
- проигрыш (таблица 2).
Таблица 2. Стратегии переговоров
Тип стратегии | Стратегическая цель | Фактор стратегии |
Выигрыш-выигрыш | Достижение
взаимовыгодных соглашений |
Образ
конфликтной ситуации адекватен, имеет
место наличие благоприятных
условий для обоюдного |
Выигрыш-проигрыш | Выигрыш
за счет
проигрыша оппонента |
Образ конфликтной ситуации завышен, имеет место поддержка конфликта в форме подстрекательства со стороны участников социального взаимодействия |
Проигрыш - выигрыш | Уход от конфликта, уступка оппоненту | Образ конфликтной ситуации занижен; имеет место запугивание в форме угроз, блефа и т.п. |
Проигрыш - проигрыш | Самопожертвование во имя гибели противника | Образ
конфликтной ситуации неадекватен;
имеет место природная или
ситуативная агрессивность |
Следует подчеркнуть, что существуют две наиболее распространенные и полярные схемы ведения переговоров: мягкий подход (тактика уступок) и жесткий подход (тактика давления). Однако жизнь не стоит на месте и в рамках Гарвардского проекта по переговорам была предложена прогрессивная и наиболее успешная модель - принципиальные переговоры20.
Современная
концепция переговорного
В основе принципиальных переговоров или переговоров по существу лежат четыре базисных принципа:
люди (сделайте разграничение между участниками переговоров и предметом переговоров);
интересы (сосредоточьтесь на интересах, а не на позициях);
варианты (прежде чем решить, что делать, выделите круг возможностей);
критерии (настаивайте на том, чтобы результат основывался на какой-то объективной норме) 22.
В таблице
3 метод принципиальных переговоров
противопоставляется мягкому и
жесткому подходам.
Таблица 3. Подходы к переговорам
Мягкий подход | Жесткий подход | Принципиальный подход |
1 | 2 | 3 |
Участники - друзья | Участники - противники | Участники вместе решают проблему |
Цель - соглашение | Цель - победа | Цель - разумный результат, достигнутый эффективно и дружелюбно |
Делать уступки для культивирования отношений | Требовать уступок в качестве условия для продолжения отношений | Отделить людей от проблемы |
Придерживаться мягкого курса в отношениях с людьми и при решении проблемы | Придерживаться жесткого курса в отношениях с людьми и при решении проблемы | Придерживаться мягкого курса в отношениях с людьми, не стоять на жесткой платформе при решении проблемы |
Доверять другим | Не доверять другим | Продолжать переговоры независимо от степени доверия |
Легко менять свою позицию | Твердо придерживаться своей позиции | Концентрироваться на интересах, а не на позициях |
Делать предложения | Угрожать | Анализировать интересы |
Обнаруживать свою подспудную мысль | Сбивать с толку в отношении своей подспудной мысли | Избегать возникновения подспудной линии |
Допускать односторонние потери ради достижения соглашения | Требовать односторонних дивидендов в качестве платы за соглашение | Обдумывать взаимовыгодные варианты |
Искать единственный ответ: тот, на который пойдут они | Искать единственный ответ, тот, который примете вы | Разработать многоплановые варианты выбора: решать позже |
Настаивать на соглашении | Настаивать на своей позиции | Настаивать на применении объективных критериев |
Пытаться избежать состязания воли | Пытаться выиграть в состязании воли | Пытаться достичь результата, руководствуясь критериями, не имеющими отношения к состязанию воли |
Поддаваться давлению | Применять давление | Размышлять и быть открытым для доводов других; уступать доводам, а не давлению |