Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 22:17, реферат
Цель работы: изучить тему – управление кадровым резервом.
Задачи : - определить понятия «кадровый резерв», «Управление»;
- рассмотреть основные принципы формирования кадрового резерва;
-определить проблемы в данной сфере;
- изучить этапы формирования кадрового резерва.
Объект: кадровый резерв
Предмет : управление кадровым резервом
Наиболее
весомыми факторами и критериями,
подлежащими учету при
На стадии формирования списка резерва решаются такие задачи, как:
По результатам
оценки и сравнения кандидатов уточняется
и корректируется предварительный
список резерва.
Этап 3 . Подготовка кандидатов
Для формирования резерва, как правило,
недостаточно отобрать способных к продвижению
сотрудников — важно правильно подготовить
их к должности и организовать продвижение.
Для профессиональной подготовки могут
быть использованы следующие методы:
Для
подготовки резерва разрабатываются
и утверждаются администрацией три
вида программ.
Общая программа включает теоретическую
подготовку — обновление и пополнение
знаний по отдельным вопросам науки и
практики управления производством; повышение
образования кандидатов, зачисленных
в резерв, связанных с их прежней (базовой)
подготовкой; обучение специальным дисциплинам,
необходимым для повышения эффективности
управления производством. Форма контроля
— сдача экзамена (зачетов). Специальная
программа предусматривает разделение
всего резерва по специальностям. Подготовка,
сочетающая теорию и практику, осуществляется
по следующим направлениям: деловые игры
по общетехническим и специальным проблемам;
решение конкретных производственных
задач по специальностям. Форма контроля
— разработка конкретных рекомендаций
по улучшению производства и их защита.
Индивидуальная программа включает конкретные
задачи по повышению уровня знаний, навыков
и умений для каждого специалиста, зачисленного
в резерв, по следующим направлениям: производственная
практика на передовых отечественных
и зарубежных предприятиях, стажировка
на резервной должности.
Индивидуальные планы кандидатов разрабатываются
непосредственными начальниками подразделений
и утверждаются руководителями предприятия.
Систематический контроль за выполнением
индивидуальных планов осуществляется
руководителями подразделений и работниками
службы управления персоналом, ответственными
за подготовку резерва. Социально-психологическая
подготовка. Для облегчения процесса адаптации
к новой должности необходимо включить
кандидатов в новую для них систему управления
предприятием (на новом уровне), детально
познакомить их с правилами и технологиями
коммуникации и принятия решений, ввести
в новом качестве в трудовой коллектив.
Для многих большой проблемой становится
изменение статуса (был коллегой, а стал
начальником), поэтому кадровой службе
необходимо продумывать процедуры адаптации
и для “молодого” начальника, и для его
“новых” подчиненных. Более сложным является
вхождение в коллектив сотрудника, принятого
в организацию “со стороны” — через рекрутинговые
агентства или по самостоятельному набору.
Ему приходится адаптироваться по всей
системе внутриорганизационных связей
и корпоративной культуры, и людям.
Для облегчения этих процессов наиболее
серьезные компании вводят специальные
программы, ориентированные на подготовку
резерва — самых перспективных в карьерном
отношении специалистов. Далеко не все
из них имели в прошлом опыт руководящей
работы или специальную управленческую
подготовку. Новички проходят ориентационные
программы, помогающие разобраться в структуре,
традициях компании, специализированные
управленческие тренинги. Весьма эффективны
в таких ситуациях и тренинги на командообразование
— они помогают более быстрому взаимному
приспособлению нового начальника и имеющегося
коллектива. Одновременно решаются и проблемы
большего сплочения коллектива подразделения
и повышения эффективности его работы.
&3.
Проблемы формирования
кадрового резерва
При формировании
кадрового резерва нередко
Еще одна
сложность, с которой можно столкнуться
при создании кадрового резерва,
– нежелание некоторых
Распространена и такая проблема: когда часть сотрудников попадает в кадровый резерв, у тех, кто в него не вошел, может не только появиться зависть по отношению к резервистам, но и снизиться мотивация. Руководители обязательно должны поговорить с недовольными подчиненными, объяснить им, что они получат шанс войти в кадровый резерв, если будут работать более эффективно. Что недостаточно оказаться в резерве – нужно суметь там удержаться, достичь положительных результатов в профессиональном развитии. Ведь по итогам регулярной оценки (один-два раза в год) сотрудника могут исключить из кадрового резерва, а на его место определить другого человека.
В работе с кадровым резервом стоит учитывать и такие рекомендации:
- составьте базу данных о потенциальных кандидатах в кадровый резерв, отметив все компетенции и навыки, которыми обладает каждый из них, чтобы всегда можно было быстро найти человека, подходящего для появившейся вакансии. И постоянно поддерживайте эту базу в актуальном состоянии;
- определите несколько количественных критериев, по которым можно следить за прогрессом системы кадрового резерва, например: процент вакансий, заполняемых внешними или внутренними кандидатами; процент сотрудников, которые уходят из компании из-за того, что их развитию не уделялось достаточно времени и др. Регулярно осуществляйте мониторинг и делайте выводы;
-доносите до подчиненных информацию о том, что у каждого из них есть шанс попасть в кадровый резерв – нужно только соответствовать определенным критериям.
Так же нельзя менять свое отношение к сотрудникам, вошедшим в кадровый резерв. Остальные члены коллектива не должны думать, что резервисты автоматически получают право на какие-то привилегии или поблажки в работе.
Существует несколько типичных ошибок при работе с кадровым резервом:
1. Все равны
Многие менеджеры считают, что нужно одинаково относиться ко всем сотрудникам. Из-за этого сама идея формирования кадрового резерва, к примеру – для руководящих должностей, кажется им несправедливой. Они теряют время и деньги, вместо того чтобы признать: есть и более, и менее ценные для компании специалисты. И развитию первых нужно уделять больше и внимания, и ресурсов. Только осознав, что выделение среди сотрудников лучших – это естественный процесс, можно сформировать действительно эффективный кадровый резерв.
2. Ситуативность
Случается,
что формирование кадрового резерва
в компании происходит «набегами» –
когда у руководства есть настроение
этим заняться, появились деньги или
просто возникает потребность в
новых сотрудниках. При таком
подходе эффективность
3. Резерв как угроза
Некоторые
руководители (например, среднего звена)
негативно относятся к идее формирования
кадрового резерва для
4. По протекции
Нередко руководители формируют кадровый резерв из своих фаворитов в расчете на то, что, когда они станут менеджерами, работать с ними будет проще. Однако такие действия могут послужить сильным демотиватором для остальных подчиненных и даже причиной их ухода из компании. Чтобы такого не случилось, нужно четко прописать процедуру формирования кадрового резерва и строго ее придерживаться.
5. Не по собственному желанию
Если
сотрудник представляет для вас
интерес как потенциальный
6. На своей территории
Когда сотрудник, включенный в кадровый резерв, проходит стажировку на должности руководителя, менеджер, занимающий этот пост в данный момент, может по-пытаться скрыть от него какую-то часть информации. Во-первых – чтобы защитить свои ноу-хау, а во-вторых – чтобы новичок не за- метил ошибок в его работе. Едва ли такая стажировка будет эф- фективной, скорее она послужит демотивирующим фактором для резервиста. Поэтому ответственному за формирование кадрового резерва менеджеру нужно следить за процессом и при необходимости выступать посредником между сотрудником и его руководителем.
7. Раздутый резерв
Кадровый резерв надо формировать с учетом истинной потребности в тех или иных специалистах на сегодняшний день и с расчетом на будущее. Правило «чем больше, тем лучше» в данном случае не работает. Ведь если входящий в резерв специалист не видит реальных перспектив, то мотивации для развития у него не будет.
Заключение
Подводя
итог, необходимо еще раз подчеркнуть,
что правильная организация работы
с кадровым резервом является, с
одной стороны, индикатором компетентности
управленческой вертикали, а с другой
— залогом эффективности
Однако не стоит забывать, что существует множество проблем в этой области. И если закрывать на это глаза, то скорее всего результаты от такой деятельности будут не самыми лучшими.
Именно
поэтому стоит тщательно и
ответственно изучать данную тему,
а тем более переходить к практике.
Список
литературы:
1. Ващенко В.П. О некоторых особенностях подготовки кадров малого предпринимательства в России / В.П.Ващенко // Наука и промышленность России. - 2006. - №7.- 122с.
2. Грачев
М.Н. Политическая
3. Зайцева Т.В. Управление персоналом / Т.В.Зайцева, А.Т.Зуб. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 318 с.
4. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: отбор и оценка при найме, аттестация: Учебное пособие для студентов вузов. / А.Я.Кибанов, И.Б. Дуракова. - М.: Экзамен, 2005. – 311 с.
5. Травин В.В. Кадровый резерв и оценка результативности труда управленческих кадров / В.В.Травин, Дятлов В.А. - М.: Дело, 2005. – 176 с
6. Либерман К.А. Планирование и организация работы с резервом кадров [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rosbuh.ru/ article.asp?rba_id=913
7. Уткин
Э.А. Менеджмент. Вопросы и ответы. Пособие
для подготовки к экзамену / Э.А.Уткин.
– М.: ИКФ «ЭКМОС», 2003