Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 17:23, доклад
Возникающие в управлении задачи по сути своей являются либо функциональными, либо ситуационными. Функциональные (стабильные) задачи определяются сложившимся разделением труда в производстве и управлении. Ситуационные задачи являются следствием нарушения во взаимодействии специализированных подсистем и элементов производственной организации и следствием воздействия на нее технико-технологических, социально-экономических и региональных факторов, в том числе воздействия, обусловленного их различной динамикой.
Управленческие ситуации и методы их прогнозирования……………3
Функциональные и ситуационные задачи управления…………………….3
Сущность ситуационного подхода к управлению………………………….4
Аналитическая концепция решения ситуационных задач управления…...8
Методы прогнозирования ситуаций………………………………………..10
Алгоритмы формирования процедур управления…………………………11
Источники и причины возникновения управленческих ситуаций….14
Отношения управления……………………………………………………...14
Среда и связи производственной организации…………………………….16
Классификация и моделирование управленческих ситуаций………..17
Характеристики ситуаций…………………………………………………...17
Проблема описания ситуаций……………………………...……………….18
О моделях управленческих ситуаций………………………………………18
Циклы и методы разрешения управленческих ситуаций…………….20
Типология циклов управления……………………………………………21
Методы разрешения ситуаций………………………………………………22
Заключение………………………………………………………………….23
Отношения управления.
Единственной доступной
восприятию формой проявления отношений
управления являются связи элементов.
Каждая связь представляет собой
процесс целенаправленного, вызванного
наличием отношений обмена элементов
материалами, энергией и информацией.
Эти отношения реализуются
Для разграничения ролевых отношений участников производства целесообразно воспользоваться методологией структурно-функционального анализа производственной организации. Цели любых искусственно созданных объектов определяют реализуемые в них функции. Такая иерархия целей, функций, структур и процессов может быть продолжена на различных уровнях декомпозиции производственных организаций.
Являясь сложными социоэкономико-
Совместная реализация указанных функций рождает противоречия, приводит к возникновению различного рода ситуаций, а максимизация каждой из функций невозможна не в ущерб другим. Элементы производительных сил участвуют в реализации каждой или соответствующей функций.
С точки зрения основных
функций, совместно реализуемых
в производственной организации
в процессе производства продукции,
можно выделить три соответствующих
им структурных блока (подсистемы) –
производственный, интеллектуального
обеспечения, управленческий. При этом
функции управленческого блока (системы
управления) определяются не только необходимостью
управления производственной системой
и системой интеллектуального обеспечения
в процессе получения конечного
результата деятельности производственной
организации. Эти функции разделяются
на два больших класса – функции
социально-экономические и
Подобная структура
Реализация в процессе
производства трех функций и, соответственно,
процессов, направленных на получение
конечного продукта, приводит к их
самым разнообразным
Если говорить о стадийных характеристиках процесса управления, то чаще всего выделяют тот или иной набор функций управления – планирование, организация, оперативное управление, контроль, координация. Приложение этих функций к различным элементам производственной организации и их параметрам позволяет комбинировать функции и организационно обособлять их, формируя, таким образом, подразделения системы управления. В рамках этих подразделений, а также в процессе их взаимодействия решаются как функциональные, так и ситуационные задачи управления.
Совпадение или несовпадение
детализированных функциональных подсистем
с подсистемами административной структуры
может быть отображено с помощью
матрицы, в столбцах которой –
элементы функциональной структуры, а
в строках – административной.
При анализе элементов
Среда и связи производственной организации.
Отношения управления могут
быть реализованы в процессе управления
лишь с помощью связей различных
подсистем производственной организации.
С этой точки зрения внутренние связи
производственной подсистемы, подсистемы
интеллектуального обеспечения
и управленческой подсистемы неравнозначны.
Часть из них является связями
непроизводственного
К первым относятся связи, в рамках которых осуществляется непосредственно воздействие на каждую из подсистем. Ко вторым – связи между каждой подсистемой, по которым передаются данные о результате и ходе реализации соответствующих функций. К третьим относятся связи производственной подсистемы и подсистемы интеллектуального обеспечения, которые опосредуются подсистемой управления.
Иерархичность и развитая
специализация подразделений
Источником управленческой
ситуации может являться каждая подсистема
производственной организации и
внешней среды (в том числе
их компоненты), а также результат
взаимодействия подсистем и отдельных
компонентов. Для того чтобы производственная
организация устойчиво
КЛАССИФИКАЦИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ
Характеристики ситуаций.
Классифицируя управленческие ситуации, целесообразно исходить, прежде всего, из причин их возникновения, так как возникновение ситуаций обусловлено либо изменениями во внешней среде, либо изменениями в процессе реализации целей организации.
Целевая направленность в
описании деятельности производственной
организации и ее внешней среды
должна быть главной при выявлении
признаков возникающих
Однако существует еще и третий вид процессов, которые условно называют адаптивными или переходными. В таких процессах различаются определенные этапы накопления проблем и знаний, необходимых для их решения. Типичным примером ситуаций, возникающих в переходных процессах, является изменение отдельных свойств продукции.
Проблема описания ситуаций.
Следующий шаг – корректное
описание ситуаций. В этой связи
необходимой найти или
Первым признаком
Приведенная классификация
позволяет описать как
О моделях управленческих ситуаций.
Необходимость моделирования ситуаций обусловлена многообразием факторов, определяющих класс возникающей и развивающейся (в случае несвоевременного разрешения) ситуации. Разработка моделей возникновения и развития управленческих ситуаций позволяет заранее оценивать их возможные параметры и таким образом обоснованно выбирать эффективные пути решения ситуационных задач управления.
Гомоморфизм – это отражение соответствия одного множества элементов (реальной системы) в другое (модель реальной системы), которое обладает свойством однозначности. Иными словами каждому элементу реальной системы соответствует элемент модельной системы. Обратное утверждение неверно: не существует однозначного соответствия между элементами модели и элементами реальной системы.
Учитывая иерархическую
природу возникновения и
Для прогнозирования управленческих
ситуаций, можно использовать основные
положения методологии «
ЦИКЛЫ И МЕТОДЫ РАЗРЕШЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ
В процессе разрешения ситуаций выбирают способ целесообразной деятельности исходя из следующих вариантов: источник ситуации, как и объект воздействия, находится внутри производственной организации; источник ситуации – во внешней среде, а объект воздействия – во внутренней; источник ситуации может находиться как вовне, так и внутри производственной организации, а объект воздействия – во внешней среде.
Выбор определенного вида
деятельности в процессе управления
можно называть выбором стратегии
управления. Под стратегией управления
в данном случае понимается принятие
предварительного решения о выборе
объекта управленческого
Информация о работе Управленческие ситуации и методы их прогнозирования