Управление инновациями на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 15:16, курсовая работа

Описание работы

В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса (НТП) в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.

Содержание

Введение 3
Глава I. Понятие инновации, инновационного процесса 4
1.1 Инновации 4
1.2 Инновационный процесс 6
Глава II. Инновационный процесс 8
2.1 Сущность инновационного потенциала. 8
2.2 Структура инновационного потенциала 11
Глава III. Инновационный центр 15
Глава IV. Инновационный проект 16
4.1 Инновационный проект 16
4.2 Стадии разработки инновационного проекта 17
4.3 Структура и классификация инновационных проектов 19
4.4 Особенности инновационного проекта 21
Глава V. Инновационный менеджмент 22
Заключение 24
Список использованной литературы: 25

Работа содержит 1 файл

курсовая по инновационному менеджменту.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

Алтайский экономико-юридический институт

Факультет: Экономический

Кафедра: Государственное и муниципальное управление

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине: Инновационный менеджмент 

Тема: Управление инновациями на предприятии

Выполнил  студент: экономического факультета, 4-го курса, УО-1-08, Курышева Мария Леонидовна

Руководитель  работы: Степанова Наталья Викторовна

К защите ____________________________________________________

(дата, подпись руководителя)

Работа защищена с оценкой ____________________________________

Председатель комиссии________________________________________

                                           (ученое звание, ученая степень,  должность)

Члены комиссии: _____________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

(дата, подпись)

 

 

 

 

 

 

Барнаул 2012

Содержание

 

Введение

 

В мировой экономической  литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса (НТП) в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.

Разработка, внедрение  в производство новой продукции  имеют для фирм важное значение как  средство повышения конкурентоспособности  и устранения зависимости фирмы  от несовпадения жизненных циклов производимой продукции. В современных условиях обновление продукции идет довольно быстрыми темпами. Для успешного осуществления внедрения инноваций на предприятии необходима профессиональная, система инновационного менеджмента.

Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

 

Глава I. Понятие инновации, инновационного процесса.

1.1 Инновации.

 

Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: "инновационная деятельность", "инновационный процесс", "инновационное решение" и т. п. Для уточнения понятия "инновации" познакомимся с различными взглядами на ее сущность.

В литературе насчитываются  сотни определений. Например, по признаку содержания или внутренней структуры  выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и  др. В настоящее время применительно к технологическим инновациям действуют понятия, установленные Руководством Осло и нашедшие отражение в Международных стандартах в статистике науки, техники и инноваций.

Международные стандарты в статистике науки, техники  и инноваций - рекомендации международных организаций в области статистики науки и инноваций, обеспечивающие их системное описание в условиях рыночной экономики. В соответствии с этими стандартами инновация - конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Таким образом, инновация является следствием инновационной деятельности.

Анализ различных  определений приводит к выводу, что  специфическое содержание инновации  составляют изменения, а главной  функцией инновационной деятельности является функция изменения.

 

 

Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:

  1. Использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля - продажа).
  2. Внедрение продукции с новыми свойствами.
  3. Использование нового сырья.
  4. Изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения.
  5. Появление новых рынков сбыта.

В ряде источников инновация рассматривается как  процесс. В этой концепции признается, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо  выраженные стадии.

Инновации свойственны  как динамический, так и статический аспекты. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ), эти результаты имеют самостоятельный круг проблем.1

 

1.2 Инновационный процесс

 

Термины "инновация" и "инновационный процесс" не однозначны, хотя и близки. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций. Научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью их практического применения, научно-технические же инновации (НТИ) являются материализацией новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость. Коммерческая реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия. НТИ характеризует конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ), который выступает в качестве особого товара - научно-технической продукции - и является материализацией новых научных идей и знаний, открытий, изобретений и разработок в производстве с целью коммерческой реализации для удовлетворения конкретных потребностей.2

Из сказанного следует, что инновацию-результат нужно рассматривать с учетом инновационного процесса. Для инновации в равной мере важны все три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. Отсутствие любого из них отрицательно сказывается на инновационном процессе.

Коммерческий  аспект определяет инновацию как  экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка. Следует  обратить внимание на два момента: "материализацию" инновации, изобретений и разработок в новые технически совершенные виды промышленной продукции, средства и предметы труда, технологии и организации производства и "коммерциализацию", превращающую их в источник дохода. Следовательно, научно-технические инновации должны:

а) обладать новизной;

б) удовлетворять  рыночному спросу;

в) приносить  прибыль производителю.

Распространение нововведений, как и их создание является составной частью инновационного процесса (ИП).

 

Глава II. Инновационный процесс

2.1 Сущность инновационного потенциала.

 

Раскрытие сущности понятия "инновационный потенциал" целесообразно осуществлять через определение его составных категорий.  Понятие "потенциал" происходит от латинского слова "potentia", которое означает силу, мощь, возможность, способность, существующую в скрытом виде и способную проявиться при определенных условиях. В физике понятие "потенциал" характеризует величину потенциальной энергии в определенной точке пространства. При этом потенциальная энергия - это запас внутренней энергии, которым тело располагает благодаря своему состоянию, или энергия взаимодействия тел системы, определяемая их взаимным расположением в пространстве. В более широком смысле потенциал - это совокупность факторов, имеющихся в наличии, которые могут быть использованы и приведены в действие для достижения определенной цели, результата. При чем потенциал может быть явным и скрытым, используемым или неиспользуемым.3

Инновация в  соответствии с Международными стандартами  в статистике науки, техники и инноваций - конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.4

Принимая во внимание вышеизложенное, категорию "инновационный  потенциал" вполне можно трактовать как способность системы к  трансформации фактического порядка  вещей в новое состояние с  целью удовлетворения существующих или вновь возникающих потребностей (субъекта-новатора, потребителя, рынка и т.п.). При этом эффективное использование инновационного потенциала делает возможным переход от скрытой возможности к явной реальности, то есть из одного состояния в другое (а именно, от традиционного к новому). Следовательно, инновационный потенциал - это своего рода характеристика способности системы к изменению, улучшению, прогрессу.

Приведем здесь  и другие определения понятия  инновационного потенциала.

Ряд исследователей считают, что инновационный потенциал  предприятия, научно-технической организации - это совокупность научно-технических, технологических, инфраструктурных, финансовых, правовых, социокультурных и иных возможностей обеспечить восприятие и реализацию новшеств, т.е. получение инноваций, образующих единую систему появления и развития в ней идей и обеспечивающих конкурентоспособность конечной продукции или услуг в соответствии с целью и стратегией предприятия. В то же время это "мера готовности" предприятия осуществлять стратегию, ориентированную на внедрение новых продуктов. Вместе с тем, инновационный потенциал включает, наряду с технологическим прогрессом институциональные формы, сопряженные с механизмами научно-технического развития, инновационную культуру общества, восприимчивость его к нововведениям.5

Таким образом, существуют различные  понятия инновационного потенциала. Приведенные определения не раскрывают всей его сущности, а рассматривают  лишь некоторые составные части. В связи с этим разнятся подходы  к определению структуры инновационного потенциала.

Некоторые исследователи  представляют структуру инновационного потенциала как единство трех его  составляющих: ресурсной, внутренней и  результативной, которые сосуществуют взаимно, предполагают и обуславливают  друг друга и проявляются при  использовании как его триединая сущность.

Ресурсная составляющая инновационного потенциала является своего рода "плацдармом" для его формирования. Она включает в себя следующие основные компоненты, имеющие различное функциональное назначение: материально-технические, информационные, финансовые, человеческие и другие виды ресурсов.6

Результативная составляющая выступает отражением конечного  результата реализации имеющихся возможностей (в виде нового продукта, полученного  в ходе осуществления инновационного процесса). Таким образом, она выступает своего рода целевой характеристикой инновационного потенциала. Важность этой составляющей и целесообразность обособленного выделения подтверждаются тем, что ее увеличение, в свою очередь, способствует развитию остальных составляющих (например, ресурсной). Другими словами, результативная составляющая, сама являясь результатом количественного и качественного изменения, несет в себе потенциальные возможности вывода на новый уровень функционирования как инновационного потенциала, так и системы в целом.

Внутренняя составляющая представляет собой "рычаг", обеспечивающий дееспособность и эффективность  функционирования всех предыдущих элементов. В целом указанная составляющая характеризует возможность целенаправленного  осуществления инновационной деятельности, то есть определяет способность системы на принципах коммерческой результативности привлекать ресурсы для инициирования, создания и распространения различного рода новшеств.

 

2.2 Структура  инновационного потенциала

 

Структуру инновационного потенциала некоторые исследователи изображают следующим образом (см. рисунок. 1). Его основу составляют инновационная инфраструктура предприятия совместно с инновационными возможностями, которые создаются за счет других компонент потенциала. Внутренние факторы превалируют над внешними и при переходе предприятия со стадии выживания на стадию развития существенно увеличивают свой вес.7

Рисунок 1. Структура инновационного потенциала

Однако вышеуказанное  определение структуры инновационного потенциала не раскрывает полностью  его сущность.

На следующей  схеме представлена иная концепция  структуры инновационного потенциала (см. рисунок 2).

Рисунок. 2. Структура инновационного потенциала

Исходя из предположения, что инновационный потенциал представляет  собой систему взаимосвязанных ресурсов и возможностей предприятия, его структуру можно представить в виде иерархических колец, каждое из которых располагается по степени важности для реализации конкретного инновационного проекта (на рисунке это заштрихованные области).

Инновационный потенциал предприятия бессмысленно измерять без оценки способности  его практической реализации. Поэтому  особо отметим, что главным и  ключевым ресурсом будет являться организационно-управленческий, т.е. способность менеджмента предприятия мобилизовать и организовать свои потенциальные возможности в единую систему с целью получения синергетического эффекта. Далее в соответствии с характеристикой инновационного проекта располагаются по иерархии и другие ресурсы. Чем ближе к центру, тем важнее наличие этой компоненты для его реализации. К примеру, для создания продукта, обладающего новыми свойствами, решающее значение будут иметь кадровый потенциал, наличие ученых, инженеров и конструкторов. В то же время для модернизации производства потребуются значительные финансовые и технические ресурсы предприятия.

Ранжирование  составляющих инновационного потенциала позволяет выявить критические  факторы, влияющих на конечный результат. Но помимо ресурсов, необходимо наличие  еще одного элемента для эффективной реализации инновационного потенциала, а именно развитой инновационной культуры.

Инновационная культура не входит непосредственно  в структуру инновационного потенциала, но является его важной неотъемлемой частью. Под инновационной культурой следует понимать меру восприимчивости организации к нововведениям, опыт внедрения новых проектов, политику менеджмента в области инноваций, отношение персонала к новациям. С участием инновационной культуры можно реально добиться в сфере конкретной экономики - ускорения и повышения эффективности внедрения новых технологий и изобретений, в сфере управления - реального противодействия бюрократическим тенденциям, в сфере образования - содействия раскрытию инновационного потенциала личности и его реализации, в сфере культуры - оптимизации соотношения между традициями и обновлением, различными типами и видами культур. Итак, инновационный потенциал можно представить в виде, условно выражаясь, "пучка" векторов, направленных на конечный результат. Чем больше потенциал предприятия, тем вероятнее положительный исход инновационного проекта. Но необходимо учесть, что раскрытие инновационного потенциала наталкивается на преодоление внешних барьеров, таких как административные, технологические, инфраструктурные и пр.

Информация о работе Управление инновациями на предприятии