Управление качеством продукции на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 00:28, курсовая работа

Описание работы

Качество – понятие многоплановое, обеспечение его требует объединения творческого потенциала и практического опыта многих специалистов. Проблема повышения качества может быть решена только при совместных усилиях государства, федеральных органов управления, руководителей и членов трудовых коллективов предприятий. Важную роль в решении этой проблемы играют потребители, диктующие свои требования и запросы производителям товаров и услуг.
Улучшение качества продукции – важнейшее направление интенсивного развития экономики, источник экономического роста, эффективности общественного производства. В этих условиях возрастает значение комплексного управления качеством продукции и эффективностью производства.
Системы управления качеством, действующие на различных предприятиях, индивидуальны. Тем не менее мировая наука и практика сформировали общие признаки этих систем, а также методы и принципы, которые могут применяться в каждой из них.
Целью моей работы является обзор научных данных по управлению качеством продукции с последующим анализом системы качества конкретного предприятия. Для этого использовала наиболее базовые научные работы отечественных и зарубежных авторов, а также популярные учебные пособия в области управления качеством. Выбирая мордовских производителей, я остановилась на одном из перспективных заводов, который вышел уже на общероссийский уровень, - ОАО «Ламзурь».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 5
1.НАУЧНЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ. 7
1.1 Понятие качества продукции и управления им. 7
1.2 Оценка уровня качества. 11
1.3 Сертификация. Стандартизация. 21
1.4. Экономические проблемы качества. 26
2. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА ОАО «ЛАМЗУРЬ». 29
2.1 Общая оценка качества продукции. 29
2.2. Критический анализ действующей системы управления качеством. 31
3. МЕТОД ПОВЫШЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ В ОАО «ЛАМЗУРЬ». 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. 45

Работа содержит 1 файл

кр2.doc

— 245.00 Кб (Скачать)

    Показатели  надежности. Надежность - это свойство изделия (объекта) сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения траспортирования. Надежность изделия в зависимости от назначения и условий его применения включает безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость.

     Безотказность – свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или некоторые наработки.

     Долговечность - свойство изделия сохранять работоспособное  состояние до наступления предельного  состояния при установленной  системе технического обслуживания и ремонта.

     Ремонтопригодность  – свойство  изделия, заключающееся  в приспособленности к предупреждению и обнаружению причин возникновения  отказов, повреждений и поддержанию  и восстановлению работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонтов.

     Сохраняемость – свойство изделия сохранять  значения показателей безотказности, долговечности и ремонтопригодности в течение и после хранения или транспортирования.

          Эргономические показатели  характеризуют удобство и комфорт потребления (эксплуатации) изделия на этапах функционального процесса в системе «человек – изделие – среда использования».

     Эстетические  показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения. Оценка эстетических показателей качества конкретных изделий проводится экспертной комиссией. За критерий эстетической оценки принимается ранжированный (эталонный) ряд изделий аналогичного класса и назначения, составляемый экспертами на основе базовых образцов.

     Показатели  технологичности характеризуют свойства продукции, обусловливающие оптимальное распределение затрат, материалов, труда и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции.

     Показатели  транспортабельности  характеризуют приспособлен ность продукции к транспортированию без ее использования или потребления. Наиболее полно транспортабельность оценивается стоимостными показателями, позволяющими одновременно учесть материальные и трудовые затраты, квалификацию и количество людей, занятых работами по транспортированию.

     Показатели  стандартизации и  унификации характеризуют насыщенность продукции1 стандартными, унифицированными и оригинальными частями, а также уровень унификации с другими изделиями.

     Патентно-правовые показатели характеризуют степень обновления технических решений, использованных в продукции, их патентную защиту.  Патентно-правовые показатели являются существенным фактором при определении конкурентноспособности продукции.

     Экологические показатели характеризуют уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при эксплуатации или потреблении продукта.

     Показатели  безопасности характеризуют особенности продукции обеспечивающие безопасность человека (обслуживающего персонала) при эксплуатации или потреблении продукции, монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании и т.д.

     Экономические показатели характеризуют затраты на разработку, изготовление. Эксплуатацию или потребление продукции1.

     Относительная характеристика качества продукции, основанное на сравнении значений показателей  качества оцениваемой (новой) продукции  с базовыми значениями таких же показателей, определяет уровень качества продукции (схема1.3., прил.4).

     Технический уровень – относительная характеристика технического совершенства продукции – совокупности наиболее существенных свойств, определяющих ее качество и характеризующих научно-технические достижения в развитии данного вида продукции. 

     Оценка  технического уровня заключается в установлении соответствия продукции мировому, региональному, национальному, уровням или уровню отрасли. Соответствие оцениваемой продукции мировому уровню (или другим) останавливается на основании сопоставления значения показателей технического совершенства продукции и базовых образцов.

     Базовый образец – это образец продукции, представляющий передовые научно-технические  достижения и выделяемые из группы аналогов оцениваемой продукции.

     В результате оценки продукцию относят  к одному из трех уровней:

    • превосходит мировой уровень;
    • соответствует мировому уровню;
    • уступает мировому уровню.

     Результаты  оценки используют при разработке новой (модернизированной) продукции: обоснований, требований, закладываемых в техническое  задание и нормативную документацию; принятии решения о постановке продукции на производство; обосновании целесообразности замены или снятия продукции с производства; формировании предложений по экспорту и импорту.

     Этапы оценки технического уровня продукции  включают:

     А. Определение номенклатуры показателей, необходимой для оценки. Номенклатура показателей включает классификационные и оценочные показатели. Классификационные показатели характеризуют назначение и область применения данного вида продукции. Исходя из значений этих показателей образцы, имеющиеся на мировом рынке, относят к группе аналогов оцениваемой продукции. Оценочные показатели применяются непосредственно для сопоставления оцениваемого образца с базовыми и характеризуют потребительские свойства, надежность, безопасность, экономичность, экологические свойства.

     Б. Формирование группы аналогов и установление значений их показателей. В группу входят :

    • При оценке разрабатываемой продукции – перспективные и экспериментальные образцы, поступления которых  на мировой рынок прогнозируются на период выпуска оцениваемой продукции;
    • При оценке выпускаемой продукции – образцы, реализуемые на мировом рынке, значения показателей которых устанавливаются на основе имеющейся на них документации и (или) по результатам испытания. 

     В. Выделение базовых образцов из группы аналогов. Выделение базовых образцов на основе метода попарного сопоставления аналогов осуществляется следующим образом:

    • Аналог не может быть признан образцом и исключается из последующих сопоставлений, если он уступает другому аналогу по совокупности оценочных показателей, т.е. уступает другому аналогу хотя бы по одному показателю, не превосходя его не по каким из остальных;
    • Оба аналога остаются для дальнейшего сопоставления с другими, если по одним показателям лучше первый аналог, а по другим – второй, при этом значение некоторых показателей у аналогов могут совпадать.

     В результате попарного сопоставления  аналогов остаются аналоги, каждый из которых не уступает ни одному из оставшихся по совокупности оценочных показателей. Оставшиеся аналоги и являются базовыми образцами.

     Г. Сопоставление оцениваемого образца с базовыми осуществляется поэтапно. На первом этапе проверяют соответствие продукции и значений ее показателей международным стандартам, включая ограничения по показателям безопасности, экологии и т.п.; стандартам, и техническим условиям и другим действующим нормативным документам на продукцию. Продукция, не соответствующая любому из этих требований, признается уступающей мировому уровню. При выполнении указанных требований переходят ко второму этапу. На втором этапе сопоставляют оцениваемую продукцию с каждым базовым образцом по значениям оценочных показателей на основе метода попарного сопоставления. При этом сопоставление может привести к одному из следующих результатов:

    • Оцениваемая продукция выступает базовым образцом, если она уступает ему хотя бы по одному из показателей;
    • Оцениваемая продукция превосходит базовый образец, если она превосходит его хотя бы по одному  показателю, не уступая ему ни по одному из оставшихся показателей;
    • Оцениваемая продукция равноценна базовому образцу, если значения всех  его показателей совпадают со значениями базового образца.

     Результат сопоставления оцениваемой продукции  совокупностью базовых образцов на этом этапе формируется следующим  образом:

    • Продукция превосходит мировой уровень, если она превосходит каждый образец;
    • Продукция соответствует мировому уровню, если она равноценна хотя бы одному базовому образцу;
    • Продукция уступает мировому уровню, если она уступает каждому базовому образцу.

     В приведенных выше ситуациях продукцию  относят к одной из трех градаций. В случае, когда оцениваемая продукция:

    • Превосходит хотя бы один, но не каждый базовый образец – она не уступает мировому уровню;
    • Уступает хотя бы по одному, но не каждому базовому образцу – она не превосходит мировой уровень.

     В том и другом случае имеется неопределенность отнесения к одной из трех градаций. Если в результате сопоставления  оцениваемой продукции с каждым базовым образцом и с совокупностью  базовых образцов выявлена неопределенность отнесения продукции к градациям, то проводят последующие этапы сопоставления. По итогам проведения этих этапов оценки технического уровня продукции дают заключение о принадлежности продукции к одной из  трех градаций.

     В случае, когда не существует аналогов оцениваемой продукции, она считается соответствующей мировому уровню, если характеризуется принципиально новыми техническими решениями, которые защищены авторскими свидетельствами и (или) патентами.

     В заключение в зависимости от поставленных целей и полученных результатов подготавливают предложения для принятия решения по разработке, постановке на производство и совершенствованию продукции.

     Чтобы обеспечить необходимый уровень  качества продукции, необходимо его  поддерживать на протяжении всего «жизненного» цикла продукции.

     Жизненный цикл – это совокупность взаимосвязанных  процессов создания и последовательного  изменения состояния продукции  от формирования исходных требований к ней до окончания ее эксплуатации или потребления.

     Первый  уровень жизненного цикла можно разделить на стадии: исследование и разработка; изготовление; реализация и обращение; эксплуатация.

     Исследование  и разработка продукции . Цель данной стадии – формирование перспективных требований к качеству новой продукции; воплощение в конструкторских и других  видах документов технических решений, обеспечивающих реализацию этих требований наиболее экономичным способом. Факторы качества на данной стадии играют значительную роль в формировании качества продукции.

     Общая схема разработки продукции. Разработка продукции в соответствии с ГОСТом 15.001 «Система разработки и постановки продукции на производство» предусматривает:

  • разработку технического задания;
  • разработку технической и нормативной документации;
  • изготовление и испытания образцов продукции;
  • приемку результатов разработки.

     Изготовление  продукции состоит из трех этапов: постановка на производство; установившееся производство; снятие с производства.

     Обращение и реализация – часть жизненного цикла продукции: от отгрузки ее предприятием-изготовителем до получения потребителем. При обращении должно быть обеспечено максимальное сохранение объемов и качества готовой продукции, установленных плановым заданием и нормативной документацией, в период транспортирования, хранения и подготовки к реализации.

Информация о работе Управление качеством продукции на предприятии