Управленческий контроль как система внутреннего аудита

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 15:55, реферат

Описание работы

При рыночной системе хозяйствования коммерческая организация, являющаяся самоорганизующейся системой, функционирует в жестких условиях конкурентной среды и имеет полную хозяйственную самостоятельность. Ее деятельность направлена на завоевание и удержание предпочтительной доли рынка, на достижение превосходства над конкурентами. В соответствии с этим, управленческий контроль коммерческой организации ориентирован главным образом на обеспечение основных показателей эффективности функционирования в современных условиях

Работа содержит 1 файл

Управленческий контроль как система внутреннего аудита.docx

— 27.98 Кб (Скачать)

Управленческий контроль как система внутреннего аудита. 

При рыночной системе  хозяйствования коммерческая организация, являющаяся самоорганизующейся системой, функционирует в жестких условиях конкурентной среды и имеет полную хозяйственную самостоятельность. Ее деятельность направлена на завоевание и удержание предпочтительной доли рынка, на достижение превосходства  над конкурентами. В соответствии с этим, управленческий контроль коммерческой организации ориентирован главным  образом на обеспечение основных показателей эффективности функционирования в современных условиях.  

В условиях, характеризующихся  высокой неопределенностью и  нестабильностью внешней среды, эффективное управление организацией предполагает больший объем контрольной  работы. Более того, в силу усиления конкурентных отношений , стремительного развития и смены технологий, растущей диверсификации бизнеса и усложнения бизнес-проектов управление существенно  усложняется, что обуславливает  усложнение ее контрольных систем. Поэтому внутренний контроль приобретает  характер основы, присутствующей на всех уровнях управления. Управленческий контроль, при прочих равных условиях, является гарантией успешной деятельности организации.  

Перед российскими  организациями встают задачи структурной  перестройки всех элементов системы  корпоративного управления, в том  числе контрольных, их “наладки”  на обеспечение конкурентоспособности, эффективного функционирования и развития организации в перманентно меняющихся условиях хозяйствования. Естественно, все управленческие преобразования должны проводиться на научной основе соответствующих концепций. В то же время, отечественная наука испытывает недостаток в комплексных научно-практических разработках, освещающих многочисленные аспекты управленческого контроля с учетом современной российской специфики. Причина такого положения  дел видится прежде всего в  весьма распространенном представлении  о контроле только как функции  управления.  

В настоящее время  в международной науке и практике такой подход уже считается неполным и свидетельствует об однобоком  представлении контроля лишь как  элемента процесса управления (что  говорит и о расплывчатом или  несистемном понятии самого управления). Контроль - это не только и не столько  одна из его функций. Это, на наш взгляд, едва ли не важнейший элемент именно системы управления, под каким  бы углом и в каких бы структурных  срезах (функциональных, процедурных, организационных, технологических, деятельностных и т.д.) не рассматривалась последняя. Стоит отметить, что в практике зарубежных высших органов управления как властного, так и хозяйственного уровня контроль все чаще рассматривается  как метод совершенствования  управления на всех его уровнях. Но, на наш взгляд, достойный вклад  в отечественную науку о контроле внесли такие видные ученые как: И.А. Белобжецкий, Н.Т. Белуха, Б.И. Валуев, Ю.А. Данилевский, Е.А. Кочерин, В.П. Суйц, А.Д. Шеремет.  

В данной статье автор  предлагает положения управленческого  контроля, в основе которых лежит  как переработанный им опыт отечественных  и зарубежных коллег, так и собственно авторские аналитические исследования на протяжении более чем пятилетней практики работы аудитором. Так как  статья носит общий характер, автор  ставил целью не углубленное освещение  каких-либо отдельных вопросов контроля, а формирование представления о  нем как об одной из сторон системы  управления.  

Итак, в целях углубления представлений о контроле в рамках теорий управления и для разработки соответствующих концепций могут  быть полезными следующие основные положения.  

По мнению автора, понятие контроля можно интерпретировать как в узком смысле - как один из этапов процесса управления (или  как одна из его функций такой  подход, как говорилось выше, распространен  на начальных стадиях развития науки  об управлении), так и в более  широком смысле как систему (входящую в систему управления организацией), состоящую из ряда элементов. Рассмотрим это подробнее.  

Управленческий контроль организации в наиболее узком  смысле это осуществление ее субъектами, наделенными соответствующими полномочиями (т.е. субъектами контроля), либо в автоматическом режиме, заданном указанными субъектами и под их управлением, следующих  действий:

определение фактического состояния или действия управляемого звена системы управления организацией (объекта контроля);

сравнение фактических  данных с требуемыми, т.е. с базой  для сравнения, принятой в организации, либо заданной извне, либо основанной на рациональности;

оценка отклонений, превышающих предельно допустимый уровень, на предмет степени их влияния  на аспекты функционирования организации;

выявление причин данных отклонений.  

В соответствии с  подходом в узком смысле цель контроля - информационная прозрачность объекта  управления для возможности принятия эффективных решений. При этом, в  понятии информационной прозрачности объекта управления отражено представление  о степени управляемости данного  объекта, т.е. о том, в какой степени  в результате управления обеспечивается (обеспечивалось или будет обеспечиваться) поддержание требуемого состояния  или действия объекта управления в соответствующий момент (период) времени. Вполне очевидно, что без  предельной информационной прозрачности объекта управления адекватное его  восприятие невозможно, управленческое воздействие не будет приносить  желаемый результат и управленческая связь с объектом теряется, что  и обуславливает особую важность контроля в процессе управления. К  функциям контроля можно отнести  оперативную, упорядочивающую, превентивную, коммуникативную, информативную и  защитную.  

Особенность контроля заключается в его двойственной роли в процессе управления. В результате глубокой интеграции контроля и других элементов процесса управления на практике невозможно определить круг деятельности для работника таким образом, чтобы он относился только к какому-либо одному элементу управления без его  взаимосвязи и взаимодействия с  контролем. Любая управленческая функция (функция планирования, учета и  т.п.) обязательно интегрирована  с контрольной. Поэтому правомерно утверждать, что контроль организации  является:

 неотъемлемым  элементом каждой стадии процесса  управления;

 “обособленной”  стадией, обеспечивающей информационную  прозрачность на предмет качества  хода процесса управления на  всех других стадиях.  

Для того, чтобы глубже понять сущность контроля как важнейшей  составной части понятия управления (или как управленческой категории), раскрыть механизм функционирования выражаемых ею отношений, выявить специфические  особенности различных ее составляющих, подойдем к контролю с более широкой  позиции и с практической точки  зрения, рассматривая его как систему  и составную часть системы  управления организацией.  

Итак, в широком  смысле управленческий контроль в современных  условиях хозяйствования целесообразно  представить как систему, состоящую  из элементов входа (информационное обеспечение контроля), элементов  выхода (информация об объекте управления, полученная в результате контроля) и совокупности следующих взаимосвязанных  звеньев: центры ответственности, техника  контроля (т.е. информационно-вычислительная техника и технология), процедуры  контроля, среда контроля, система  учета.

Эффективная система  контроля предусматривает определенные цели и задачи.  

Основными целями являются:

 сохранение и  эффективное использование разнообразных  ресурсов и потенциала организации; 

своевременная адаптация  организации к изменениям во внутренней и внешней среде;

обеспечение эффективного функционирования организации, а также  ее устойчивости и максимального  развития в условиях многоплановой  конкуренции.  

Достижение целей  системы, как известно, обеспечивается реализацией задач, которые, на наш  взгляд, заключаются в достижении следующих основных показателей  эффективности управления организацией:

соответствие деятельности организации принятому курсу  действий (т.е целевым установкам и ориентирам) и стратегии;

устойчивость организации  с финансово-экономической, рыночной и правовой точек зрения;

сохранность ресурсов и потенциала организации;

должный уровень  полноты и точности первичных  документов и качества первичной  информации для успешного руководства  и принятия эффективных управленческих решений;

 показатели безошибочности  регистрации и обработки финансово-хозяйственных  операций организации - наличие,  полнота, арифметическая точность, разноска по счетам, формальная  разрешенность, временная определенность, представление и раскрытие данных  в отчетности;

 рациональное  и экономное использование всех  видов ресурсов;

 соблюдение работниками  организации установленных администрацией  требований, правил и процедур - положений  о подразделениях, должностных инструкций, правил поведения, планов документации  и документооборота, планов организации  труда, приказа об учетной политике, иных приказов и распоряжений;

соблюдение требований федеральных законов и подзаконных  актов, изданных органами власти и ее субъектов, а также полномочными органами местного самоуправления.  

Эти и многие другие задачи обусловливают создание в  организации эффективной контрольной  системы. Результативность контроля характеризует  экономия потерь, т.е. ущерба, обусловленная  функционированием системы (иными  словами: разница между предполагаемыми  величинами убытков в условиях отсутствия контроля и при его наличии). Очевидно, что систему контроля организуют с учетом отдачи от ее функционирования или, точнее говоря, затраты на создание и поддержание функционирования системы определенной степени сложности  вместе с упущенной выгодой от альтернативного вложения средств, направленных на ее создание и поддержание, не должны превышать ожидаемых убытков  от ее отсутствия.  

Один из актуальнейших  вопросов теории и практики контроля - его структурные уровни или элементы. Рассмотрим их подробнее.

Формально установленные  и реально осуществляемые процедуры  контроля 

В целях обеспечения  эффективности процедур необходимо следующее:

 на основе детально  разработанных должностных инструкций  формальное определение и документальное  закрепление порядка деятельности (действий и взаимоотношений)  определенного круга работников  организации по поводу планирования, организации, регулирования, контроля, учета и анализа в процессе  реализации конкретных финансовых  и хозяйственных операций организации; 

 определение круга  первичных документов или других  носителей информации, где отражаются  данные, свидетельствующие об исполнении  соответствующими работниками своих  функций и о реализации этапов  соответствующих финансовых или  хозяйственных операций; определение  порядка движения документов или иных носителей информации от момента их возникновения до архивирования;

 определение “точек  контроля” для оценки различных  аспектов реализации конкретных  финансовых или хозяйственных  операций и оценки состояния  или наличия ресурсов организации;  установление контролируемых параметров  объектов контроля; установление  “критических” точек контроля, где риск возникновения ошибок  и искажений особенно велик; 

 выбор типов  и методов проведения контроля.

Среда (т.е. основные условия) управленческого контроля  

Среду определяют: управленческая философия и стиль работы руководителей  организации (отношение управляющих  к коммерческим, финансовым и внутрифирменным  рискам; адекватное понимание ими  роли внутреннего контроля в управлении организацией; конкретные действия в  плане организации контрольной  системы и ее совершенствования; склонность к авторитарному стилю  в управлении и т.д.); оргстатус  отдела внутреннего аудита, т.е. положение  в оргструктуре этого важного  координационного центра ответственности; принятый организацией курс действий (ее ориентиры), цели и стратегии; виды и масштаб деятельности организации; соответствие оргструктуры размерам и  степени сложности организации; регламентация взаимоотношений  между звеньями организации, сотрудниками, наличие кодекса поведения; определение  и документальное закрепление процедур контроля; определение и документальное закрепление полномочий и ответственности  сотрудников; методы доведения установленных  правил до сотрудников; изучение руководителями выявленных в результате контроля отклонений, своевременность принятия ими решений  по данным отклонениям; налаженность системы  коммуникаций и системы информационного  обеспечения управления; налаженность систем бюджетирования, бизнес-планирования, подготовки финансовой отчетности для  внешних и внутренних пользователей; адекватность системы документации и документооборота организации  ее размерам и структуре; рациональность кадровой политики, т.е. механизмов управления персоналом; конфликтность в коллективах; мотивация трудовой деятельности, профессиональная подготовка, интеллектуальный уровень, наклонности, личностные качества, этические  принципы, а также физические, психические, половые и возрастные характеристики работников организации; внешние влияния - уровень развития экономики, экономическая  и политическая устойчивость рынка, развитие законодательной базы рыночного  типа, налоговая политика государства; соблюдение действующего законодательства и работа с внешними органами контроля; неопределенность и риск деятельности, а также иные условия, специфичные  для каждой конкретной организации.

Информация о работе Управленческий контроль как система внутреннего аудита