Управление качеством продукции на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 00:28, курсовая работа

Описание работы

Качество – понятие многоплановое, обеспечение его требует объединения творческого потенциала и практического опыта многих специалистов. Проблема повышения качества может быть решена только при совместных усилиях государства, федеральных органов управления, руководителей и членов трудовых коллективов предприятий. Важную роль в решении этой проблемы играют потребители, диктующие свои требования и запросы производителям товаров и услуг.
Улучшение качества продукции – важнейшее направление интенсивного развития экономики, источник экономического роста, эффективности общественного производства. В этих условиях возрастает значение комплексного управления качеством продукции и эффективностью производства.
Системы управления качеством, действующие на различных предприятиях, индивидуальны. Тем не менее мировая наука и практика сформировали общие признаки этих систем, а также методы и принципы, которые могут применяться в каждой из них.
Целью моей работы является обзор научных данных по управлению качеством продукции с последующим анализом системы качества конкретного предприятия. Для этого использовала наиболее базовые научные работы отечественных и зарубежных авторов, а также популярные учебные пособия в области управления качеством. Выбирая мордовских производителей, я остановилась на одном из перспективных заводов, который вышел уже на общероссийский уровень, - ОАО «Ламзурь».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 5
1.НАУЧНЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ. 7
1.1 Понятие качества продукции и управления им. 7
1.2 Оценка уровня качества. 11
1.3 Сертификация. Стандартизация. 21
1.4. Экономические проблемы качества. 26
2. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА ОАО «ЛАМЗУРЬ». 29
2.1 Общая оценка качества продукции. 29
2.2. Критический анализ действующей системы управления качеством. 31
3. МЕТОД ПОВЫШЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ В ОАО «ЛАМЗУРЬ». 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. 45

Работа содержит 1 файл

кр2.doc

— 245.00 Кб (Скачать)

     Групповые методы анализа и  решения проблем получили достаточное воплощение в форме кружков качества. Однако в зарубежной практике групповая организация улучшения качества имеет много разновидностей. Саму по себе идею нельзя вырвать и насадить как нечто самостоятельное. Она должна быть органической частью продуманного проекта построения на предприятии системы качества.

     Такие методы, как QFD, FMEA, Тагути, в зарубежной практике применяются очень широко и эффективно, входят неотъемлемой частью в программы подготовки специалистов по качеству.

     Семь  инструментов качества японской экономики изложены в переводной литературе японских авторов (Исикава, Куме) и в отечественных публикациях. Одно из достоинств этих методов – в их простоте и возможности использования работниками любого уровня – от директора до рабочего.

     Статистические  методы. Начальный опыт японской революции в качестве связан именно с массовым применением статистических методов. Использование статистических методов предполагает, что на предприятии имеется группа специалистов, квалифицированно владеющих этими методами и осуществляющих постановку их применения на предприятии. Статистические методы широко отражены в стандартах, справочниках и других материалах. 

    1. Экономические проблемы качества.
 

     Международный стандарт ИСО 8402 «Управление качеством и обеспечение качества - Словарь» подчеркивает, что все понятия о качестве имеют экономическое значение. Это значит, что  управление качеством имеет целью достижение экономического эффекта, при административном управлении качеством упор должен делаться на экономические факторы.

     Рыночные  отношения требуют внедрения  в практику международных правил ведения учета, анализа хозяйственной  деятельности. В принципе эту информацию можно разделить на внешнюю (финансовую) и внутреннюю (управленческую).

     В международных стандартах на системы качества отмечается, что затраты, связанные с качеством, калькулируются внутри организации согласно ее собственным критериям. При этом к затратам, связанным с качеством, относятся затраты, возникающие при обеспечении и гарантировании удовлетворительного качества, в том числе при его совершенствовании, а также затраты, вызванные потерями из-за  неудовлетворительного качества; некоторые потери можно с трудом определить количественно, но они могут быть очень существенными.

     Международные стандарты в целях однообразия, сопоставимости и обобщения хозяйственной информации дают рекомендации только по некоторым методам калькуляции затрат на качество для внешней (финансовой) отчетности о деятельности изготовителя в рамках системы качества:

    1. Метод калькуляции затрат на качество. Составляющие затрат, связанных с внутренней хозяйственной деятельностью, анализируются на основе модели калькуляции затрат ПОД: профилактика (П), оценивание (О), дефекты (Д). Затраты на профилактику и оценивание считаются выгодными капиталовложениями, тогда как затраты на дефекты считаются убытками.
    2. Метод калькуляции затрат, связанных с процессами. Здесь используются понятия стоимостей соответствия и не соответствия любого процесса, причем обе могут быть источником экономии. Под стоимостью соответствия понимают затраты, понесенные для удовлетворения всех запросов (сформированных и подразумеваемых) потребителей при безотказности существующего процесса. Под стоимостью несоотвествия подразумевают затраты при нарушении существующего процесса.
    3. Метод определения потерь вследствие низкого качества.  Основное внимание уделяется внутренним и внешним потерям из-за низкого качества и определению материальных и нематериальных потерь. К внешним материальным потерям можно отнести сокращение в будущем объема сбыта в связи с неудовлетворительностью потребителей. Внутренние нематериальные потери – это результат снижения производительности труда из-за переделок, неиспользованных возможностей, неудовлетворительной эргономики и т.д. Материальные потери – это внутренние и внешние затраты, являющиеся следствием дефектов.

     Эффективность мероприятий научно-технического прогресса  принимается как характеристика системы, способной производить  экономический эффект (Э), равный разности результатов экономической деятельности (Р) и затрат (З). Затраты состоят из затрат на изготовление (Зп) и затрат на эксплуатацию или использование (Зэ), тогда

     Э = Р – (Зп + Зэ). 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Управление  качеством продукции  на ОАО «Ламзурь».

2.1 Общая оценка качества  продукции.

     В 1999 г. на ОАО «Ламзурь» контролирующим органом продукция не браковалась. В этом же году были предприняты  следующие меры по улучшению качества :

    • установлен отлаживающий канал для пластов крупноштучных конфет;
    • реконструирован участок щербета ;
    • изготовлены штампы под глазировочную конфету на линии;
    • отремонтирована помадосбивочная машина ШАЕ-800;
    • проведен ремонт глазировочной линии на втором этапе сахаристого цеха;
    • изготовлены новые ложки для пластов «Птичье молоко»;
    • изготовлены направляющие для вафельной печи;
    • установлен вентилятор для охлаждения орехов после обжарки;
    • проведена сертификация выпускаемой продукции на 2000 г.;
    • разработаны красочные коробки для наборов конфет;

     Для расширения ассортимента, улучшения  качества выпускаемой продукции  за 9 мес. 2000 г. на ОАО «Ламзурь» освоено 38 новых видов продукции, в том числе 12 наименований конфет: наборы конфет «Мордовия –70 лет», «Край Родной», конфеты «Колокольчик», «Малиновые», «Виноградные», «Земляничные», «Коровка» и др.; печенье – 6 наименований: «Октябрь», «Улыбка», «Бодрость», «Родничок» и др.; карамель – 5 видов: «Смородинка», «Мозаика», «Зоологическая» и др.; драже – 3 вида: «Молочные орешки», «Одуванчик» и др.; торты вафельные – 2 вида: «Восточный», «Восточный в шоколаде».

     Объем фасованной продукции за 9 мес. составил 309,1 т. Освоено 2 новых участка – по производству овсяного печенья и вафельных тортов.

     Вся выпускаемая продукция сертифицирована.

     За  высокое качество продукции на ярмарках: «Россия единая» в г. Н. Новгород, «Российская продукция питания – гарантии качества, лучшая продовольственная продукция - 2000», в г. Москва шоколадные наборы «Мордовия – 70 лет», «Край Родной», «Для Вас», конфеты «Гармония», «Вишневый цвет» были удостоены трех золотых медалей. Печенье «сахарное», крекер получили сертификат соответствия и Почетный диплом «Московское качество».

     На  протяжении ряда лет набор конфет «Мордовия» является дипломантом Всероссийского конкурса 100 лучших товаров России. Образец конфет выставлен на постоянно  действующей выставке на ВВЦ в  Москве.

     Четвертая Международная выставка «Ингридиенты - 99» израильской  фирмы   «Фрутаран» принесла диплом за активное участие  в освоении новых видов продукции  и высокое качество. Национальный маркетинговый институт на конкурсе «Америка за качество и сервис - 99» дал ОАО «Ламзурь» гранд приз.

     На  шестой Всемирной ярмарке «Российский  фермер» г Санкт- Петербург в 1997 году завод получил приз за конфеты  с мармеладной начинкой.

     Правительство республики Мордовия на третьей Межрегиональной  выставке-ярмарке «Деловая Мордовия - 98» наградило ОАО «Ламзурь» призом за широкий ассортимент и высокое качество продукции.

     Кроме того, в 1995 году за успехи в экономическом  выживании и высокое качество ОАО «Ламзурь» получило  факел  Бирмингема.

     Вот уже несколько лет ОАО «Ламзурь» на конкурентном рынке. Государство в целях чистой конкуренции диктует свои правила поведения утверждением ГОСТов. Один из новых используемых на ОАО «Ламзурь» - ГОСТ  P 51074-97, который действует уже год. Настоящий стандарт предназначен для использования при производстве, оптовой и розничной торговле, хранении и сертификации (идентификации) пищевых продуктов.

     В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» и Законом  РФ «О стандартизации» требования настоящего стандарта являются обязательными. Требования межгосударственных и российских стандартов на маркировку конкретных видов продуктов применяются в части, не противоречащей требованиям настоящего стандарта.

     Итак, изготовитель обязан своевременно предоставлять  потребителю необходимую достоверную  информацию о пищевых продуктах обеспечивающих возможность их правильного выбора. Информация для потребителя должна быть представлена непосредственно с пищевым продуктом текстом и (или) маркировкой на упаковке, этикетке, контрэтикетке, ярлыке, листе-вкладыше способом, принятым для отдельных видов пищевых продуктов.

     В соответствии с вышеизложенным резюмирую: продукция ОАО «Ламзурь» двигается  к мировому уровню, администрация  завода ведет активную политику в  области конкурсного производства и предприятие  является важным производителем в нашем регионе.

2.2. Критический анализ  действующей системы  управления качеством.

     Оценка  документации по управлению качеством  на ОАО «Ламзурь» и оценка качества, данная работниками лаборатории  качества, позволяют сделать вывод  о том, что никакой системы качества с позиции современных представлений о качестве на предприятии нет. Есть четко отлаженный механизм контроля соответствия-несоответсвия определенному ГОСТу.

     Для этого ведется статистический учет и контроль качества, что ,в принципе, не ново в отечественной и зарубежной практике. Он включает регистрацию данных выходного контроля исходного сырья, регистрацию данных контроля готовых изделий и регистрацию данных промежуточного контроля, т.е. стадию инспекционного контроля. За ней следует стадия статистического учета производства и технологии: регистрация данных контроля процесса; повседневная информация о применяемых операциях, регистрация данных контроля оборудования; патенты; сбыт продукции. Последние стадии - управление и делопроизводство; финансовые операции. Никакие методы из «семи инструментов контроля качества» не используется.

     Однако  мировой опыт уже давно впереди  того механизма, что действует на ОАО «Ламзурь». В 1960 г. в странах  запада закончился этап качества соответствия стандарту, кроме того, уже пройденными к 1980 г. стали этапы соответствия использованию и соответствия фактическим требованиям рынка. На данном этапе ведущих фирм волнует соответствие скрытым потребностям, ибо только это сейчас ведет к успешной конкуренции.

     Выявлением  требований рынка занимается служба маркетинга на ОАО «Ламзурь». Ее роль состоит в определении потребностей в продукции, рыночном спросе, требований потребителя, оценки стоимости и  сроков производства. На деле оказалось, что лаборатория качества и отдел маркетинга сосуществуют в параллельных пространствах, очень редко соприкасаясь на этапе разработки и внедрения нового вида продукции. Это существенное упущение и ослабление петли качества.

     Активно ведется работа по участию в различных  конкурсах и ,как результат, получены многочисленные премии, т.е. есть работа над престижем фирмы. Для участия в международно-техническом сотрудничестве и международной торговле, содействия потребителя в компетентном выборе продукции товар сертифицируется. Это делается для защиты потребителя от недобросовестности производителя, контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни и здоровья, а также для подтверждения своих показателей качества.

     Ошибочной, мне кажется, недооценка экономического аспекта качества. В службе бухгалтерского учета калькулируются затраты лишь на оборудование, сырье, рабочую силу. Но это лишь малая толика того, что должно быть учтено в графе «затраты на качество». В ней еще должны быть учтены затраты на переделку, повторную обработку, брак, повторные испытания и др.

Информация о работе Управление качеством продукции на предприятии