Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 15:55, реферат
При рыночной системе хозяйствования коммерческая организация, являющаяся самоорганизующейся системой, функционирует в жестких условиях конкурентной среды и имеет полную хозяйственную самостоятельность. Ее деятельность направлена на завоевание и удержание предпочтительной доли рынка, на достижение превосходства над конкурентами. В соответствии с этим, управленческий контроль коммерческой организации ориентирован главным образом на обеспечение основных показателей эффективности функционирования в современных условиях
Система учета
Учетную систему
организации целесообразно
Об эффективности
учетной системы можно судить
по уровню достижения следующих показателей
безошибочности регистрации и обработки
финансово-хозяйственных
наличие: отражены
действительно существующие
полнота: отражены все реальные операции;
арифметическая точность: все операции правильно подсчитаны;
разноска по счетам: все операции правильно разнесены по соответствующим бухгалтерским счетам;
формальная разрешенность: на каждую операцию получено общее или специальное формальное разрешение;
временная определенность: все операции отнесены к надлежащему отчетному периоду;
представление и
раскрытие данных в отчетности: все
данные правильно суммированы и
обобщены, соблюдены установленные
требования относительно порядка и
объема раскрытия информации в отчетности.
Кроме того, при формировании системы учета должно быть учтено следующее:
Организационная структура учетных подразделений. Вопросы оргструктуры аппарата учета решаются на каждом конкретном предприятии с учетом внешних и внутренних факторов. Общее же требование здесь таково: оргструктура должна быть соответствующей размерам предприятия, масштабу и специфике его бизнеса.
Обязанности и полномочия работников, осуществляющих ведение учета и подготовку отчетности. Во избежание искажений учетной информации за человеком, осуществляющим учет операций с определенными активами, не должны быть одновременно закреплены функции санкционирования операций с этими активами, обеспечения их сохранности и осуществление их инвентаризации.
Формально установленные
процедуры санкционирования хозяйственных
операций. Должно быть обеспечено формальное
разрешение и одобрение всех хозяйственных
операций ответственными официальными
лицами в пределах их полномочий. Формальное
разрешение - это решение либо относительно
общего типа хозяйственных операций
либо относительно какой-либо конкретной
операции. Формальное одобрение - это
конкретный случай использования общего
разрешения, выданного администрацией.
Без наличия формально
Организация подготовки,
оборота и хранения документов, отражающих
хозяйственные операции; порядок
отражения хозяйственных
Качественное информационное
обеспечение.
О качестве информации, предоставляемой системой управленческого учета, следует судить по следующим основным критериям:
необходимость,
которая характеризуется
достаточность, которая
характеризуется полнотой охвата, количественного
и качественного описания явления,
факта, а также существенностью
информации, зависящей от возможности
ее практического применения в процессе
обработки и представления для
управления;
истинность - достоверность
(доказательность и
своевременность получения
информации - управленческая информация
(в том числе об отклонениях) должна
быть представлена лицам, уполномоченным
принимать решения, в максимально
короткие сроки. Если сообщение запаздывает,
то теряется сам смысл информации
(могут быть упущены возможности
предприятия и т.п.), кроме того,
нежелательные последствия
Кадровая структура
контроля
Она обеспечивает четкое
разделение контрольных обязанностей.
Контроль осуществляют работники или
участники, т.е. владельцы, организации
при исполнении возложенных на них
обязанностей либо только на основании
соответствующих прав. Поэтому всех
субъектов управленческого
субъекты контроля
1-го уровня - это участники, т.е. собственники,
организации, осуществляющие контроль
непосредственно или косвенно, т.е.
с помощью независимых
субъекты контроля 2-го уровня - в их обязанности непосредственно не входит контроль, но в силу необходимости они выполняют и контрольные функции (например, рабочий, осуществляющий контроль за качеством работы оборудования);
субъекты контроля
3-го уровня - они выполняют контрольные
функции для реализации тех
обязанностей, которые за ними
закреплены непосредственно (
субъекты контроля
4-го уровня - в их обязанности входят
как контрольные, так и другие
функции (административно-
субъекты контроля 5-го уровня - в их функциональные обязанности входит только осуществление контроля (сотрудники отдела внутреннего аудита, члены ревизионной комиссии или ревизоры, сотрудники отдела технического контроля и т.п.).
Используемые формы
контроля
Основная из современных
форм управленческого контроля - внутренний
аудит, под которым понимается регламентированная
внутренними документами
В экономически развитых
государствах внутреннему аудиту уделяется
такое же пристальное внимание, как
и внешнему. Но, если становление
внешнего аудита в России, можно
сказать, уже состоялось, то отечественный
внутренний аудит и в профессиональном,
и в законодательном, и в институциональном
аспектах сегодня находится еще
в “зачаточном” состоянии. Администрация
разрабатывает политику компании. Однако
персонал может не всегда ее понимать
или не всегда содействовать ее реализации.
Менеджеры не имеют достаточного
времени проверить это
Все эти действия
дополняются обсуждениями с высшими
органами управления, нужды и предложения
которых и определяют процедуры
внутреннего аудита (внутренние аудиторы
должны обеспечить управляющих любой
информацией, касающейся их компетенции).
Таким образом, органы управления организацией
пользуются услугами внутренних аудиторов
как дополнительными ресурсами,
помогающими им осуществлять свои функции.
Иными словами, внутренний аудит
вводят с целью помощи органам
управления организации в осуществлении
эффективного контроля над различными
звеньями (элементами) системы внутреннего
контроля. Главная задача отдела внутреннего
аудитора - обеспечение удовлетворения
потребностей органов управления в
части предоставления контрольной
информации по различным интересующим
их вопросам.
В общем же виде функции внутренних аудиторов могут быть представлены следующим:
оценка адекватности управленческих систем - осуществление проверок звеньев управления и предоставление обоснованных предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению их эффективности;
оценка эффективности
деятельности - осуществление экспертных
оценок различных сторон функционирования
организации и предоставление обоснованных
предложений по их совершенствованию.
Для органов управления
организацией деятельность отдела внутреннего
аудита имеет информационное и консультационное
значение. К институтам внутреннего
аудита также можно отнести и
ревизионные комиссии (ревизоров), деятельность
которых регламентирована действующим
законодательством (этот институт в
основном распространен в акционерных
обществах, обществах с ограниченной
ответственностью и производственных
кооперативах).
Мы описали лишь
основные, по нашему мнению, положения,
касающиеся управленческого контроля.
Поэтому предложенный перечень может
быть расширен как на основе детализации
приведенных понятий, так и с
учетом иных многочисленных аспектов
контроля, например, таких, как: контроллинг,
управленческие информационные системы,
управленческий учет, контроль как
обеспечение реализации разнообразных
технологий управления, стратегический
контроль, контроль в мотивационных
механизмах деятельности, контроль в
функциональных системах управления организацией
и т.д.)
Но, именно вышеописанные
положения в своей
В связи с предложенными
взглядами одной из основных задач
в области исследования управленческого
контроля является разработка типовых
электронных программ для организаций,
развития и совершенствования
Многое также
определяют тенденции развития
экономики страны в целом,
Теперь кратко осветим отдельные задачи в области контроля, которые, на наш взгляд, могут возникнуть в будущем.
По оценкам ведущих
западных исследователей, в современной
мировой экономике на передний план
выходят не столько процессы производства
и обращения, сколько организации
и управления. Социальный и организационный
факторы выводятся в число
определяющих. При этом, в центр
современной концепции
Известно, что в
практике управления современными организациями
все более актуальной становится
проблема “техноструктуры”. Она заключается
в том, что определенные слои высших
менеджеров (функционеров) в своей
деятельности руководствуются сугубо
личными либо узкогрупповыми интересами
в ущерб интересам организации.
Эту, а также другие проблемы институционального
характера, возникающие в современных
организациях, можно разрешить только
при наличии эффективных
Необходимо также
указать на важность дальнейших исследований
аспектов внутреннего аудита с целью
его развития в России. Понимание
характерных особенностей внутреннего
аудита позволит руководителям организаций
оптимально использовать эту форму
контроля при организации эффективного
управления, что особенно актуально
именно сейчас, на пороге “подъема”
и дальнейшего развития отечественных
товаропроизводителей в условиях жесткой
конкурентной борьбы на мировых рынках.
Следует сказать, что с развитием
рыночных отношений в России внутренний
аудит будет приобретать все
более важное значение в системах
управления отечественных организаций,
что и обуславливает
Информация о работе Управленческий контроль как система внутреннего аудита