Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:18, доклад
В последнее время мы всё чаще встречаемся с такими понятиями как качество, конкурентоспособность и безопасность продукции, говорим о сертификации продукции, требуем соблюдения законов и защите прав потребителей. Всё это свидетельствовало об изменении нашего отношения к качеству товаров и услуг. В рыночных условиях никакие инвестиции не спасут предприятие, если оно не сможет обеспечить конкурентоспособность своей продукции или услуг, и поэтому именно качеству отдают предпочтение покупатели и заказчики. Для обеспечения качества необходимо четкое управление качеством.
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Качество и значение управления им в условиях рыночной экономики………………………………………………………………..………...5
1.1 Понятие, сущность и системный подход в управлении качеством.……….5
1.2 Разработка и внедрение систем качества в организациях………….……..13
1.3Совершенствование систем управления качеством на основе стандартов………………………………………………………………….…….20
Глава 2. Анализ состояния управления качеством в ООО «Центрум»….…...33
2.1 Общая характеристика организации…………………………………….....33
2.2 Структура управления качеством продукции и услуг…………………….46
2.3 Сертификация продукции и метрологическое обеспечение……………...53
Глава 3. Разработка предложений по улучшению системы управления качеством в ООО « Центрум»…………………………………………………..63
3.1 Проблемы качества продукции и услуг в организации…………………...63
3.2 Рекомендации по совершенствованию системы качества………………..64
Заключение…………………………………………………………………….....68
Список используемой литературы…………………………………………..….70
Продукция, подлежащая обязательной сертификации, не может реализовываться без сертификатов соответствующих обязательным требованиям стандартов. Такую продукцию без сертификата нельзя рекламировать и ввозить на территорию России. Добровольная сертификация продукции и систем качества повышает конкурентоспособность выпускаемой продукции на рынке сбыта. Без организации работ по обязательной сертификации продукции без знаний и выполнения законодательства в области качества, действующего в России и в странах - импортёрах выпускаемой продукции, а также международных нормативных актов успешная деятельность предприятия на внутреннем и внешнем рынках невозможна, т.к. при реализации продукции предприятие будет постоянно наталкиваться на весьма серьёзные, а иногда и на непреодолимые препятствия.
Одним из важнейших направлений в деятельности предприятий по управлению качеством являются отслеживание и безусловное выполнение действующего законодательства в области качества. Ответственность за нарушение законодательства обусловлено, прежде всего, наличием общественно значимых обязательных требований по безопасности продукции для населения и окружающей среды, а также узаконенными правилами взаимоотношений между потребителями и поставщиками в области качества.
Закон РФ «О защите прав потребителя»
Этот закон требует от продавца (изготовителя), чтобы товар был безопасным и соответствовал обязательным требованиям стандартов и условиям договора.
При продаже товаров с недостатками потребитель вправе требовать от продавца либо безвозмездного устранения недостатков, либо замены на аналогичный товар. Продавец обязан удовлетворить требования потребителя, если он (продавец) не докажет, что недостатки в товаре возникли по вине потребителя.
В этом законе предусматривается обязательная сертификация продукции, если на неё установлены требования по безопасности для населения и окружающей среды.
Закон «О защите прав потребителя» кроме общих положений включает разделы:
Защита прав потребителей при продаже товаров потребления
Защита прав потребителей "О выполнении работ (оказании услуг)".
Закон РФ «Об обеспечении единства измерений»
Многие показатели качества существуют в виде конкретных количественных характеристик, поэтому важнейшее значение при управлении качеством имеет единство и точность измерений этих характеристик, когда результаты выражены в узаконенных единицах и погрешности измерений не выходят за установленные границы. Данный закон как раз и устанавливает порядок, обеспечение единства и точность измерений и направленные на защиту прав граждан от недостоверных результатов измерений.
В законе предусматривается государственное управление единством измерений со стороны Госстандарта России учреждаются метрологические службы, Государственный Метрологический контроль и надзор, порядок проверки средств измерений, их калибровка и сертификация.
С 1 июля этого года отменяются законы «О сертификации продукции и услуг» и «О стандартизации». Им на смену пришёл Закон «О техническом регулировании». Этот закон отменяет обязательную сертификацию на большинство товаров, так как ранее существовавшая система не обеспечивала в должной мере безопасность пищевых продуктов. Теперь вводятся декларации о соответствии, ответственность за которые будут нести изготовители. Требования к безопасности товаров будут содержаться в «Технических регламентах». Разрабатываться они будут в течение 7 лет. А до их вступления в силу продолжат действовать ранее принятые нормативные документы. Закон «О техническом регулировании» предполагает, что производитель несет полную ответственность за его качество. ГОСТы формально не имели силы закона, у технических регламентов после их утверждения Госдумой она будет. Эти нормативные документы будут определять требования к безопасности товара. Государственные стандарты сохранятся, но будут носить рекомендательный характер. Выявлять опасные товары будут торгинспекция, ЦСМ, санэпидемнадзор. Если появится подозрение, что товар может быть опасен для жизни и здоровья потребителей, изготовитель должен будет предъявить протоколы испытаний. Их производитель может провести либо собственными силами, либо в аккредитованной лаборатории.
Таким образом, контролировать качество теперь будут на стадии обращения товаров. Хотя обязательной сертификации не будет, по мнению разработчиков закона, производителю нет смысла рисковать своими деньгами, ведь отзыв продукта может его разорить. Закон предусматривает возможность добровольной сертификации - для повышения престижа марки.
Закон "Об ответственности изготовителя за выпуск дефектной продукции" Важнейшим правовым актом, направленным на защиту стран ЕС от распространения недоброкачественной продукции, стал принятый 25 июля 1985 года Закон "Об ответственности изготовителя за выпуск дефектной продукции" (далее - Закон). Всем государствам членам ЕС предписывалось в течение трех лет с момента его опубликования (30.07.85) привести свои правовые и административные акты, касающиеся ответственности за выпуск дефектной продукции, в соответствие с указанным Законом. В данном Законе устанавливалась презумпция виновности изготовителя за ущерб, возникший вследствие дефектного продукта. Потерпевший потребитель не должен более доказывать, что продукция произведена с нарушениями, ему достаточно указать на наличие дефекта в продукции и причинной связи с понесенным ущербом, а также размер ущерба. Изготовитель хорошо знает свое производство и если ему не удается привести доказательства своей невиновности (а юрисдикция предъявляет очень высокие требования), то он несет ответственность за возникший ущерб. Таким образом, в соответствии со статьей 3 Закона, не возможна такая ситуация, когда в случае возникновения ущерба или вреда лицам вследствие дефектной продукции, легально произведенной или поставленной в ЕС, не нашлось бы лицо, несущее ответственность за дефектную продукцию и являющееся одновременно субъектом права на территории ЕС.
Согласно основополагающим принципам Новой концепции, Совет Европы выпускает директивы по гармонизации, в которых устанавливает минимальные требования к продукции, а также порядок ее ввода в обращение. Директива ЕС - это законодательный акт, предписывающий всем государствам членам ЕС привести национальное законодательство в соответствие с требованиями данной директивы. Государства участники обязаны внедрять директивы ЕС в национальное законодательство. Директивы по гармонизации преследуют цель, которая состоит в том, чтобы благодаря изданию единого правового акта сразу получить возможность урегулирования проблем перемещения определенной группы продукции на территории ЕС введением единых требований для всех стран участников без постоянного их взаимного согласования. Введение в обращение продукции, подпадающей под действие директивы ЕС (а, следовательно, и автоматически под действие национального законодательства каждой из стран участников) недопустимо без соблюдения основополагающих требований соответствующего закона. Если продукция полностью или частично попадает под действие какой-либо директивы ЕС, то говорят, что данная продукция попадает в законодательно регулируемую область. Изготовитель такой продукции при вводе ее в обращение на территории ЕС заявляет под свою исключительную ответственность, что данная продукция соответствует всем положениям директив и маркирует эту продукцию знаком.