Управление качеством на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:18, доклад

Описание работы

В последнее время мы всё чаще встречаемся с такими понятиями как качество, конкурентоспособность и безопасность продукции, говорим о сертификации продукции, требуем соблюдения законов и защите прав потребителей. Всё это свидетельствовало об изменении нашего отношения к качеству товаров и услуг. В рыночных условиях никакие инвестиции не спасут предприятие, если оно не сможет обеспечить конкурентоспособность своей продукции или услуг, и поэтому именно качеству отдают предпочтение покупатели и заказчики. Для обеспечения качества необходимо четкое управление качеством.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Качество и значение управления им в условиях рыночной экономики………………………………………………………………..………...5
1.1 Понятие, сущность и системный подход в управлении качеством.……….5
1.2 Разработка и внедрение систем качества в организациях………….……..13
1.3Совершенствование систем управления качеством на основе стандартов………………………………………………………………….…….20
Глава 2. Анализ состояния управления качеством в ООО «Центрум»….…...33
2.1 Общая характеристика организации…………………………………….....33
2.2 Структура управления качеством продукции и услуг…………………….46
2.3 Сертификация продукции и метрологическое обеспечение……………...53
Глава 3. Разработка предложений по улучшению системы управления качеством в ООО « Центрум»…………………………………………………..63
3.1 Проблемы качества продукции и услуг в организации…………………...63
3.2 Рекомендации по совершенствованию системы качества………………..64
Заключение…………………………………………………………………….....68
Список используемой литературы…………………………………………..….70

Работа содержит 1 файл

Управление качеством на предприятии.rtf

— 811.16 Кб (Скачать)

 



 



 



 


Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………...2

Глава 1. Качество и значение управления им в условиях рыночной экономики………………………………………………………………..………...5

1.1 Понятие, сущность и системный подход в управлении качеством.……….5

1.2 Разработка и внедрение систем качества в организациях………….……..13

1.3Совершенствование систем управления качеством на основе стандартов………………………………………………………………….…….20

Глава 2. Анализ состояния управления качеством в ООО «Центрум»….…...33

2.1 Общая характеристика организации…………………………………….....33

2.2 Структура управления качеством продукции и услуг…………………….46

2.3 Сертификация продукции и метрологическое обеспечение……………...53

Глава 3. Разработка предложений по улучшению системы управления качеством в ООО « Центрум»…………………………………………………..63

3.1 Проблемы качества продукции и услуг в организации…………………...63

3.2 Рекомендации по совершенствованию системы качества………………..64

Заключение…………………………………………………………………….....68

Список используемой литературы…………………………………………..….70

 

 

Введение

 

В последнее время мы всё чаще встречаемся с такими понятиями как качество, конкурентоспособность и безопасность продукции, говорим о сертификации продукции, требуем соблюдения законов и защите прав потребителей. Всё это свидетельствовало об изменении нашего отношения к качеству товаров и услуг. В рыночных условиях никакие инвестиции не спасут предприятие, если оно не сможет обеспечить конкурентоспособность своей продукции или услуг, и поэтому именно качеству отдают предпочтение покупатели и заказчики. Для обеспечения качества необходимо четкое управление качеством. Отсюда такой интерес предприятий к управлению качеством, осознавших истину: нельзя рассчитывать на стабильное обеспечение качества продукции без внедрения системы в работе по качеству (система качества), отвечающей современному уровню организации работ. При внедрении тотального управления качеством главным в работе предприятия является безусловное выполнение требований к качеству продукции. Основой обеспечения устойчивой и эффективной работы предприятия в условиях рынка служит конкурентоспособность, а значит, стабильность требуемого качества выпускаемой продукции. Качество продукции - это совокупность свойств, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Улучшение качества выпускаемой продукции - важнейшая задача каждого подразделения предприятия.

Конкуренция -- это тонкий механизм, реагирующий на любые изменения рыночной ситуации, стимулирующий адаптацию организаций к новым рыночным условиям, ориентация на самые высокие показатели в производстве продукции и оказании услуг должна стать стратегическим направлением деятельности всех субъектов российской экономики.

Сегодня в стране уже существует общая заинтересованность руководителей страны и регионов, производителей и поставщиков продукции, населения в повышении качества продукции и услуг, а также качества жизни. Все больше российских предприятий стремятся получить сертификат на систему качества, поскольку без этого невозможен долгосрочный успех в бизнесе.

Всё это требует умения гибко и оперативно управлять качеством. Кроме обеспечения конкурентоспособности, выпуск добротной продукции диктуется необходимостью обеспечения её безопасности и экологической чистоты, что контролируется государственными органами на основе законов. И для того чтобы успешно работать в условиях рынка предприятие должно организовать у себя современное управление качеством и знать, как практически его организовать на предприятии. Поскольку качество формируется в процессе создания продукции, первостепенное значение для управления качеством имеет значение технологических работ и организации производства. Управление качеством связано так же со стандартизацией, так как его основной нормативной базой является стандарты, в которых изложены требования к качеству, регламентирован порядок проверки и оценки качества. Одной из основных функций управления качеством является контроль качества, который осуществляется соответственными измерениями. Отсюда - необходимость значений метрологического обеспечения. Управление качеством обязательно требует знания действующего законодательства в области качества. Основу конкурентоспособности продукции составляет и качество, стабильность которого достигается путем внедрения на предприятии систем качества.

 

 

Глава 1. Качество и значение управления им в условиях рыночной экономики

 

1.1 Понятие, сущность и системный подход в управлении качеством

 

Определение качества, данное ещё Гегелем, гласит: «Качество есть вообще тождественная с бытием непосредственная определённость; Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть и, теряя свое качество, оно перестаёт быть тем, что оно есть…» Иначе говоря - это объективно существующая совокупность свойств и характеристик изделий, которая определяет изделие, как таковое и отличает его от другого. Качество - это совокупность свойств и характеристик продукции, уровень или вариант которых формируется поставщиками при её создании с целью удовлетворения обусловленного или предполагаемых потребностей.

Управление качеством - это методы и виды деятельности оперативного характера, включающие в себя контроль качества, сбор и распределение информации о качестве, разработку мероприятий, принятие оперативных решений и их реализацию на всех этапах производства.

Управление качеством включает в себя три элемента:

- субъект управления

- объект управления

- механизм воздействия

Управление качеством осуществляется путём реализации управляющих функций. Это - планирование, мотивация, организация, контроль, информация, разработка мероприятий, принятие решений и внедрение мероприятий. Все они взаимосвязаны между собой и их последовательная реализация представляет собой процесс управления качеством.

Под управлением качеством продукции понимают постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающие создание продукции оптимального качества и полноценное ее использование.

Управление качеством рассматривается как корректирующее воздействие на процесс формирования качества в производстве и проявление его в потреблении.

Управление качеством - органическая часть общего управления производством и одна из его ветвей дерева целей.

Из этого определения следует, что уровень качества продукции должен устанавливаться, обеспечиваться и поддерживаться. Это означает, что управление качеством направлено на регулирование всех этапов жизненного цикла и предусматривает:

техническую подготовку производства;

входной контроль;

процесс изготовления продукции;

учет и финансовую деятельность;

контроль качества работы и продукции;

послепродажное обслуживание в эксплуатации.

Основными задачами управления качеством являются:

изучение рынка сбыта;

изучение национальных и международных требований к выпускаемой продукции;

разработка методов и средств воздействия на процессы исследования, проектирования и производства;

сбор, анализ, хранение информации о качестве продукции.

Процесс управления качеством состоит из следующих операций:

разработка программы управления, планирования и повышения качества продукции;

сбор и анализ информации о любом объекте, влияющем на качество;

выработка управленческих решений по управлению качеством и подготовка воздействий на объект;

выдача управленческих решений;

С . Д Ильенкова , Н . Д . Ильенкова , В . С .Мхитарян ,С . Ю Ягудин и др. Управление качеством .ЮНИТИ , 2000

анализ информации об изменениях качества объекта, которые вызваны управленческими воздействиями.

В соответствии с приведенными определениями составлена схема процесса управления качеством, представленная на рисунке 1.1.

 


Рис. 1.1 Содержание процесса управления качеством продукции

 

Система качества - это широкая организационная структура, которая выполняет не только функции управления, качеством, но исключает элементы из других сфер деятельности, влияющих на качество продаж. Это совокупность структур, относящихся к различным сферам деятельности предприятия и оказывающих большое влияние на качество при выполнении своих функций установленными методами с использованием необходимых ресурсов предприятия. Центральной частью системы качество являются служба качества, в состав, которой, как правило, включается: отдел технического контроля, отдел управления качеством, метрологическая службы, отдел стандартизации, и центральная лаборатория. Служба качества организует работу на предприятии, контролирует качество продукции, обеспечивает производство средствами измерений, проводит внутренние проверки системы качества, координируют, контролирует и осуществляет методическое руководство работой других структур.

Цеха изготовители, конструкторские и технические отделы, отдел снабжения, отдел труда, отдел подготовки кадров, склады и другие подразделения формируют качество и выполняют другие функции, которые оказывают существенное влияние на качество. Эти подразделения в совокупности со службой качества и составляют ту широкую организационную структуру, которую принято называть системой качества. Это система призвана уже не только управлять качеством, но и обеспечивать качество продукции. Ибо, кроме выполнения управляющих функций, она должна создавать необходимую материальную базу и решать проблему заинтересованности и квалификации персонала, т.е. формировать все факторы, необходимые для обеспечения качества. Эта система и, в особенности, и ядро службы качества как раз и является тем самым субъектом управления качеством, который воздействует на производный процесс с целью обеспечения качества продукции на предприятии.

Используя сложившуюся в отечественной теории и практике управления терминологию, среди таких систем можно выделить какую-нибудь, к примеру, подсистему, например подсистему общего линейного менеджмента, целевые, комплексные, функциональные и обеспечивающие подсистемы.

Система управления качеством продукции, созданная в соответствии со стандартами ИСО 9000, должна удовлетворять требованиям к системе контроля и испытаний продукции, сертификации надежности; системе организации производства ; системе управления качеством от проектирования до эксплуатации.

Система управления качеством, как правило, включает:

Задачи руководства (политика в области качества, организация работы по достижению установленного уровня качества);

Систему документации (нормативной, плановой, правил и характеристик и др.)

Документацию требований и их выполнимость;

Качество во время разработки изделия (планирование, инструкции, квалификация, контроль);

Качество во время закупок (документацию, контроль);

Обозначение изделий и возможность их контроля;

Качество во время производства (планирование, инструкции, квалификация, контроль);

Проверку качества (входные проверкимежоперационный контроль, окончательный контроль, документацию испытаний);

Контроль за испытательными средствами;

Корректирующие мероприятия;

11.Качество при хранения, перемещении , упаковке , отправке ;

12.Документирование качества;

13.Внутризаводской контроль за системой поддержания качества;

14.Обучение персонала;

15.Применение статистических методов контроля качества;

16.Анализ качества и систем принимаемых мер.

Контролируемые показатели качества устанавливаются в зависимости от специфики продукции. В качестве примера можно привести следующие системы показателей качества.

а) машин (технические показатели - мощность, точность, удельный расход ресурсов, надежность и др.- экономические капиталовложения, себестоимость, цена, рентабельность и др.);

б) труда - причины образования брака;

в) продукции - производственные, потребительские экономические (производственные и потребительские);

г) проекта - число исправлений при реализации;

д) технологии - число нарушений.

Политика в области качества может быть сформулирована в виде направления деятельности или долгосрочной цели. Она предусматривает:

1. Улучшение экономического положения предприятия расширение или завоевание новых рынков сбыта продукции;

2. Достижение технического уровня продукции превышающего уровень ведущих предприятий;

3. Ориентацию на удовлетворение требований потребителей определенных отраслей или определенных регионов;

4. Освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах;

5. Улучшение важнейших показателей качества продукции;

6.Снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции;

7. Увеличение сроков гарантии на продукцию;

8.Развитие сервиса;

9. Включение поставщиков комплектующих изделий и материалов в систему качества продукции;

В соответствии с международным стандартом ИСО 9004 жизненный цикл продукции включает 11 этапов протекающих в виде « петли качества », которые показаны на рисунке 1.2:

Маркетинг, поиск и изучение рынка.

Проектирование и разработка технических требований, разработка продукции.

Материально- техническое снабжение.

Подготовка и разработка производственных процессов.

Производство продукции.

Информация о работе Управление качеством на предприятии