Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 14:54, курсовая работа
Цель исследования - провести анализ особенностей управления конфликтами персонала в организации на примере «Запсибкомбанка».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть конфликты и их классификацию.
2. Проанализировать некоторые способы разрешения конфликтов в организации.
Объект исследования - основополагающие характеристики конфликтов в организации.
Введение 3
1. Сущность конфликта, его понятие 4
1.1 Типы конфликтов 6
1.2 Причины конфликтов 10
2. Управление конфликтами на примере организации «Запсибкомбанка» 13
2.1 Краткая характеристика организации 13
2.2 Роль руководителя организации в управлении конфликтами 14
2.3 Тактика ведения переговоров с клиентами 17
3. Обоснование эффективных способов разрешения конфликтных ситуаций 22
3.1 Способы разрешения конфликтов 22
Заключение 25
Список литературы
Руководитель должен знать и применять в своей практической деятельности законодательство страны, а также другие нормативные акты - приказы, постановления правительства, официально утвержденные положения и т.п. Как потенциальный субъект конфликта руководитель, менеджер должен подавать пример почтительного отношения к законам, верности моральным и трудовым традициям, стремление к партнерскому взаимодействию.
Взятые из жизни примеры подтверждают, что необъективность руководителя, которая вызывает конфликт, может быть следствием как заниженной, так и завышенной оценки результатов деятельности и поведения подчиненных. Среди типичных ошибок завышение оценок называются дружеское отношение на основе неформального общения, желание быть добрым и великодушным, предоставление преимуществ симпатичным людям и т.д. Занижение оценок становится возможным в результате преднамеренного стремления к наказанию, личной антипатии или "шлейфа" плохой репутации, немилости сотрудника эффективно представить проделанную работу и т.д.
Несправедливость со стороны руководителя в оценке работы и поведения своих подчиненных проявляется, в частности, в практике применения поощрений и наказаний, установление должностных окладов и размеров дополнительных выплат, заполнение вакансий, в попытках скрыть неприятную информацию, пренебрежение убедительными аргументами.
Руководитель в силу социального ранга, своих обязанностей, прав и полномочий в отношении других людей и персонала является выразителем лояльности, корректности, доброжелательности. В первую очередь от него зависит создание в большом или малом коллективе атмосферы, способствующей свободе и уважении к личности, проявлению инициативы, справедливой вознаграждении за работу, предотвращению негативным последствиям любых конфликтов, особенно тех, которые возникают на почве недовольства условиями труда и общения.
Главное для руководителя - вдохновить сотрудников, обеспечить их согласованное взаимодействие, уберечь от незаслуженной образ, который неизбежно порождают расстройство, отвести от эгоизма и нездоровой конкуренции. Будет противостоять разрастанию дисфункционального конфликта тот начальник, который, хотя и выступает одной из сторон конфронтации, но стремится и умеет находить точки совпадения межличностных интересов, сближение внутригрупповых и межгрупповых позиций.
Характеризуя посредническую и арбитражную роль руководителя в конфликтных условиях, важно принять во внимание следующее положение: управление персоналом, включая и разрешения конфликтов, не сводится к отдаче распоряжений, командование людьми; это скорее забота о рациональном использовании человеческого ресурса с точки зрения интересов, как организации предприятия, так и каждого работника в отдельности. Причем менеджер должен считаться с интересами учредителей (собственников) предприятия, наемных работников фирмы, потребителей произведенных товаров и услуг, постоянно видеть, возможен в рамках рыночных отношений интересов различных социальных групп и их представителей - расхождение, что часто становится источником тяжелых для решения проблем, причиной возникновения конфликтов.7
В
заповедях руководителя, который оказался
в роли посредника или желаемого сторонами арбитра,
кстати, есть такие простые правила. Во-первых,
воспринимать конфликт как естественный
проявление человеческого общения, нормальный
способ социального взаимодействия, отношений
людей, занятых совместной деятельностью.
Во-вторых, уметь анализировать конфликтные
ситуации, определять истинные причины
возникновения конфликтов, цели и особенности
поведения сторон. В-третьих, владеть механизмом
управления конфликтами, набором соответствующих
приемов и процедур, навыками конструктивного
воздействия на персонал в конфликтных
условиях; направлять конфликты, если
возможно, в функционально-позитивное
русло и сводить к минимуму их негативные
последствия; всесторонне оценивать итоговый
результат конфликта, произошло, его серьезность
и влияние на отдельных лиц, группы работников,
на коллектив в целом.
2.3
Тактика ведения переговоров
с клиентами
В качестве главного профессионального качества менеджера, или, как мы говорим, ключевой компетенции, называют коммуникабельность: Умение контактировать с людьми - это все и вся. И это умение неразрывно связано с искусством вести переговоры.
День за днем, месяц за месяцем, год за годом - практически всю свою жизнь - люди, являясь социальными созданиями и общаясь с себе подобными, стремятся реализовать свои замыслы, достичь своих целей. Однако очень часто, подчас, даже слишком часто, их цели не совпадают с целями окружающих людей. И тогда люди вступают в переговоры. Смысл переговоров в поиске взаимоприемлемых решений для сторон, т.е. в поиске взаимной выгоды при обоюдном приспособлении целей каждого.
Переговоры - это процесс, посредством которого мы преодолеваем препятствия, противоречивые позиции, чтобы достичь согласия.
Ряд авторов делят переговоры на три вполне очевидных стадии:
Эти стадии можно трансформировать в такие, как:
Каждый менеджер должен овладеть хотя бы навыками ведения переговоров и помнить о типичных ошибках при их проведении.
Обычно выделяют семь наиболее общих ошибок, а именно: участники переговоров:
Основные шаги в процессе переговоров.
Подготовка к переговорам (сбор информации, диагностика проблем, определение сильных и слабых сторон, причем как своих собственных, так и оппонента, выяснение целей всех участников, расстановки сил, стоящих за ними, разработка возможных вариантов решения, проработка процедурных вопросов и пр.).
Составление списка ожидаемых и желаемых целей (обеих сторон).
Сравнение целей и ожиданий сторон.
Отделение индивидуальной формы коммуникации от целей так, чтобы ограничить до минимума возможность личностного или культурного конфликтов.
Проверка исполнения взятых обязательств, например, в форме гарантии или инспекции.
И, наконец, как известно, в зависимости от интересов сторон возможными стратегиями переговоров являются:
1) выигрыш – выигрыш;
2) выигрыш – проигрыш;
3) проигрыш – выигрыш;
4)
проигрыш – проигрыш. (Табл. 1)
Таблица 1.
Стратегии переговоров
Тип стратегии | Стратегическая цель | Фактор стратегии |
1 | 2 | 3 |
Выигрыш-выигрыш | Достижение взаимовыгодных соглашений | Образ конфликтной ситуации адекватен, имеет место наличие благоприятных условий для обоюдного конструктивного разрешения проблем |
Выигрыш – проигрыш | Выигрыш за счёт проигрыша оппонента | Образ конфликтной
ситуации завышен, имеет место поддержка
конфликта в форме |
Проигрыш – выигрыш | Уход от конфликта, уступка оппоненту | Образ конфликтной ситуации занижен, имеет место запугивание в форме угроз и т.д. |
Проигрыш – проигрыш | Самопожертвование во имя гибели противника | Образ конфликтной
ситуации неадекватен, имеет место
природная или ситуативная |
В основе принципиальных переговоров или переговоров по существу лежат четыре базисных принципа:
На
таблице 2 метод принципиальных переговоров
противопоставляется мягкому и жесткому
подходам.
Таблица 2
Подходы к переговорам
Мягкий подход | Жесткий подход | Принципиальный подход |
1 | 2 | 3 |
Участники - друзья | Участники - противники | Участники вместе решают проблему |
Цель - соглашение | Цель - победа | Цель - разумный результат, достигнутый эффективно и дружелюбно |
Делать уступки для культивирования отношений | Требовать уступок в качестве условия для продолжения отношений | Отделить людей
от проблемы |
Придерживаться мягкого курса в отношениях с людьми и при решении проблемы | Придерживаться жесткого курса в отношениях с людьми и при решении проблемы | Придерживаться мягкого курса в отношениях с людьми, не стоять на жесткой платформе при решении проблемы |
Доверять другим | Не доверять другим | Продолжать переговоры
независимо
от степени доверия |
Легко менять свою позицию | Твердо придерживаться своей позиции | Концентрироваться на интересах, а не на позициях |
Делать предложения | Угрожать | Анализировать интересы |
Обнаруживать свою подспудную мысль | Сбивать с толку в отношении своей подспудной мысли | Избегать возникновения подспудной линии |
Допускать односторонние потери ради достижения соглашения | Требовать односторонних дивидендов в качестве платы за соглашение | Обдумывать взаимовыгодные варианты |
Искать единственный ответ: тот, на который пойдут они | Искать единственный ответ, тот, который примете вы | Разработать многоплановые варианты выбора: решать позже |
Настаивать на соглашении | Настаивать на своей позиции | Настаивать на применении объективных критериев |
Пытаться избежать состязания воли | Пытаться выиграть в состязании воли | Пытаться достичь
результата, руководствуясь критериями,
не имеющими отношения
к состязанию воли |
Поддаваться давлению | Применять давление |
Размышлять и быть
открытым для доводов
других; уступать доводам, а не давлению |
3.
Обоснование эффективных
3.1 Способы разрешения конфликтов
Основной задачей руководителя при разрешении внутриличностных конфликтов является снижение числа барьеров (воображаемых, реальных или потенциальных), которые вызывают или могут вызвать состояние фрустрации у его сотрудников. Эта цель может быть достигнута посредством перепроектирования рабочего места, более полного учета мотивации сотрудников и навыков лидерства
Для уменьшения вероятности возникновения, например, горизонтальных конфликтов следует:
1)изменить отношения (
2)улучшить координацию
3)структурировать
4)улучшить межличностные
Вообще говоря, для разрешения конфликта и сохранения позитивных взаимоотношений между его участниками следует постоянно помнить о четырех весьма полезных советах Фреда Лютенса: остыньте, проанализируйте ситуацию, объясните собеседнику, в чем состоит проблема, и оставьте собеседнику выход.
Другими словами, если говорить более подробно:
Информация о работе Управление конфликтами на примере организации «Запсибкомбанк»