Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 17:34, контрольная работа
Основной движущей силой любой организации являются люди, которые составляют коллектив. Трудовой коллектив представляет собой формальную общность людей, объединенных совместной деятельностью для достижения определенных целей (производство продукции, научные исследования, предоставление различного рода услуг). Совокупность объектных условий, в которых оказываются люди в процессе совместной деятельности, предопределяет и ограничивает способы их взаимодействия. Количество потребностей, которые могут быть удовлетворены в общении, также оказывается ограниченным сложившимися обстоятельствами. В этой связи в коллективах часто возникают производственные ситуации, в ходе которых между людьми обнаруживаются противоречия по широкому кругу вопросов.
Введение
Управление конфликтами, стрессами и изменениями
Природа конфликта в организации
Причины конфликта
Управление конфликтной ситуацией
Как управлять, чтобы повысить производительность и понизить уровень стресса
Заключение
Список использованной литературы
Частное Учреждение Образования
Минский Институт Управления
Управляемая Самостоятельная Работа Студентов
По дисциплине: Основы Менеджмента
Выполнила Студентка
Второго Курса
Факультета : экономики
Группа 110501с
Гуща Ксения Александровна
Тема: « Управление конфликтами и стрессами»
План:
Введение
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Основной
движущей силой любой организации
являются люди, которые составляют
коллектив. Трудовой коллектив представляет
собой формальную общность людей, объединенных
совместной деятельностью для достижения
определенных целей (производство продукции,
научные исследования, предоставление
различного рода услуг). Совокупность
объектных условий, в которых оказываются
люди в процессе совместной деятельности,
предопределяет и ограничивает способы
их взаимодействия. Количество потребностей,
которые могут быть удовлетворены в общении,
также оказывается ограниченным сложившимися
обстоятельствами. В этой связи в коллективах
часто возникают производственные ситуации,
в ходе которых между людьми обнаруживаются
противоречия по широкому кругу вопросов.
Сами по себе эти разногласия и противоречия
могут выступать в качестве положительного
фактора движения творческой мысли. Однако,
становясь острыми, они могут препятствовать
успешной совместной работе и вести к
конфликтам. При этом люди находящиеся
в той или иной степени в конфликтной ситуации
могут испытывать стрессовую нагрузку,
которая рано или поздно может оказывать
негативное воздействие на психическое
и физическое состояние организма человека.
Помимо возникновения конфликтных ситуаций
в коллективе у каждого работника, будь
то начальник или подчинённый, может возникнуть
стрессовое состояние, которое может оказать
негативное воздействие на организм человека.
У современного человека стресс происходит
больше всего из-за перегрузок на работе,
когда он старается сделать все дела как
можно лучше, но потом силы иссякают и
он вопреки стараниям работает все хуже
и хуже.
Целью данной работы является изучение
обстоятельства возникновения конфликтов
и стрессов, а также определить основные
пути решения проблем стрессовых и конфликтных
ситуаций в трудовом коллективе.
Исходя из поставленной цели, были выделены
следующие задачи:
- рассмотреть суть возникновения конфликтных
ситуаций в трудовом коллективе;
- рассмотреть природу возникновения стресса;
- рассмотрение способов управления стрессовыми
и конфликтными ситуациями в организации
Работающие в организациях люди различны между собой. Соответственно, они по-разному воспринимают ситуацию, в которой они оказываются. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом. Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон (личность, группа или организация в целом) вступает в противоречие с интересами другой стороны. То есть конфликт – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами. Менеджер согласно своей роли находится обычно в центре любого конфликта в организации и призван разрешать его всеми доступными ему средствами.
Управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя. Как и у многих понятий в теории управления, у конфликта имеется множество определений и толкований. Мы определяем КОНФЛИКТ как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы принята была ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.
Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате, бытует мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное, что его необходимо, по возможности, избегать и что его следует немедленно разрешать, как только он возникает.
Современная точка
зрения заключается в том, что
даже в организациях с эффективным
управлением некоторые
Можно выделить пять уровней конфликтов в организации: внутри
личности (связанные с противоречиями
между «хочу», «могу» и «надо» в человеке),
между личностями (на профессионально-
Источниками конфликта могут быть дефицит ресурсов, неодинаковый вклад в дело, несбывшиеся ожидания, ортодоксальность управления, недостаток самостоятельности и т.д.
У всех конфликтов есть несколько причин. Основными причинами конфликта являются ограниченность ресурсов, которые нужно делить, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, в уровне образования, а также плохие коммуникации.
ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ
ЗАДАЧ. Возможность конфликта
Некоторые типы организационных структур
и отношений как бы способствуют конфликту,
возникающему из взаимозависимости задач.
Обсуждая межгрупповой конфликт, мы привели
пример конфликта между линейным и штабным
персоналом. Причиной такого конфликта
будет взаимозависимость производственных
отношений. С одной стороны, линейный персонал
зависит от штабного, потому что нуждается
в помощи специалистов. С другой стороны,
штабной персонал зависит от линейного,
так как нуждается в его поддержке в тот
момент, когда выясняет неполадки в производственном
процессе или когда выступает в роли консультанта.
Более того, штабной персонал при внедрении
своих рекомендаций обычно зависит от
линейного.
Определенные типы организационных структур
также увеличивают возможность конфликта.
Такая возможность возрастает при матричной
структуре организации, где умышленно
нарушается принцип единоначалия. Возможность
конфликта также велика в функциональных
структурах, поскольку каждая крупная
функция уделяет внимание в основном своей
собственной области специализации. В
организациях, где основой организационной
схемы являются отделы (по каким бы признакам
они ни создавались: продуктовому, потребительскому
или территориальному), руководители взаимозависимых
подразделений подчиняются одному общему
начальству более высокого уровня, тем
самым уменьшая возможность конфликта,
который возникает по чисто структурным
причинам.
РАЗЛИЧИЯ В ЦЕЛЯХ. Возможность конфликта увеличивается по мере того, как организации становятся более специализированными и разбиваются на подразделения. Это происходит потому, что специализированные подразделения сами формулируют свои цели и могут уделять большее внимание их достижению, чем целей всей организации. Например, отдел сбыта может настаивать на производстве как можно более разнообразной продукции и ее разновидностей, потому что это повышает их конкурентоспособность и увеличивает объемы сбыта. Однако, цели производственного подразделения, выраженные в категориях затраты-эффективность выполнить легче, если номенклатура продукции менее разнообразна. Аналогичным образом, отдел снабжения может захотеть закупить большие объемы сырья и материалов, чтобы снизить среднюю себестоимость единицы продукции. С другой стороны, финансовый отдел может захотеть воспользоваться деньгами, взятыми под товарно-материальные запасы и инвестировать их, чтобы увеличить общий доход на инвестированный капитал.
РАЗЛИЧИЯ В
ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ И ЦЕННОСТЯХ. Представление
о какой-то ситуации зависит от желания
достигнуть определенной цели. Вместо
того, чтобы объективно оценить ситуацию,
люди могут рассматривать только те взгляды,
альтернативы и аспекты ситуации, которые,
по их мнению, благоприятны для их группы
и личных потребностей. Эта тенденция
была выявлена в исследовании, где руководителей
отдела сбыта, кадровой службы и службы
связи с клиентами попросили решить одну
проблему. И каждый считал, что с проблемой
может справиться только его функциональное
подразделение.
Различия в ценностях - весьма распространенная
причина конфликта. Например, подчиненный
может считать, что всегда имеет право
на выражение своего мнения, в то время
как руководитель может полагать, что
подчиненный имеет право выражать свое
мнение только тоща, когда его спрашивают,
и беспрекословно делать то, что ему говорят.
Высокообразованный персонал отдела исследований
и разработок ценит свободу и независимость.
Если же их начальник считает необходимым
пристально следить за работой своих подчиненных,
различия в ценностях, вероятно, вызовут
конфликт. Конфликты часто возникают в
университетах между факультетами, ориентированными
на образование (бизнес и техника). Конфликты
также часто зарождаются в организациях
здравоохранения между административным
персоналом, который стремится к эффективности
и рентабельности, и медицинским персоналом,
для которого большей ценностью является
качество оказываемой больным помощи.
РАЗЛИЧИЯ В
МАНЕРЕ ПОВЕДЕНИЯ И ЖИЗНЕННОМ
ОПЫТЕ. Эти различия также могут
увеличить возможность
НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ. Плохая передача информации является как причиной, так и следствием конфликта. Она может действовать как катализатор конфликта, мешая отдельным работникам или группе понять ситуацию или точки зрения других. Если руководство не может довести до сведения подчиненных, что новая схема оплаты труда, увязанная с производительностью, призвана не «выжимать соки» из рабочих, а увеличить прибыль компании и се положение среди конкурентов, подчиненные могут отреагировать таким образом, что замедлят темп работы. Другие распространенные проблемы передачи информации, вызывающие конфликт, - неоднозначные критерии качества, неспособность точно определить должностные обязанности и функции всех сотрудников и подразделений, а также предъявление взаимоисключающих требований к работе. Эти проблемы могут возникать или усугубляться из-за неспособности руководителей разработать и довести до сведения подчиненных точное описание должностных обязанностей.
Существуют
несколько эффективных способов
управления конфликтной ситуацией.
Их можно разделить на две категории:
структурные и межличностные.
Руководителям не следует
считать причиной конфликтных ситуаций
простое различие в характерах. Конечно,
это различие может явиться причиной конфликта
в каком-то конкретном случае, но оно -
лишь один из факторов, которые могут вызвать
конфликт. Руководитель должен начать
с анализа фактических причин, а затем
использовать соответствующую методику.
Уменьшить возможность конфликта можно,
применяя методики разрешения конфликта.
ЧЕТЫРЕ
СТРУКТУРНЫХ МЕТОДА РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА
- это разъяснение требований к
работе, использование координационных
и интеграционных механизмов, установление
общеорганизационных комплексных целей
и использование системы вознаграждений.
РАЗЪЯСНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К РАБОТЕ. Одним
из лучших методов управления, предотвращающих
дисфункциональный конфликт, - разъяснение
того, какие результаты ожидаются от каждого
сотрудника в подразделения. Здесь должны
быть упомянуты такие параметры как уровень
результатов, который должен быть достигнут,
кто предоставляет и кто получает различную
информацию, система полномочий и ответственности,
а также четко определены политика, процедуры
и правила. Причем, руководитель уясняет
все эти вопросы не для себя, а с тем, чтобы
его подчиненные хорошо поняли, чего ждут
от них в каждой данной ситуации.
СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ВОЗНАГРАЖДЕНИЙ. Вознаграждения
можно использовать как метод управления
конфликтной ситуацией, оказывая влияние
на поведение людей, чтобы избежать дисфункциональных
последствий. Люди, которые вносят свой
вклад в достижение общеорганизационных
комплексных целей, помогают другим группам
организации и стараются подойти к решению
проблемы комплексно, должны вознаграждаться
благодарностью, премией, признанием или
повышением по службе. Не менее важно,
чтобы система вознаграждений не поощряла
неконструктивное поведение отдельных
лиц или групп.