Управление коммунальной собственностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 17:13, реферат

Описание работы

Реальность местного самоуправления определяется, в первую очередь, материальными и финансовыми ресурсами, которыми распоряжается территориальная община и которые в совокупности составляют материальную и финансовую основу местного самоуправления.

Содержание

1. Понятие, объекты и субъекты права коммунальной собственности

2. Формирование коммунальной собственности в Украине

3. Система управления коммунальной собственностью и ее полномочия.

4. Методы управления коммунальной собственностью.

Работа содержит 1 файл

Тема 7 Управл.коммун.собств..doc

— 83.00 Кб (Скачать)

Тема 7: Управление коммунальной собственностью

 

1. Понятие, объекты и субъекты  права коммунальной собственности

2. Формирование коммунальной собственности  в Украине

3. Система управления коммунальной  собственностью и ее полномочия.

4. Методы управления коммунальной собственностью.

 

 

1. Понятие,  объекты и субъекты права коммунальной  собственности

 

Реальность местного самоуправления определяется, в первую очередь, материальными  и финансовыми ресурсами, которыми распоряжается территориальная община и которые в совокупности составляют материальную и финансовую основу местного самоуправления.

Конституция Украины (ст. 142) к материальной и финансовой основе местного самоуправления относит движимое и недвижимое имущество, доходы местных бюджетов, землю, природные ресурсы, которые имеются в собственности территориальных общин сел, поселков, городов, районов в городах, а также объекты их совместной собственности, которые находятся в управлении районных и областных советов. Кроме того, материальную основу местного самоуправления составляет имущество, которое находится в государственной собственности и передано в управление органам местного самоуправления.

Ведущее место в структуре материальной основы местного самоуправления занимает коммунальная собственность.*

Первоначально Законом Украины “О собственности” (1991 г.) коммунальная собственность рассматривалась как разновидность государственной собственности.

В настоящее время согласно Конституции  Украины и Закону Украины   “О местном самоуправлении в Украине” коммунальная собственность – это собственность территориальной общины, то есть населения соответствующих административно-территориальных единиц, которая является разновидностью корпоративной собственности и не принадлежит государству (Рис. 1).

В широком понимании, коммунальная собственность – это совокупность имущественных комплексов и имущественных прав, принадлежащих административно-территориальной единице. Будучи источником ее доходов, коммунальная собственность служит для обеспечения социально-экономических потребностей населения. Таким образом, коммунальная собственность характеризуется двумя определяющими признаками: привязанностью к определенной территориальной единице и тесной связью с обеспечением социально-экономических потребностей этой территориальной единицы.

Право коммунальной собственности – право территориальной общины владеть, целесообразно, экономно, эффективно пользоваться и распоряжаться по своему усмотрению и в своих интересах имуществом, принадлежащим ей, как непосредственно, так и через органы местного самоуправления.

Право коммунальной собственности  территориальных общин защищается законом на равных условиях с правом собственности других субъектов (Конституция Украины, ст. 13).

К объектам права коммунальной собственности при этом относятся:

  • имущество местных органов власти и самоуправления;
  • доходы местного бюджета;
  • земля, природные ресурсы;
  • жилой и нежилой фонд;
  • предприятия коммунального хозяйства и социальной сферы;
  • транспортные, промышленные предприятия и строительные организации;
  • другие объекты, необходимые для нормального функционирования соответствующего административно-территориального образования и решения социально-экономических задач.

Субъектами  права коммунальной собственности являются территориальные общины города, села или созданные ими органы местного самоуправления (местные советы и их исполнительные комитеты).

 

2. Формирование  коммунальной собственности в  Украине

 

Формирование коммунальной собственности  в Украине началось в конце 1990 г. – в начале 1991 г.

Правовой основой формирования коммунальной собственности являются: Закон Украины “О передаче объектов права государственной и коммунальной собственности” (3.03.1998 г.), Постановления Кабинета Министров Украины № 311 “О размежевании государственного имущества Украины между общегосударственной (республиканской) собственностью и собственностью административно-территориальных единиц (коммунальной собственностью)” (5.11.1991 г.) и № 1100 “Об утверждении Временного порядка размежевания земель права государственной и коммунальной собственности” (1.08.2002 г.).

На первоначальном этапе законодательным путем были установлены основные источники формирования коммунальной собственности – перераспределение государственной собственности и передача ее объектов в собственность территориально-административных единиц. При этом в коммунальную собственность было передано имущество, находившееся в ведении министерств, ведомств и других органов, уполномоченных управлять государственным имуществом. Источником пополнения коммунальной собственности были признаны продажа и безвозмездная передача в собственность органов местного самоуправления предприятий, организаций, учреждений и объектов, принадлежащих другим субъектам собственности, важных для социально-экономического развития территории. При этом местные советы могут иметь объекты коммунальной собственности за пределами своей территории, а также имеют право на преимущественное приобретение в коммунальную собственность помещений, сооружений и других объектов, если они могут быть использованы для обеспечения коммунально-бытовых и социально-культурных потребностей территориальных общин.

Передача объектов из государственной  в коммунальную собственность возможна также путем обмена. Передача предприятий  проводится вместе со всеми их активами и пассивами, лимитами, фондами, планами финансово-хозяйственной деятельности, жилого фонда – вместе с встроенными помещениями, внешними сетями электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.

Не могут  быть объектами передачи из государственной в коммунальную собственность предприятия, осуществляющие деятельность, которая подлежит лицензированию (производство и реализация оружия, наркотических веществ, ценных бумаги денежных знаков), а также казенные предприятия.

Следующим этапом формирования коммунальной собственности было разделение имущества между областями, городами, областными районами, городами областного подчинения, районами городов и другими административно-территориальными единицами, то есть осуществлялся раздел объектов коммунальной собственности в регионе между субъектами управления в соответствии с их компетенцией.

Дальнейшее  формирование и реформирование коммунальной собственности связано с оптимизацией ее структуры в зависимости от уровня и необходимости повышения эффективности функционирования ее объектов. Это достигается прежде всего приватизацией, демонополизацией определенных объектов, а также дополнительной передачей объектов коммунальной собственности в государственную собственность.

С целью оптимизации структуры  коммунального имущественного комплекса критериями включения конкретных объектов в коммунальную собственность являются:

  • значимость объекта для обеспечения коммунально-бытовых и социально-культурных потребностей населения;
  • роль объекта в повышение эффективности функционирования местного хозяйства;
  • источники создания и приобретения имущества конкретного объекта;
  • местонахождение объекта;
  • местонахождение потребителей результатов деятельности объекта;
  • способность местных органов управления обеспечить нормальное функционирование объекта.

После принятия Земельного Кодекса согласно Постановлению Кабинета Министров Украины № 1100 “Об утверждении Временного порядка размежевания земель права государственной и коммунальной собственности” (1.08.2002 г.) из земель государственной собственности в собственность территориальных общин сел, поселков, городов передаются:

  • земли общего пользования населенных пунктов (площади, улицы, дороги, пляжи, парки и пр.);
  • земли под жилищной застройкой, под объектами социально-культурного назначения (школами, вузами, больницами, поликлиниками, базами отдыха, пансионатами, стадионами, магазинами, рынками и пр.);
  • земли под объектами электро-, тепло-, водоснабжения (в границах населенных пунктов);
  • земельные участки промышленных предприятий коммунальной и частной формы собственности;
  • земли под водными объектами местного значения, объектами природно-заповедного и лесного фонда в пределах населенных пунктов;
  • земли под объектами культурного наследия (историческими, археологическими, монументального творчества, архитектуры) и т.д.

Коммунальный комплекс административно-территориальной  единицы состоит из производственных и непроизводственных подразделений.

Производственные  подразделения коммунальной собственности – это объекты, принадлежащие к таким отраслям как промышленность строительных материалов, местная промышленность, полиграфическая промышленность, строительство, городской транспорт, связь, жилищно-коммунальное хозяйство, торговля, общественное питание и бытовое обслуживание. Они являются основой имущественного комплекса административно-территориальной единицы, играют ведущую роль и обеспечивают экономическую основу местного самоуправления.

Непроизводственные  подразделения – это большинство объектов социальной инфраструктуры, объекты охраны здоровья, образования, социального обеспечения, культуры и других отраслей непроизводственной сферы. Эта часть объектов коммунальной собственности не принимает прямого участия в материальном производстве, но непосредственно влияет на его эффективность, обеспечивая необходимые условия для нормальной жизнедеятельности людей.

 

 

3. Система  управления коммунальной собственностью  и ее полномочия

 

Система управления коммунальной собственностью должна решать двуединую задачу. С одной стороны, необходимо обеспечить достаточную материальную инфраструктуру местного самоуправления, защитить интересы комплексного развития территории как единого социально-экономического механизма, способствовать созданию гарантированного жизненного уровня населения и защите его интересов как потребителя услуг и продукции организаций и предприятий коммунальной собственности. С другой – обеспечить эффективное управление имущественным коммунальным комплексом в условиях развития рыночной экономики, исходя из определенной хозяйственной самостоятельности участников рыночных отношений, необходимости развития предпринимательства, расширения процессов приватизации и демонополизации.

Для решения поставленных задач механизм управления коммунальной собственность должен основываться на следующих принципах:

  • согласование государственных интересов с интересами жителей территории;
  • экономическая заинтересованность объектов коммунальной собственности в эффективной деятельности;
  • дифференцированный подход к объектам коммунальной собственности с точки зрения выбора форм и методов управления.

Основным субъектом управления коммунальной собственностью, как уже указывалось выше, является территориальная община в лице соответствующих органов самоуправления (совет и исполнительный комитет). Однако фактически управление ее объектами осуществляется  совокупностью организационных структур и подразделений. Они представляют собой многоуровневую иерархию органов, функционирование которых и обеспечивает механизм управления.

В систему управления коммунальной собственностью на всех уровнях входят:

  • областной, городской районные советы;
  • исполком городского совета, его управления, отделы, главные управления, отраслевые подразделения, в том числе управление коммунального имущества;
  • исполкомы районных советов и их структурные подразделения;
  • региональные отделения Фонда государственного имущества Украины, которые проводят приватизацию объектов коммунальной собственности;
  • органы государственного контроля;
  • городские отраслевые структуры управления.

Исполком горсовета (райсовета) в сфере управления коммунальной собственностью действует в пределах своих полномочий, предоставленных советом, и может в отношении этого имущества осуществлять любые действия, которые не противоречат закону, в частности:

  • обеспечивает нормативно-правовое регулирование всего комплекса отношений относительно коммунальной собственности: ее формирования, владения, пользования, распоряжения и развития;
  • готовит и подает на утверждение совета местные программы приватизации, а также перечень коммунальных объектов, на подлежащих приватизации;
  • вносит предложения по включению в состав объектов коммунальной собственности объектов, находящихся на территории города и имеющих важное значение для обеспечение потребностей населения города;
  • по согласованию с советом принимает решение о передаче в аренду, использовании в качестве залога, продаже, создании, перепрофилировании, реорганизации, ликвидации предприятий и организаций, находящихся в коммунальной собственности;
  • передает объекты коммунальной собственности в постоянное или временное пользование физическим и юридическим лицам;
  • утверждает уставы (положения) коммунальных предприятий и организаций, заключает контракты с их руководителями, назначает и освобождает от должности их руководителей;
  • контролирует деятельность предприятий и организаций коммунальной собственности, содействует их развитию и эффективному функционированию, участвует в организации  материально-финансового обеспечения;
  • регулирует цены и тарифы на продукцию и услуги созданных им предприятий, устанавливает порядок использования прибыли.

Соединительным звеном между городским  органами управления коммунальной собственностью и непосредственно ее объектами (предприятиями, организациями) являются отраслевые объединения, управления, корпорации, тресты. Они обеспечивают стабильную и эффективную работу подведомственных предприятий, увеличение объемов производства, разрабатывают и совместно с предприятиями внедряют концепцию развития подведомственного хозяйства с учетом отраслевых особенностей.

Информация о работе Управление коммунальной собственностью