Управление коммунальной собственностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 17:13, реферат

Описание работы

Реальность местного самоуправления определяется, в первую очередь, материальными и финансовыми ресурсами, которыми распоряжается территориальная община и которые в совокупности составляют материальную и финансовую основу местного самоуправления.

Содержание

1. Понятие, объекты и субъекты права коммунальной собственности

2. Формирование коммунальной собственности в Украине

3. Система управления коммунальной собственностью и ее полномочия.

4. Методы управления коммунальной собственностью.

Работа содержит 1 файл

Тема 7 Управл.коммун.собств..doc

— 83.00 Кб (Скачать)

 

 

4. Методы управления  коммунальной собственностью

 

В управлении коммунальной собственностью применяются различные методы управления.

Особую роль при переходе к рыночным отношениям играют экономические методы: эффективное применение налогового, кредитного и дотационного регулирования стимулирует ускорение темпов экономического развития, развитие социальной и производственной инфраструктуры территории, эффективное использование местных ресурсов, воспроизводство рабочей, силы, развитие предпринимательства и т.д.

Основной целью налогового регулирования (в пределах местных налогов, устанавливаемых советами различных уровней) является стимулирование развития отдельных предприятий, которые обеспечивают потребности административно-территориальной единицы, обеспечение необходимых темпов роста капиталовложений. Основным методом налогового регулирования является предоставление налоговых льгот объектам коммунальной собственности. Широкий диапазон налоговых льгот может способствовать ускорению темпов накопления, обновления и модернизации основных фондов коммунальных предприятий, приостановлению кризисных явлений. При помощи налоговых льгот органы местного самоуправления имеют возможность проводить дифференцированную политику относительно различных секторов и отраслей экономики.

Кредитное регулирование  также является одним из факторов стимулирования деятельности объектов коммунальной собственности путем предоставления кредитов на льготных условиях. Для этого необходимо создавать в городах муниципальные банки или кредитные союзы. Льготы по кредитам должны получать прежде всего коммунальные и другие предприятия на выполнение местных программ. Кредитное регулирование также даст возможность органам местного самоуправления теснее взаимодействовать с финансовыми структурами и содействовать развитию предпринимательства.

Одним из экономических методов управления является также регулирование инвестиций. На современном этапе развития государства, в условиях недостаточно благоприятного инвестиционного климата осуществление значительного числа программ местного развития возможно только за счет средств местного бюджета либо за счет использования нетрадиционных источников привлечения средств. Среди них – выпуск муниципальных займов, на средства которых можно финансировать некоторые программы развития местной инфраструктуры.

Кроме этого существуют и другие экономические методы управления коммунальной собственностью:

  • дотации отдельным предприятиям и организациям, принадлежащим коммунальной собственности;
  • участие в управлении акционерными обществами представителей исполнительных органов;
  • регулирование земельных отношений.

Учитывая существенные отличия  между объектами коммунальной собственности, выделяют основные группы объектов коммунальной собственности, для которых применяют разные формы и методы управления.

Исходя из анализа мирового опыта и развития рыночных отношений на местном уровне, все объекты коммунального сектора экономики можно разделить на три основные группы:

1. Предприятия, организации, учреждения  и другое имущество, которые  постоянно или достаточно продолжительное  время будут находиться в коммунальной собственности. Это прежде всего объекты, связанные с удовлетворением социальных потребностей населения, которые содержатся и развиваются за счет бюджета (частично или полностью), а также локальные объекты производственной структуры, которые по комплексу своих услуг являются монополистами и не могут быть демонополизированы из-за их специфики (например, теплосети).

Деятельность таких объектов непосредственно  влияет на качество жизни людей, которое  должно поддерживаться на определенном гарантированном уровне вне зависимости от системы хозяйствования. Поэтому органы управления должны обеспечить эффективное регулирование и координацию работы этих объектов, предоставлять им всестороннюю материально-техническую помощь.

Управление этими объектами осуществляется путем назначения на должность руководителей этих предприятий (учреждений, организаций), заключение с ними контракта, утверждения устава предприятий (учреждений, организаций), утверждение отчетов о деятельности коммунальных структур, осуществление контроля за финансовыми результатами их деятельности. Таким образом, на эти объекты необходимо сохранить значительное административное влияние.

2. Предприятия, организации, учреждения, которые будут преобразованы  в акционерные общества (открытого или закрытого типа, холдинговые компании). Они функционируют как объекты предпринимательской деятельности, вступая в отношения с другими коммерческими структурами так же как субъекты рыночных отношений, имеющие негосударственную форму собственности.

Управление этой категорией осуществляется в основном с помощью пакетов акций, которые остаются в собственности местных органов. Пакет акций дает им, как и другим акционерам, право на участие в управлении акционерным обществом и получение дивидендов. Размер пакета акций, остающийся в собственности территориальной общины, определяется в зависимости от характера и значимости деятельности предприятия для жизнеобеспечения территории и может колебаться в широком диапазоне (от 25% + одна акция до 100%).

Участие представителей исполнительной власти в работе наблюдательных советов акционерных обществ даст возможность осуществлять контроль за ценами и номенклатурой продукции и услуг, за выбором заказчиков и поставщиков, а также обеспечивать выполнение коммунального заказа на необходимые товары и услуги.

Создание государственных коммунальных холдинговых компаний в местном хозяйстве дает возможность на достаточно длительное время местным органам управления контролировать и координировать деятельность предприятий, обеспечивать их кооперацию.

3. Коммунальные предприятия или  другие объекты коммунальной  собственности, которые будут приватизированы или уже приватизированы путем выкупа трудовыми коллективами или продажи по конкурсу или на аукционе.

Управление этой группой объектов должно осуществляться через отраслевые структуры местного управления исключительно экономическими методами (налоги, предоставление льгот и т.д.).

Кроме перечисленных выше форм и  методов управления также можно  применять:

  • сдачу коммунального имущества в аренду юридическим негосударственным лицам;
  • передачу коммунального имущества в управление юридическим негосударственным лицам;
  • заключение контрактов на обслуживание коммунального имущества.

 

Контрольные вопросы

 

    1. Дайте определение понятия коммунальная собственность и назовите ее основные признаки.
    2. Дайте определение объектам и субъектам права коммунальной собственности.
    3. Охарактеризуйте основные этапы формирования и развития коммунальной собственности в Украине.
    4. Сформулируйте критерии целесообразности включения объектов в коммунальную собственность.
    5. Назовите состав системы управления коммунальной собственностью.
    6. Перечислите основные права органов местного самоуправления по управлению коммунальной собственностью.
    7. Назовите и охарактеризуйте методы управления коммунальной собственностью.
    8. Назовите три группы объектов коммунального сектора и применяемые к ним методы управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* Регіональне управління: Навч.посіб. /Під ред. Л.М. Зайцевої. – Д.: ДФ УАДУ, 2000. – 240 с.


Информация о работе Управление коммунальной собственностью