Управление финансами предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 15:16, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы анализ эффективного управления предприятием на примере Житковичского райпо.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы сущности финансов;
- провести анализ финансового состояния и вероятности банкротства Житковичского райпо;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1 Содержание и функции финансов 5
1.2 Основы и принципы организации финансов предприятия 9
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЖИТКОВИЧСКОГО РАЙПО 15
2.1 Организационно-экономическая характеристика Житковичского райпо. 15
2.2 Анализ финансового состояния и вероятности банкротства Житковичского райпо 18
ГЛАВА 3. ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК 23
3.1 Механизм финансового оздоровления предприятий АПК 23
3.2 Рекомендации направленные на улучшение управления финансовой деятельностью Житковичского райпо………………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
ПРИЛОЖЕНИЯ 38

Работа содержит 1 файл

куcровая менеджмент.docx

— 71.59 Кб (Скачать)
lign:justify">       1.2 Основы и принципы организации финансов предприятия

 

     Под организацией финансов предприятий понимается состав денежных фондов предприятий, порядок их образования и использования, соотношение между размерами фондов предприятий, взаимоотношений предприятий с финансово-кредитной системой.

        Как правило, предприятие выступает  юридическим лицом, что определяется  совокупностью признаков: обособленностью  имущества, ответственностью по  обязательствам этим имуществом, наличием расчетного счета в  банке, выступлением от своего  имени.

      Финансовые отношения предприятия  возникают тогда, когда на денежной  основе происходит формирование  собственных средств предприятия,  его доходов, привлечение заемных  источников финансирование хозяйственной  деятельности, распределение доходов,  образующихся в результате этой  деятельности, их использование  на цели развития предприятия.

       Организация хозяйственной деятельности  требует соответствующего финансового  обеспечения, т. е. первоначального  капитала, который образуется из  вкладов учредителей предприятия  и принимает форму уставного  капитала. Это важнейший источник  формирования имущества любого  предприятия. Конкретные способы  образования уставного капитала  зависят от организационно-правовой  формы предприятия[1, c. 323].

        При  создании предприятия  уставной капитал направляется  на приобретение основных фондов  и формирование оборотных средств  в размерах, необходимых для ведения  нормальной производственно-хозяйственной  деятельности,  вкладывается в  приобретение лицензий, патентов, ноу-хау,  использование которых является  важным доходообразующим фактором.  Таким образом, первоначальный  капитал инвестируется  в производство, в процессе которого создается  стоимость, выражаемая ценой реализованной  продукции. После реализации продукции  она принимает денежную форму  – форму от реализации произведенных  товаров, которая поступает на  расчетный счет предприятия.

         Выручка – это еще не доход,  но источник возмещения затраченных  на производство продукции средств  и формирования денежных фондов  и финансовых резервов предприятия.  В результате использования выручки  из нее выделяются качественно  разные составные части созданной  стоимости. Прежде всего это  связано с формированием амортизационного  фонда, который образуется в  виде амортизационных отчислений  после того, как износ основных  производственных фондов и нематериальных  активов примет денежную форму.  Обязательным условием образования  амортизационного фонда является  продажа произведенных товаров  потребителю и поступление выручки[11, c. 67].

      Поскольку материальную основу создаваемого товара составляют сырье, материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, их стоимость наряду с другими материальными затратами, износом основных производственных фондов, заработной платой работников составляют издержки предприятия по производству продукции, принимающие форму себестоимости. До поступления выручки эти издержки финансируются за счет оборотных средств предприятия, которые не расходуются, а авансируются в производство. После поступления выручки от реализации товаров оборотные средства восстанавливаются, а понесенные предприятием издержки по производству продукции возмещаются.

        Обособление издержек в виде  себестоимости дает возможность  сопоставить полученную от реализации  продукции выручку и произведенные  затраты. Смысл инвестирования  средств в производство продукции  состоит в получении чистого  дохода и если выручка превышает  себестоимость, то предприятие  получает его в виде прибыли.

 

 

        Прибыль и амортизационные отчисления  являются результатом кругооборота  средств, вложенных в производство, и относятся к собственным  финансовым ресурсам предприятия,  которыми они распоряжаются самостоятельно. Оптимальное использование амортизационных  отчислений и прибыли по целевому  назначению позволяет возобновить  производство продукции на расширенной  основе.

     Назначение  амортизационных отчислений  – обеспечивать воспроизводство  основных производственных фондов  и нематериальных активов. В  отличии от амортизационных отчислений  прибыль не остается полностью  в распоряжении предприятия, ее  значительная часть в виде  налогов поступает в бюджет, что  определяет еще одну сферу  финансовых отношений, которые  возникают между предприятием  и государством по поводу распределения  созданного чистого дохода.

      Прибыль, остающаяся в распоряжении  предприятия – это многоцелевой  источник финансирования его  потребностей, на основные направления  ее использования можно определить  как накопление и потребление.  Пропорции распределения прибыли  на накопление и потребление,  определяют перспективы развития  предприятия[18, c. 243].

       Амортизационные отчисления и  часть прибыли, направляемая на  накопление, составляют денежные  ресурсы предприятия, используемые  на его производственное и  научно-техническое развитие, формирование  финансовых активов – приобретение  ценных бумаг, вклады в уставной  капитал других предприятий и  т. п.  Другая часть прибыли,  используемая на накопление, направляется  на социальное развитие предприятия.  Часть прибыли используется на  потребление, в результате чего  возникают финансовые отношения  между предприятием и лицами, как занятыми, так и не занятыми  на предприятии.

        В современных условиях хозяйствования  распределение и использование  амортизационных отчислений и  прибыли на предприятиях не  всегда сопровождается созданием  обособленных денежных фондов.

       Амортизационный фонд как таковой  не формируется, а решение вопроса  о распределении прибыли в  фонды специального назначения  оставлено в компетенции предприятия,  но это не меняет сущности  распределительных процессов, отражающих  использование финансовых ресурсов  предприятия.

       В условиях перехода к рыночным  отношениям при проведении финансовой  политики предприятия ставят  перед собой следующие стратегические  задачи:

  1. Максимизация прибыль предприятия;
  2. Оптимизация структуры капитала предприятия и обеспечение его финансовой устойчивости;
  3. Достижение прозрачности финансово-экономического состояния предприятий для собственников, инвесторов, кредиторов;
  4. Обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;
  5. Создание эффективного механизма управления предприятием;
  6. Использование предприятием рыночных механизмов привлечении финансовых средств.

       Переход к рынку потребовал совершенно новых принципов организации финансов предприятий. Это принципы самофинансирования и самоокупаемости, которые подразумевают покрытие всех потребностей развития предприятия за счет собственных финансовых ресурсов и покрытие текущих затрат выручкой от реализации продукции. Предприятия могут самостоятельно выбирать (определять) любую форму предпринимательства, виды деятельности, с учетом лишь ограничений, предусмотренных гражданским законодательством.

        Исходя из условий рынка собственники  предприятий могут принимать  и реализовывать решения о  слиянии, поглощении предприятий,  преобразовании их в различные  организационно-правовые формы.

 

 

          Предприятия самостоятельно развивают  внутрифирменное финансовое планирование, основанное на изучении спроса  на их продукцию и возможностей  ее реальных продаж; применяют  свободные рыночные цены как  на продукцию своего производства, так и на потребляемое сырье,  материалы и полуфабрикаты; самостоятельно  определяют различные формы оплаты  труда с единственным ограничением, которым является минимальный  уровень оплаты труда, устанавливаемый  законодательно.

         После уплаты налогов предприятия  полностью распоряжаются оставшимися  у них  финансовыми ресурсами,  самостоятельно выбирают наиболее  эффективные объекты инвестирования, самостоятельно разрабатывают учетную  политику, влияющую на формирование  финансовых показателей.

        Предприятия сами выбирают и  коммерческие банки для открытия  различных счетов, имеют возможность  получать кредиты и вести расчетные  операции в нескольких коммерческих  банках[15, c. 121].

       Сегодня предприятия обладают  достаточной финансовой независимостью, но вместе с тем существенно  возрастает их экономическая  ответственность.  Помимо названных  принципов самофинансирования и  самоокупаемости необходимо выделить  следующие принципы организации  финансов предприятий.

         Принцип плановости – обеспечивает  соответствие между объемом продаж  и издержками, инвестициями и  потребностями рынка, а также  учет конъюнктуры, а в наших  условиях и платежеспособного  спроса, т. е. возможности осуществления  нормальных расчетов. Этот принцип  наиболее полно реализуется при  внедрении современных методов  внутрифирменного финансового планирования  и контроля.

        Принцип взаимозависимости финансовых  показателей – обеспечивает учет  изменений в действующем законодательстве, регулирующем предпринимательскую  деятельность, налогообложение, учетный  процесс и бухгалтерскую отчетность.

       Принцип минимизации финансовых  издержек.

       Принцип рациональности – вложение  капитала в инвестиции должно  иметь более высокую эффективность  по сравнению с достигнутым  ее уровнем и обеспечить минимальные  риски.

        Принцип финансовой устойчивости  – обеспечение финансовой независимости,  т. е. соблюдение критического  значения удельного веса собственного  капитала в общей его величине  и поддержание платежеспособности  предприятия (его способности  к погашению своих краткосрочных  обязательств)[11, c. 143].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

АНАЛИЗ  СОСТОЯНИЯ ЖИТКОВИЧСКОГО

 

             2.1 Организационно-экономическая характеристика     Житковичского райпо.

 

Житковичское  районное потребительское общество добровольное объединение граждан, проживающих (работающих) на территории Житковичского района Гомельской области, создано как союз потребительских обществ в 1921 году по территориальному приказу на основе объединения ее членами (пайщиками) имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов и 15 февраля 2000 года в соответствии с решением Собрания уполномоченных преобразовано в Житковичское районное потребительское общество.

Житковичское  райпо является юридическим лицом, некоммерческой организацией, создаваемой  в форме потребительского кооператива, имеет самостоятельный баланс, расчетный  и иные счета в учреждениях  банка, печать с его полным наименованием, штампы.

Основными целями Житковичского райпо являются наиболее полное удовлетворение материальных. иных потребностей пайщиков и обслуживаемого населения и защита их экономических интересов.

Достижение  своей основной цели райпо, осуществляет в соответствии с действующими на территории Республики Беларусь нормативно-правовыми актами (Конституцией, Гражданским кодексом, Законом «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Республике Беларусь», Законом «О торговле»), а так же на основании Устава, учетной политики, принятой в райпо[2, c. 123].

Согласно  принятой в Житковичском райпо учетной  политики выручку от реализации продукции (работ, услуг) товаров и признание  прибыли, соответствующей полученный выручке производить по отгрузке товарно-материальных ценностей и предъявлению покупателю заказчику расчетных документов. При определении прибыли от реализации товаров торговля осуществляет распределение всех затрат на остаток товаров и на фактически реализованные товары как для целей налогообложения, так и для бухгалтерского учета. Сумма затрат, участвующих при определении прибыли, подлежащей налогообложению, и относящихся к остаткам товаров на конец месяца и на реализованные товары, определяется  расчетным путем по среднему проценту на основании расчета расходов на реализованные товары

Для осуществления  перечисленных видов деятельности райпо располагает необходимой  материально-технической базой. Обслуживание населения осуществляют 132 магазина, торговая площадь которых составляет 11053 м. Из общего количества — 34 - продовольственные, 12 — непродовольственные, 86 - смешанного типа.

Организационное построение Житковичского РайПО  в 2008 г относится к третьей  модели -РайПО с филиалами. РайПО  представляет собой многоотраслевой  комплекс, включающий в себя торговлю, общественное питание,    промышленную и заготовительную деятельность, транспорт. В состав рассматриваемого общества входят следующие обособленные структурные  подразделения: ОСП  РайПО «Горкоопзаготторг»;  ОСП  Житковичсккй коопторг»; ОСП РайПО  «Продторг»; ОСП РайПО «Производственно—  заготовмтельный комбинат»; ОСП  РайПО «Хозторг»; ОСП РайПО «Кооптранс»; Филиал Житковичского РайПО "Туровский коопторг"[9, c. 243].

Информация о работе Управление финансами предприятия