Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 15:55, реферат
При рыночной системе хозяйствования коммерческая организация, являющаяся самоорганизующейся системой, функционирует в жестких условиях конкурентной среды и имеет полную хозяйственную самостоятельность. Ее деятельность направлена на завоевание и удержание предпочтительной доли рынка, на достижение превосходства над конкурентами. В соответствии с этим, управленческий контроль коммерческой организации ориентирован главным образом на обеспечение основных показателей эффективности функционирования в современных условиях
Управленческий контроль
как система внутреннего
При рыночной системе
хозяйствования коммерческая организация,
являющаяся самоорганизующейся системой,
функционирует в жестких
В условиях, характеризующихся
высокой неопределенностью и
нестабильностью внешней среды,
эффективное управление организацией
предполагает больший объем контрольной
работы. Более того, в силу усиления
конкурентных отношений , стремительного
развития и смены технологий, растущей
диверсификации бизнеса и усложнения
бизнес-проектов управление существенно
усложняется, что обуславливает
усложнение ее контрольных систем.
Поэтому внутренний контроль приобретает
характер основы, присутствующей на всех
уровнях управления. Управленческий
контроль, при прочих равных условиях,
является гарантией успешной деятельности
организации.
Перед российскими
организациями встают задачи структурной
перестройки всех элементов системы
корпоративного управления, в том
числе контрольных, их “наладки”
на обеспечение
В настоящее время
в международной науке и
В данной статье автор
предлагает положения управленческого
контроля, в основе которых лежит
как переработанный им опыт отечественных
и зарубежных коллег, так и собственно
авторские аналитические
Итак, в целях углубления
представлений о контроле в рамках
теорий управления и для разработки
соответствующих концепций
По мнению автора,
понятие контроля можно интерпретировать
как в узком смысле - как один
из этапов процесса управления (или
как одна из его функций такой
подход, как говорилось выше, распространен
на начальных стадиях развития науки
об управлении), так и в более
широком смысле как систему (входящую
в систему управления организацией),
состоящую из ряда элементов. Рассмотрим
это подробнее.
Управленческий контроль организации в наиболее узком смысле это осуществление ее субъектами, наделенными соответствующими полномочиями (т.е. субъектами контроля), либо в автоматическом режиме, заданном указанными субъектами и под их управлением, следующих действий:
определение фактического состояния или действия управляемого звена системы управления организацией (объекта контроля);
сравнение фактических данных с требуемыми, т.е. с базой для сравнения, принятой в организации, либо заданной извне, либо основанной на рациональности;
оценка отклонений,
превышающих предельно
выявление причин данных
отклонений.
В соответствии с
подходом в узком смысле цель контроля
- информационная прозрачность объекта
управления для возможности принятия
эффективных решений. При этом, в
понятии информационной прозрачности
объекта управления отражено представление
о степени управляемости
Особенность контроля заключается в его двойственной роли в процессе управления. В результате глубокой интеграции контроля и других элементов процесса управления на практике невозможно определить круг деятельности для работника таким образом, чтобы он относился только к какому-либо одному элементу управления без его взаимосвязи и взаимодействия с контролем. Любая управленческая функция (функция планирования, учета и т.п.) обязательно интегрирована с контрольной. Поэтому правомерно утверждать, что контроль организации является:
неотъемлемым
элементом каждой стадии
“обособленной”
стадией, обеспечивающей
Для того, чтобы глубже
понять сущность контроля как важнейшей
составной части понятия
Итак, в широком смысле управленческий контроль в современных условиях хозяйствования целесообразно представить как систему, состоящую из элементов входа (информационное обеспечение контроля), элементов выхода (информация об объекте управления, полученная в результате контроля) и совокупности следующих взаимосвязанных звеньев: центры ответственности, техника контроля (т.е. информационно-вычислительная техника и технология), процедуры контроля, среда контроля, система учета.
Эффективная система
контроля предусматривает определенные
цели и задачи.
Основными целями являются:
сохранение и
эффективное использование
своевременная адаптация организации к изменениям во внутренней и внешней среде;
обеспечение эффективного
функционирования организации, а также
ее устойчивости и максимального
развития в условиях многоплановой
конкуренции.
Достижение целей системы, как известно, обеспечивается реализацией задач, которые, на наш взгляд, заключаются в достижении следующих основных показателей эффективности управления организацией:
соответствие деятельности организации принятому курсу действий (т.е целевым установкам и ориентирам) и стратегии;
устойчивость организации с финансово-экономической, рыночной и правовой точек зрения;
сохранность ресурсов и потенциала организации;
должный уровень полноты и точности первичных документов и качества первичной информации для успешного руководства и принятия эффективных управленческих решений;
показатели безошибочности
регистрации и обработки
рациональное
и экономное использование
соблюдение работниками
организации установленных
соблюдение требований
федеральных законов и
Эти и многие другие
задачи обусловливают создание в
организации эффективной
Один из актуальнейших вопросов теории и практики контроля - его структурные уровни или элементы. Рассмотрим их подробнее.
Формально установленные
и реально осуществляемые процедуры
контроля
В целях обеспечения эффективности процедур необходимо следующее:
на основе детально
разработанных должностных
определение круга
первичных документов или
определение “точек
контроля” для оценки
выбор типов и методов проведения контроля.
Среда (т.е. основные
условия) управленческого контроля
Среду определяют: управленческая философия и стиль работы руководителей организации (отношение управляющих к коммерческим, финансовым и внутрифирменным рискам; адекватное понимание ими роли внутреннего контроля в управлении организацией; конкретные действия в плане организации контрольной системы и ее совершенствования; склонность к авторитарному стилю в управлении и т.д.); оргстатус отдела внутреннего аудита, т.е. положение в оргструктуре этого важного координационного центра ответственности; принятый организацией курс действий (ее ориентиры), цели и стратегии; виды и масштаб деятельности организации; соответствие оргструктуры размерам и степени сложности организации; регламентация взаимоотношений между звеньями организации, сотрудниками, наличие кодекса поведения; определение и документальное закрепление процедур контроля; определение и документальное закрепление полномочий и ответственности сотрудников; методы доведения установленных правил до сотрудников; изучение руководителями выявленных в результате контроля отклонений, своевременность принятия ими решений по данным отклонениям; налаженность системы коммуникаций и системы информационного обеспечения управления; налаженность систем бюджетирования, бизнес-планирования, подготовки финансовой отчетности для внешних и внутренних пользователей; адекватность системы документации и документооборота организации ее размерам и структуре; рациональность кадровой политики, т.е. механизмов управления персоналом; конфликтность в коллективах; мотивация трудовой деятельности, профессиональная подготовка, интеллектуальный уровень, наклонности, личностные качества, этические принципы, а также физические, психические, половые и возрастные характеристики работников организации; внешние влияния - уровень развития экономики, экономическая и политическая устойчивость рынка, развитие законодательной базы рыночного типа, налоговая политика государства; соблюдение действующего законодательства и работа с внешними органами контроля; неопределенность и риск деятельности, а также иные условия, специфичные для каждой конкретной организации.
Информация о работе Управленческий контроль как система внутреннего аудита