Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 18:56, контрольная работа
Актуальность. Управление конфликтами - процесс целенаправленного воздействия на персонал организации с целью устранения причин, породивших конфликт и приведение поведения участников конфликта в соответствии со сложившимися нормами взаимоотношений в коллективе.
В зависимости от поведения конфликтующих сторон выделяют следующие группы управления конфликтами:
1. Внутриличностные методы.
2. Структурные методы.
3. Межличностные методы.
4. Переговоры.
5. Ответные агрессивные действия.
Введение
1. Конфликты и стрессы в организации
1.1 Конфликты и их классификация
1.2 Внутриличностные и межличностные конфликты в организации
2. Управление конфликтами персонала в организации
2.1 Некоторые способы разрешения конфликтов
2.2 Роль руководителя организации в управлении конфликтами
2.3 Тактика ведения переговоров
Список использованных источников
К причинам фрустрации можно отнести, например, мелочный контроль за методами и темпами выполняемой сотрудником работы, непонимание ее содержания, отказ руководства заниматься жалобами и проблемами сотрудников, непонимание сотрудниками причин принимаемых решений, да и подчас элементарное нежелание руководства объяснять их и многое другое.
Во-вторых, внутриличностный конфликт вызывается конфликтом целей. При этом обычно рассматривают три случая:
1) сотрудник
нацелен на достижение
2) сотрудник
нацелен на избежание двух
отрицательных целей (выбор "
3) сотрудник нацелен как на достижение, так и на избежание некоторой цели в том случае, когда эта цель обладает как положительными, так и отрицательными чертами9.
И, в-третьих, внутриличностный конфликт вызывается конфликтом ролей, причем существует три типа конфликта ролей:
1) конфликт
между человеком и конкретной
ролью (например, человек, исповедующий
демократические взгляды,
2) внутриролевой конфликт (противоречивые представления о том, как следует играть роль);
3) межролевой конфликт (один и тот же человек играет разные роли) 10.
Межличностные
конфликты связаны с индивидуальными
различиями людей, их разными ценностными
ориентациями, недостатком или недостоверностью
информации, которой обладают участники
конфликта, несовместимостью целей (например,
цели менеджера по производству и менеджера
по продажам противоположны) и пр. Для
анализа межличностных конфликтов часто
используется "окно Джохари",представляющее
собой матрицу размером 2х2 и отражающее,
по сути, возможные стили межличностного
общения (рисунок 2).
Рисунок 2. "Окно Джохари"
Ясно, что наименее конфликтным случаем является ситуация, когда человек достаточно хорошо знает себя, свои сильные и слабые стороны, личностные особенности и одновременно достаточно хорошо разбирается в мотивах поступков других людей, знает их цели и устремления (Открытое "Я"), а наиболее конфликтным взрывоопасным случаем - ситуация незнания ни себя, ни окружающих людей (Неизвестное "Я").. Эта схема представляет собой как бы карту самосознания, составленную с точки зрения доступности и видения своего "Я" как самим человеком, так и другими людьми 11.
И, наконец, межгрупповые конфликты - это конфликты между различными службами и подразделениями компании, в частности между линейными подразделениями и штабными, между общественными организациями, например профсоюзом, и администрацией и т.п. Основными причинами таких конфликтов являются, например, борьба за ресурсы, статус, взаимозависимость задач, неопределенность в сфере полномочий.
2. Управление конфликтами персонала в организации
2.1 Некоторые способы разрешения конфликтов
Основной задачей руководителя при разрешении внутриличностных конфликтов является снижение числа барьеров (воображаемых, реальных или потенциальных), которые вызывают или могут вызвать состояние фрустрации у его сотрудников. Эта цель может быть достигнута посредством перепроектирования рабочего места, более полного учета мотивации сотрудников и навыков лидерства.
Для уменьшения вероятности возникновения, например, горизонтальных конфликтов следует:
1) изменить
отношения (разграничить
2) улучшить
координацию задач (разделить
задачи между подразделениями,
разработать процедуры
3) структурировать
общение и переговоры (обучить
технике ведения
4) улучшить
межличностные взаимоотношения
(провести обучение и тренинги,
ротацию кадров, обмен персоналом
между подразделениями, широко
использовать систему
В случае вертикальных конфликтов - проводить регулярные встречи-беседы с подчиненными, выяснять их проблемы, желания, устремления, наконец, вводить четкие правила и процедуры, регламентирующие деятельность персонала компании12.
Другими словами, если говорить более подробно:
1) дайте
оппоненту выпустить пар (пока
человек раздражен и возбужден,
2) потребуйте
от оппонента спокойно
3) сбивайте агрессию неожиданными приемами (например, попросите доверительного совета у оппонента, напомните ему о том, что вас связывало в прошлом);
4) не
давайте оппоненту
5) попросите
оппонента сформулировать
6) предложите
оппоненту высказать свои
7) в
любом случае дайте
8) отражайте,
как эхо, смысл высказываний
и претензий оппонента (
9) держитесь
в позиции на равных (в споре
позиции "ребенка" или "
10) не бойтесь извиниться, если чувствуете свою вину (помните, что к извинению способны только уверенные в себе и зрелые личности);
11) ничего
не надо доказывать (в острых
конфликтных ситуациях никто
никогда и никому ничего не
сможет доказать, так как под
воздействием эмоций
12) замолчите
первым (если вы почувствовали,
что вас втянули в конфликт
и ваша беседа напоминает
13) не
характеризуйте эмоциональное
14) уходя,
не хлопайте дверью (ссору можно
прекратить, если спокойно уйти
из помещения. Но ни в коем
случае не следует говорить
обидных слов и хлопать дверью)
15) говорите,
когда оппонент остыл (учитесь
держать паузу в споре.
16) независимо
от результата конфликта
Теперь
сформулируем пять основных стратегий
поведения в конфликтных
Рисунок
3. Стратегии поведения в
Неуступчивость, соперничество, конфронтация, соревнование (стремление добиться своих интересов в ущерб другому): - при необходимости быстрых решительных действий;
в случае, когда важные решения сопровождаются непопулярными мерами (сокращение расходов, введение более строгих правил, дисциплинарные воздействия);в вопросах, жизненно важных для Компании, при условии, что вы уверены в собственной правоте;
с людьми,
злоупотребляющими вашей
Кстати, существенным недостатком этой стратегии является подавление инициативы подчиненных, возможность повторных вспышек конфликтов из-за ухудшения взаимоотношений.
Взаимодействие, сотрудничество (участники приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы сторон):
при условии, что ни одна из сторон не может или не хочет пойти на уступки;
при условии, что вы рассматриваете конфликт как возможность обогатить свой опыт;
для нахождения общей точки зрения при рассмотрении проблемы под различными углами;
при желании добиться всеобщего участия с целью превратить опасения и нерешительность в конструктивную единую точку зрения;
для исключения эмоционального компонента, мешающего деловым отношениям.
Эта стратегия основывается на убежденности участников конфликта в том, что расхождение во взглядах - это стимул к развитию. Тот, кто опирается на сотрудничество, не старается добиться своей цели за счет других, а ищет именно решение проблемы14.
Компромисс (тактика второстепенных уступок):
когда интересы не настолько важны, чтобы ставить под угрозу достижение более важных результатов в будущем;
когда возникает противоречие одинаково компетентных сторон при наличии взаимоисключающих интересов;
для достижения
временных решений сложных
при необходимости выработки рабочих решений в условиях дефицита времени;
как вариант при условии, что неуступчивость и взаимодействие себя не оправдывают.
Минусом
этой стратегии является то, что
через какое-то время могут проявиться
дисфункциональные последствия
компромиссного решения, например, неудовлетворенность
половинчатостью принятого
Уклонение, избежание (отсутствует как тенденция к кооперации, так и к достижению собственных целей):
когда вопрос тривиален, а другие более важные вопросы ждут решения;
когда вы понимаете, что у вас нет возможности удовлетворить свои интересы;
когда потери перевешивают пользу от принятия решений;
для того чтобы дать людям возможность остыть и оценить перспективу;
когда решение невозможно без предварительного сбора информации;
когда другие могут разрешить конфликт более эффективно;
когда происходит подмена проблем.
Согласие, уступка, приспособление (принесение в жертву собственных интересов ради другого):