Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 17:13, реферат
Реальность местного самоуправления определяется, в первую очередь, материальными и финансовыми ресурсами, которыми распоряжается территориальная община и которые в совокупности составляют материальную и финансовую основу местного самоуправления.
1. Понятие, объекты и субъекты права коммунальной собственности
2. Формирование коммунальной собственности в Украине
3. Система управления коммунальной собственностью и ее полномочия.
4. Методы управления коммунальной собственностью.
Тема 7: Управление коммунальной собственностью
1. Понятие, объекты и субъекты
права коммунальной
2. Формирование коммунальной
3. Система управления
4. Методы управления коммунальной собственностью.
1. Понятие,
объекты и субъекты права
Реальность местного самоуправления определяется, в первую очередь, материальными и финансовыми ресурсами, которыми распоряжается территориальная община и которые в совокупности составляют материальную и финансовую основу местного самоуправления.
Конституция Украины (ст. 142) к материальной и финансовой основе местного самоуправления относит движимое и недвижимое имущество, доходы местных бюджетов, землю, природные ресурсы, которые имеются в собственности территориальных общин сел, поселков, городов, районов в городах, а также объекты их совместной собственности, которые находятся в управлении районных и областных советов. Кроме того, материальную основу местного самоуправления составляет имущество, которое находится в государственной собственности и передано в управление органам местного самоуправления.
Ведущее место в структуре материальной основы местного самоуправления занимает коммунальная собственность.*
Первоначально Законом Украины “О собственности” (1991 г.) коммунальная собственность рассматривалась как разновидность государственной собственности.
В настоящее время согласно Конституции
Украины и Закону Украины
“О местном самоуправлении в Украине” коммунальная собственность
– это собственность территориальной
общины, то есть населения соответствующих
административно-
В широком понимании, коммунальная собственность
– это совокупность имущественных комплексов
и имущественных прав, принадлежащих административно-
Право коммунальной собственности – право территориальной общины владеть, целесообразно, экономно, эффективно пользоваться и распоряжаться по своему усмотрению и в своих интересах имуществом, принадлежащим ей, как непосредственно, так и через органы местного самоуправления.
Право коммунальной собственности
территориальных общин защищает
К объектам права коммунальной собственности при этом относятся:
Субъектами права коммунальной собственности являются территориальные общины города, села или созданные ими органы местного самоуправления (местные советы и их исполнительные комитеты).
2. Формирование коммунальной собственности в Украине
Формирование коммунальной собственности в Украине началось в конце 1990 г. – в начале 1991 г.
Правовой основой
формирования коммунальной собственности
являются: Закон Украины “О передаче объектов
права государственной и коммунальной
собственности” (3.03.1998 г.), Постановления
Кабинета Министров Украины № 311 “О размежевании
государственного имущества Украины между
общегосударственной (республиканской)
собственностью и собственностью административно-
На первоначальном этапе
законодательным путем были установлены
основные источники формирования
коммунальной собственности – перераспределение
государственной собственности и передача
ее объектов в собственность территориально-
Передача объектов из государственной в коммунальную собственность возможна также путем обмена. Передача предприятий проводится вместе со всеми их активами и пассивами, лимитами, фондами, планами финансово-хозяйственной деятельности, жилого фонда – вместе с встроенными помещениями, внешними сетями электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.
Не могут быть объектами передачи из государственной в коммунальную собственность предприятия, осуществляющие деятельность, которая подлежит лицензированию (производство и реализация оружия, наркотических веществ, ценных бумаги денежных знаков), а также казенные предприятия.
Следующим этапом
формирования коммунальной собственности было разделение
имущества между областями, городами,
областными районами, городами областного
подчинения, районами городов и другими
административно-
Дальнейшее формирование и реформирование коммунальной собственности связано с оптимизацией ее структуры в зависимости от уровня и необходимости повышения эффективности функционирования ее объектов. Это достигается прежде всего приватизацией, демонополизацией определенных объектов, а также дополнительной передачей объектов коммунальной собственности в государственную собственность.
С целью оптимизации структуры коммунального имущественного комплекса критериями включения конкретных объектов в коммунальную собственность являются:
После принятия Земельного Кодекса согласно Постановлению Кабинета Министров Украины № 1100 “Об утверждении Временного порядка размежевания земель права государственной и коммунальной собственности” (1.08.2002 г.) из земель государственной собственности в собственность территориальных общин сел, поселков, городов передаются:
Коммунальный комплекс административно-
Производственные
подразделения коммунальной собственности
– это объекты, принадлежащие к таким
отраслям как промышленность строительных
материалов, местная промышленность, полиграфическая
промышленность, строительство, городской
транспорт, связь, жилищно-коммунальное
хозяйство, торговля, общественное питание
и бытовое обслуживание. Они являются
основой имущественного комплекса административно-
Непроизводственные подразделения – это большинство объектов социальной инфраструктуры, объекты охраны здоровья, образования, социального обеспечения, культуры и других отраслей непроизводственной сферы. Эта часть объектов коммунальной собственности не принимает прямого участия в материальном производстве, но непосредственно влияет на его эффективность, обеспечивая необходимые условия для нормальной жизнедеятельности людей.
3. Система
управления коммунальной
Система управления коммунальной собственностью должна решать двуединую задачу. С одной стороны, необходимо обеспечить достаточную материальную инфраструктуру местного самоуправления, защитить интересы комплексного развития территории как единого социально-экономического механизма, способствовать созданию гарантированного жизненного уровня населения и защите его интересов как потребителя услуг и продукции организаций и предприятий коммунальной собственности. С другой – обеспечить эффективное управление имущественным коммунальным комплексом в условиях развития рыночной экономики, исходя из определенной хозяйственной самостоятельности участников рыночных отношений, необходимости развития предпринимательства, расширения процессов приватизации и демонополизации.
Для решения поставленных задач механизм управления коммунальной собственность должен основываться на следующих принципах:
Основным субъектом управления коммунальной собственностью, как уже указывалось выше, является территориальная община в лице соответствующих органов самоуправления (совет и исполнительный комитет). Однако фактически управление ее объектами осуществляется совокупностью организационных структур и подразделений. Они представляют собой многоуровневую иерархию органов, функционирование которых и обеспечивает механизм управления.
В систему управления коммунальной собственностью на всех уровнях входят:
Исполком горсовета (райсовета) в сфере управления коммунальной собственностью действует в пределах своих полномочий, предоставленных советом, и может в отношении этого имущества осуществлять любые действия, которые не противоречат закону, в частности:
Соединительным звеном между городским органами управления коммунальной собственностью и непосредственно ее объектами (предприятиями, организациями) являются отраслевые объединения, управления, корпорации, тресты. Они обеспечивают стабильную и эффективную работу подведомственных предприятий, увеличение объемов производства, разрабатывают и совместно с предприятиями внедряют концепцию развития подведомственного хозяйства с учетом отраслевых особенностей.