Управление инновациями на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 15:16, курсовая работа

Описание работы

В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса (НТП) в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.

Содержание

Введение 3
Глава I. Понятие инновации, инновационного процесса 4
1.1 Инновации 4
1.2 Инновационный процесс 6
Глава II. Инновационный процесс 8
2.1 Сущность инновационного потенциала. 8
2.2 Структура инновационного потенциала 11
Глава III. Инновационный центр 15
Глава IV. Инновационный проект 16
4.1 Инновационный проект 16
4.2 Стадии разработки инновационного проекта 17
4.3 Структура и классификация инновационных проектов 19
4.4 Особенности инновационного проекта 21
Глава V. Инновационный менеджмент 22
Заключение 24
Список использованной литературы: 25

Работа содержит 1 файл

курсовая по инновационному менеджменту.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

Внешние барьеры  можно охарактеризовать как инновационный  климат. Под инновационным климатом следует понимать совокупность внешних  условий, влияющих на инновационный потенциал предприятия:

  • возможности для производства новых или улучшенных видов продукции или услуг (процессные и технологические инновации);
  • возможности для изменения социальных отношений на предприятии (кадровые инновации);
  • возможности для разработки новых методов управления (управленческие инновации);
  • возможности для создания новых механизмов продвижения продукции на рынок (рыночные инновации);
  • возможности приобретения ноу-хау, патентов;
  • законодательная база, низкая ставка рефинансирования, льготное налогообложение;
  • взаимодействие власти и бизнеса;
  • практика коммерциализации технологий.

Барьеры инновационного климата выступают, таким образом, в роли фильтров, проходя через  которые направленное действие векторов инновационного потенциала предприятия  существенно снижается.

В структуре  инновационного потенциала (ИП) необходимо выделить еще два важнейших элемента: бизнес-процессы и ценности.

Организация преобразует  ресурсы на входе в продукты и  услуги - на выходе, последние при этом имеют большую ценность. Способы взаимодействия, координации, коммуникации и принятия управленческих решений  в процессе этой трансформации составляют бизнес-процессы организации. Они включают в себя не только производственные процессы, но и маркетинг, бюджетирование, управление персоналом и прочее. Процессы компании сформированы, как правило, для решения конкретных специфических задач. Это означает, что если менеджер использует данный процесс для решения проблем, для чего он и был разработан, то его применение будет эффективно. Более того, с многократным повторением процедуры результативность увеличивается. Но если тот же самый процесс использовать для решения другой нестандартной задачи, то ее исполнение окажется неэффективным и будет сопровождаться бюрократией. В отличие от ресурсов компании бизнес-процессы не являются взаимозаменяемыми.

Третий крупный  блок ИП – ценности компании. Под  ценностями мы будем понимать критерии, которыми руководствуются персонал и менеджмент при расстановке  приоритетов. Чем больше и сложнее  становится компания, тем более важным является необходимость развития у персонала практики принятия независимого решения на всех уровнях иерархии, которые соответствовали бы генеральной стратегии. Показателем качественного менеджмента является то, как распространились данные ценности в компании, разделяют ли их сотрудники. Ценности компании могут оказывать не только положительное воздействие на стратегию компании, но и иметь обратный процесс, способный нанести вред ИП предприятия. К примеру, топ-менеджмент ставит задачу обеспечить рост годовой прибыли в размере 40%, таким образом, менеджеры среднего звена, следуя генеральной линии и ценностям, будут отказываться от проектов, обеспечивающих меньшую прибыль. Этот факт означает, что данная организация на рынках с не столь высокой доходностью будет работать неэффективно, в  то время как конкурент, имеющий отличную структуру ценностей, преуспеет в данном направлении. Ценности успешных фирм имеют тенденцию к увеличению конечных показателей, направляя свою деятельность вглубь отрасли, делая ставку на предугадывание изменений потребительских предпочтений. Компании расширяют функциональность своих продуктов, чтобы привлечь новых потребителей, увеличивая тем самым накладные расходы. В результате показатели прибыли, которые изначально закладывала компания, снижаются.8

 

Глава III. Инновационный центр

 

Инновационный центр - это организация (хозяйствующий субъект, предприятие, подразделение чего-либо и т.п.), имеющая организационно-правовое оформление в виде юридического лица или без такового, деятельность которого является исключительно инновационной деятельностью.

Говоря неформально, деятельность инновационного центра состоит  в том, чтобы находить «дозревшее»  фундаментальное знание и делать из него прикладное знание и/или опытное  производство. Таким образом, инновационные центры не должны заниматься ни фундаментальной наукой, ни собственно высокотехнологичными разработками. Создание инноваций и/или кандидатов в инновации - единственное дело инновационных центров.9

 

Глава IV. Инновационный проект

4.1 Инновационный проект

 

Инновационный проект - проект, содержащий технико-экономическое, правовое и организационное обоснование  конечной инновационной деятельности.

Итогом разработки инновационного проекта служит документ, включающий в себя подробное описание инновационного продукта, обоснование его жизнеспособности, необходимость, возможность и формы привлечения инвестиций, сведения о сроках исполнения, исполнителях и учитывающий организационно-правовые моменты его продвижения.

Реализация  инновационного проекта - процесс по созданию и выведению на рынок инновационного продукта.

Цель инновационного проекта - создание новой или изменение существующей систем - технической, технологической, информационной, социальной, экономической, организационной и достижение в результате снижения затрат ресурсов (производственных, финансовых, человеческих) коренного улучшения качества продукции, услуги и высокого коммерческого эффекта.

Управлением инновационными проектами занимается инновационный менеджмент.10

 

4.2 Стадии разработки инновационного проекта

 

Разработка  инновационного проекта включает в  себя две основные стадии:

1. Предынвестиционная - поиск и обоснование жизнеспособности инновационной идеи, научные и маркетинговые исследования и разработка технико-экономического обоснования. Поскольку выведение на рынок инновационных продуктов, как правило, требует инвестирования, необходимо обосновать целесообразность вложения денег и возможность получения прибыли от инновации. Важная задача исследовательской части проекта - доказать, что идея не только является инновационной, но и будет принята рынком.

Разработка  инновационного проекта начинается с поиска идеи.

Поиск идеи для  инновационного проекта может производиться: - на основе последних научных разработок и исследований, - анализа потребительского спроса (маркетинговых исследований, опросов потребителей)

Поиск идеи для  инновационного проекта - творческая задача, часто для этих целей используется теория решения изобретательских задач.

Жизнеспособность  идеи зависит от множества факторов: - уникальность проекта, наличие конкурентов  и похожих проектов; - наличие  научных разработок и исследований по данному проекту; - наличие очевидной  пользы (выгоды) для потребителя, заложенной в инновационном продукте; - наличие потребности в продукте, портрет потребителя, объем рынка; - соотношение затрат на реализацию проекта и коммерческого эффекта; - наличие исходного капитала или возможности приобретения займа/кредита; - масштабность проекта, сроки исполнения и окупаемости, необходимость дополнительных вложений; - маркетинговая стратегия, варианты позиционирования продукта; - уровень профессионализма и личной заинтересованности исполнителей проекта; - юридическая защищенность проекта - соответствие законодательству, необходимость получения сертификатов, лицензий, наличие патентов, авторских прав, возможность получения поддержки со стороны государства (субсидий, льгот);

В результате анализа  всех указанных факторов делается предварительное решение об инвестировании. После этого начинается разработка документации - научные изыскания и технико-экономическое обоснование, их согласование и утверждение.

Логическим  завершением первой фазы является принятие решения о целесообразности исполнения инновационного проекта и инвестирования.

2. Инвестиционная – это реализация, то есть материальное воплощение инновационного проекта. Мониторинг показателей, разрешение конфликтов и корректировка проекта.11

 

4.3 Структура и классификация инновационных проектов

Каждый инновационный  проект должен содержать следующие  основные разделы:

  • Сущность инновационного проекта, обоснование его деловой привлекательности в резюмирующей форме;
  • Предприятие, реализующее инновационный проект. Полные сведения о деятельности, юридическом статусе, возможностях;
  • Продукт, его характеристика;
  • Анализ рынков сбыта продукции, конкуренция;
  • Стратегия маркетинга инновационного продукта;
  • Организация производственного процесса;
  • Организация управления;
  • Риски и их страхование;
  • Стратегия финансирования.

Классификация инновационных проектов.

Инновационные проекты  могут классифицироваться в зависимости  от области применения на:

исследовательские;

научно-технические;

организационные.

По уровню решения  инновационные проекты подразделяются на:

федеральные;

региональные;

принимаемые на уровне предприятия, организации.

По типу инновации  подразделяются на:

новый товар;

новая услуга;

новый метод производства;

новый метод управления;

новый рынок;

новый источник сырья.

По отношению к уже  имеющимся системам - подрывные инновационные проекты, предлагающие совершенно новую систему, предполагающие отказ от существующих моделей, имеющие целью завоевания существующих или абсолютно новых рынков - поддерживающие инновационные проекты, целью которых служит усовершенствование существующих систем, повышение их качества

Инновационные проекты  также бывают по степени завершенности - конечные и промежуточные, по времени  исполнения также долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные.

 

4.4 Особенности инновационного проекта

 

1. Каждый инновационный  проект должен пройти цикл "наука-производство-потребление". Идея инновационного проекта  должна иметь основу в форме  научных и маркетинговых исследований, как и производство, должно подстраиваться  под потребителя и опираться на научные разработки.

2. Сложность прогнозирования результатов и как итог - повышенные риски. Появление нового всегда связано с высоким риском непринятия обществом. Консерватизм в этом плане присущ не только большей части общества, но и большинству российских объектов производства, не способных воспринять инновации даже технически. Вероятность получения положительных результатов в зависимости от вида и характера инновационных исследований колеблется от 5 до 95%.

3. Разработка и внедрение инновационного проекта -творческая и уникальная задача. Поэтому многое зависит от энтузиазма и личной заинтересованности исполнителей. Анализ причин неудач инновационных проектов на западе показал, что частой причиной этих неудач является управление проектом обычными наемными менеджерами, имевших единственную мотивацию в виде денег.

4. Организация  работы участников проекта. Наличие  свободной воли и высокой мотивации  участников проекта делает привычную  организацию труда и создание  трудовой дисциплины нецелесообразной. Поэтому необходим адекватный подход к выбору руководителями стиля управления.

5. Отсутствие  привычных стандартов для инновационного  проекта. Даже самая четкая  концепция проекта может претерпеть  серьёзные изменения в процессе  разработки.12

 

Глава V. Инновационный менеджмент

 

Инновационный менеджмент - взаимосвязанный комплекс действий, нацеленный на достижение или поддержание необходимого уровня жизнеспособности и конкурентоспособности предприятия с помощью механизмов управления инновационными процессами.

Объектами инновационного менеджмента являются инновация и инновационный процесс.

Инновационный процесс - это процесс создания, освоения, распространения и использования инновации. Также инновационный процесс применительно к продукту (товару) может быть определен как процесс последовательного превращения идеи в товар через этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства, сбыта.

Укрупнено инновации  могут быть разделены на продуктовые, технологические и организационно-распорядительные. Последние в большинстве случаев неизбежны при внедрении как продуктовых, так и технологических инноваций. Известны классификации инноваций по следующим признакам: распространенность, место в производственном цикле, преемственность, охват рынка, степень новизны и инновационный потенциал.

Задачи инновационного менеджмента:

1) Планирование инновационной деятельности организации;

формулирование  миссии (ориентация деятельности организации  на инновации);

определение стратегических направлений инновационной деятельности и постановка целей в каждом из них;

выбор оптимальной  для каждого направления инновационной  стратегии развития.

2) Организация инновационной деятельности;

3) Мотивация участников инновационной деятельности;

4) Систематическая оценка результатов инновационной деятельности;

и использование  всего нового.13

 

Заключение

 

Данная работа была направлена на изучение аспектов управления, связанных с инновациями. В результате проведенной работы были выявленные основные положения  инновационной деятельности и управления ею.

Инновационный процесс - сложное комплексное организационное  мероприятие с информационно  насыщенными этапами принятия самых  разнородных решений. Концептуальная организация такого процесса, изложенная выше, позволяет снизить риск ошибочных решений и издержки в процессе выполнения НИОКР и организации серийного производства нового товара.

Информация о работе Управление инновациями на предприятии