Управление качеством

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 22:42, курсовая работа

Описание работы

Системный подход позволяет объективно выбирать масштабы и направления управления качеством, виды продукции, формы и методы производства, обеспечивающие наибольший эффект усилий и средств, затраченных на повышение качества продукции. Системный подход к улучшению качества выпускаемой продукции позволяет заложить научные основы промышленных предприятий , объединений , планирующих органов.

Работа содержит 1 файл

Управление качеством.docx

— 30.53 Кб (Скачать)

Введение

 

     Важнейшим источником роста эффективности  производства является постоянное повышение  технического уровня и качества выпускаемой  продукции. Для технических систем характерна жесткая функциональная интеграция всех элементов, поэтому  в них нет второстепенных элементов, которые могут быть некачественно  спроектированы и изготовлены. Таким  образом, современный уровень развития НТП значительно ужесточил требования к техническому уровню и качеству изделий в целом и их отдельных  элементов.

     Системный подход позволяет объективно выбирать масштабы и направления управления качеством, виды продукции, формы и  методы производства, обеспечивающие наибольший эффект усилий и средств, затраченных на повышение качества продукции. Системный подход к улучшению  качества выпускаемой продукции  позволяет заложить научные основы промышленных предприятий , объединений , планирующих органов.

     Статистические  методы по степени трудности можно  подразделить на 3 категории:

  1. Элементарный статистический метод включает так называемые 7 «принципов»:

- Карта Парето;

- Причинно-следственный  анализ;

- Группировка  данных по общим признакам;

- Контрольный  лист;

- Гистограмма.  Метод гистограмм является эффективным  инструментов обработки данных  и предназначен для текущего  контроля качества в процессе  производства, изучения возможностей  технологических процессов, анализа  работы отдельных исполнителей  и агрегатов. Гистограмма- это  графический метод представления  данных , сгруппированных на частоте попадания в определенный интервал;

- Диаграмма разброса (анализ корреляции через определение  медианы);

- График и  контрольная карта. Контрольные  карты графически отражают динамику  процесса, т.е. изменение показателей  во времени. На карте отмечен  диапазон неизбежного рассеивания,  который лежит в пределах верхней  и нижней границ. С помощью  этого метода можно оперативно  проследить начало дрейфа параметров  по какому либо показателю  качества в ходе технологического  процесса для того чтобы проводить  предупредительные меры и не  допускать брака готовой продукции.

Эти принципы должны применяться всеми без исключения – от главы фирмы до простого рабочего. Ими пользуются не только в производственном отделе, но и  в таких отделах, как отделы планирования, маркетинга, материально-технического снабжения.

  1. Промежуточный статистический метод включает:

- Теорию выборочных  исследований;

- Статистический  выборочный контроль;

- Различные методы  проведения статистических оценок  и определения критериев;

- Метод применения  сенсорных проверок;

- Метод расчета  экспериментов.

Эти методы рассчитаны на инженеров и специалистов в  области управления качеством.

  1. Передовой (с использованием ЭВМ) статистический метод включает:

- Передовые методы  расчета экспериментов;

- Многофакторный  анализ;

- Различные методы  исследования операций.

Этому методу обучается  ограниченное количество инженеров  и техников, поскольку он применяется  при проведении очень сложных  анализов процесса и качества.

Основная проблема, связанная с применением статистических методов в промышленности, это  ложные данные и данные, не соответствующие  фактам. Различные данные и факты  предоставляются в двух случаях. Первый случай касается искусно созданных  или неверно подготовленных данных, а второй касается неверных данных, подготовленных без применения статистических методов.

Применение статистических методов, включая наиболее сложные, должно стать распространенным явлением. Также не следует забывать об эффективности простых методов, без овладения которыми применение более сложных методов не представляется возможным.

Технический прогресс нельзя отделить от применения статистических методов, обеспечивающих повышение  качества выпускаемой продукции, повышение  надежности и снижение расходов на качество. 

Система статистических методов  контроля. 

В любой  системе управления качеством продукции  статистические методы контроля качества имеют особое значение и относятся к числу наиболее прогрессивных методов.

В отличие  от статистических методов регулирования  технических процессов, где по результатам  контроля выборки принимается решение  о состоянии процесса (налажен или разлажен), при статистическом приемочном контроле по результатам контроля выборки принимается решение о судьбе всей партии продукции: принять или отклонить партию продукции.

Если  при статистических методах регулирования  технического процесса отбор единиц продукции в выборку осуществляется через заранее установленные  промежутки времени или количество единиц продукции, то при статистических методах выборочного контроля единицы  продукции нужно сначала объединить в партию, а затем из этой партии отобрать выборку необходимого объема. Причем контроль проводится по каждой партии отдельно.

Статистические  методы контроля качества подразделяются на:

  • статистический приемочный контроль по альтернативному признаку;
  • выборочный приемочный контроль по варьирующим характеристикам качества;
  • стандарты статистического приемочного контроля;
  • системы экономических планов;
  • планы непрерывного выборочного контроля.

Наиболее  характерным примером статистического  контроля качества является статистический приемочный контроль. Основная идея такого контроля в том, что о качестве контролируемой партии продукции судят по значениям характеристик малой выборки этой партии. Различают приемочный контроль по качественному и количественному признаку.

При контроле по качественному признаку каждую проверяемую единицу продукции относят к определенной группе (годная или дефектная), а последующие решения принимаются в зависимости от соотношения количества изделий, оказавшихся в этих группах. Такой контроль называется альтернативным.

При контроле по количественному признаку определяют значения одного или нескольких параметров единицы продукции, а последующие решения принимаются в зависимости от этих значений (среднее арифметическое параметра, среднеквадратическое отклонение).

Следует отметить особенность выборочного контроля, которая заключается в колебании выборочных оценок. Это значит, что в любой выборке (одинакового размера) из одной и той же партии может иметь место разное количество дефектных изделий, а значит, по результатам контроля одной выборки можно принять партию, а по другой ту же партию — забраковать.

Выборочный  контроль осуществляется по плану, в  основу которого заложены не только экономические  соображения, но и соответствующие  статистические методы, обусловливающие  объем выборки и критерии оценок. На многих российских предприятиях выборочный контроль, к сожалению, редко бывает подкреплен такого рода обоснованиями.

Для применения выборочного контроля необходимо выполнить  следующие условия:

  • выборочный контроль не может гарантировать, что все оставшиеся внутри партии изделия (после выборки) удовлетворяют техническим требованиям;
  • выборка должна формироваться случайным образом;
  • при выборочном контроле есть вероятность риска как поставщика, так и потребителя.

Как правило, планы выборочного приемочного  контроля проектируют таким образом, чтобы вероятность отбраковки годной продукции была мала. Эту ситуацию называют риском поставщика— вероятность ошибки, при которой годную партию изделий могут в результате колебаний выборочной оценки признать не соответствующей техническим требованиям.

В большинстве  планов выборочного контроля предусмотрено, чтобы риск поставщика (α) составлял не более 5%. На практике, как правило, принимают α = 0,05.

Важно также, чтобы план приемочного выборочного  контроля учитывал бы и интересы потребителя (заказчика) таким образом, чтобы  вероятность приемки продукции  низкого качества была также мала.

Такая ситуация называется риском потребителя— вероятность ошибки, при которой негодную партию изделий в результате колебаний выборочной оценки ошибочно признать годной. На практике обычно принимают риск потребителя β = 0,10. Вдвое меньший риск поставщика по сравнению с риском потребителя объясняется возможными экономическими потерями при возникновении в процессе приемочного контроля таких ситуаций. При установленных величинах рисков вероятные издержки поставщика и потребителя примерно одинаковы. 

Тотальный контроль качества(TQM) — это концепция, предусматривающая всестороннее и скоординированное применение систем и методов управления качеством во всех сферах деятельности, от исследований и разработок до послепродажного обслуживания, при участии руководства и служащих всех уровней и при рациональном использовании технических возможностей. Эта система вобрала в себя все лучшее, что было отобрано мировой практикой при создании высококачественной продукции.

Эффективность всеобщего управления качеством зависит от трех ключевых условий:

- руководитель предприятия возглавляет работу по непрерывному совершенствованию   качества;

-   инвестиции вкладываются не в оборудование, а в людей;

-   организационные структуры создаются специально под систему всеобщего управления качеством.

Тотальный контроль качества— это технология руководства процессами повышения качества. Она состоит из трех частей.

  • Коренная система — это методы и средства, которые применяются для анализа и исследования. Они основаны на общепризнанном математическом аппарате, статистических методах контроля, и могут использоваться повсеместно.
  • Система технического обеспечения — это приемы и программы, позволяющие обучать персонал владению этими средствами и правильному их применению. Эта система отражает специфику страны и каждого предприятия, связана с национальными традициями и культурой. Ее надо создавать самим.
  • Система непрерывного развития самих принципов и содержания TQM. Она еще более специфична. В ней отражаются экономические порядки в стране, действующее законодательство.

Таким образом, нельзя полностью скопировать  систему всеобщего управления качеством. Каждая страна, каждое предприятие  должно разработать такую систему, которая в максимальной степени соответствует техническому обеспечению и условиям непрерывного развития данного предприятия. Но при этом надо обеспечить возможность проверки качества работ на всех этапах жизненного цикла изделия.

Рассмотрим  на примере контроля и оценки качества производственного процесса национальные особенности обеспечения качества предприятиями разных стран. Основной принцип контроля — регулирование производственного процесса по результатам измерения показателей качества изделия. Там, где по технологическим условиям невозможен сплошной контроль, проводится выборочный. При этом к контрольным операциям максимально привлекаются основные рабочие. Важным фактором в процессе контроля является наглядность измерения показателей качества. В Японии в цехах на рабочих местах развешиваются стенды, на которых наглядно демонстрируются результаты контроля, мероприятия по предупреждению дефектов, имена премируемых за качество работников и т.д. В последнее время в качества стендов выступают светящиеся табло, часто с «бегущей строкой». На них периодически появляются обращения администрации к персоналу помочь разобраться с проблемами качества на той или иной контрольной операции. Контрольные приборы хранятся в специальных стеклянных шкафах, давая возможность персоналу убедиться в полной наглядности всего процесса измерения и подготовки к нему. Это весьма действенные психологические приемы приобщения работников к ответственности за обеспечение качества продукции и процессов.

Информация о работе Управление качеством