Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 17:23, доклад
Возникающие в управлении задачи по сути своей являются либо функциональными, либо ситуационными. Функциональные (стабильные) задачи определяются сложившимся разделением труда в производстве и управлении. Ситуационные задачи являются следствием нарушения во взаимодействии специализированных подсистем и элементов производственной организации и следствием воздействия на нее технико-технологических, социально-экономических и региональных факторов, в том числе воздействия, обусловленного их различной динамикой.
Управленческие ситуации и методы их прогнозирования……………3
Функциональные и ситуационные задачи управления…………………….3
Сущность ситуационного подхода к управлению………………………….4
Аналитическая концепция решения ситуационных задач управления…...8
Методы прогнозирования ситуаций………………………………………..10
Алгоритмы формирования процедур управления…………………………11
Источники и причины возникновения управленческих ситуаций….14
Отношения управления……………………………………………………...14
Среда и связи производственной организации…………………………….16
Классификация и моделирование управленческих ситуаций………..17
Характеристики ситуаций…………………………………………………...17
Проблема описания ситуаций……………………………...……………….18
О моделях управленческих ситуаций………………………………………18
Циклы и методы разрешения управленческих ситуаций…………….20
Типология циклов управления……………………………………………21
Методы разрешения ситуаций………………………………………………22
Заключение………………………………………………………………….23
Один из способов определения окружения и облегчения учета влияния внешней среды на организацию состоит в разделении внешних факторов на две основные группы: среды прямого и косвенного воздействия на организацию.
Согласно Элбингу, среда
прямого воздействия включает факторы,
которые непосредственно влияют
на операции организации и испытывают
на себе прямое же влияние операций
организации. К этим факторам относятся
поставщики, трудовые ресурсы, законы
и учреждения государственного регулирования,
потребители и конкуренты. Под
средой косвенного воздействия понимаются
факторы, которые могут не оказывать
прямого немедленного воздействия
на операции, но, тем не менее, сказываются
на них. Сюда можно отнести такие
факторы, как состояние экономики,
научно-технический прогресс, социокультурные
и политические изменения, влияние
групповых интересов и
Аналитическая концепция решения ситуационных задач управления.
Во-первых, возникновение, наличие и проявление системной взаимосвязи элементов производственной организации и ее внешней среды однозначно приводит к выводу о закономерной обусловленности возникновения ситуаций при взаимодействии этих элементов, их качественных и количественных характеристик, а, следовательно, возможна и классификация этих ситуаций.
Во-вторых, реализация предлагаемой концепции в качестве обязательного атрибута включает этап идентификации и анализа каждой конкретной ситуации. Этот анализ позволяет делать выводы как о возможных направлениях развития, так и о тех процедурах, которые необходимы для ее решения.
Исходная (ситуация) при разработке
концепции решения ситуационных
задач управления состоит в следующем:
возникшая или предвидимая
Разработка основных положений концепции в теории и методологическом плане должна осуществляться следующим образом.
В определенной степени самостоятельной
является задача поиска методов, дополняющих
существующую структуру управления
производственной организации ситуационными
элементами, которые позволяют
Основное преимущество ситуационного
подхода состоит в возможности
привязки форм и методов организации
управления к характеристикам
Методы прогнозирования ситуаций.
Методы прогнозирования ситуаций должны обеспечивать возможность предвидения развития ситуаций.
Всевозможные методы и методики прогнозирования делятся на эвристические (использующие мнение экспертов) и математические. Математические методы в свою очередь дифференцируют на методы моделирования процессов развития (необходимое условие при этом – наличие модели процесса) и методы экстраполяции (статистические методы).
Методы экстраполяции находят довольно широкое применение в прогнозировании ситуаций, а именно – в предсказании количественных параметров ситуаций.
Из машинно-ориентированных
методов прогнозирования
Математические методы прогнозирования на основе моделирования процессов развития ситуаций представляют один из наиболее адекватных аппаратов для реализации данного этапа ситуационного управления. С этой целью разрабатывается математическая модель процесса, в основе которой лежит структура реально функционирующей системы. Такие модели разрабатываются, как правило, для оценки глобальных явлений и процессов.
Экспертные методы прогнозирования
развития сложных систем наиболее широко
распространены в такой предметной
области, как прогнозирование научно-
Перспективным методом формирования прогнозных моделей сложных ситуаций и моделей их разрешения является метод «дерева целей», позволяющий давать последующую количественную оценку параметров структурных компонентов ситуации. Большинство подходов, связанных с построением «дерева целей», не содержит процедур или принципов, облегчающих построение «деревьев». Построение «деревьев целей» концентрирует внимание на тех событиях, которые должны осуществляться для наступления желаемого конечного события, т.е. этапа разрешения ситуаций. При всех достоинствах этого метода, он, тем не менее, не отражает те причины и проблемы, которые являются источниками возникновения ситуаций или препятствуют их разрешению. Не учитываются структурные горизонтальные и вертикальные связи управления, необходимые как для прогнозирования ситуаций, так и для выработки решений.
В этой связи целесообразным
является использование некоторых
методов теории надежности, применяемых
при прогнозировании отказов
сложных систем. Одним из методов,
эффективно решающих эту проблему,
является метод «дерева неполадок».
Он основан на сочетании экспертных
оценок (на стадии построения структуры
причинно-следственного «
«Дерево неполадок» строится
в результате экспертной процедуры
и показывает, каким образом конечное
событие (вершина «дерева») может
возникнуть из последовательностей
и комбинаций отказов элементов
системы. После разработки «дерева
неполадок» выясняется процедура его
качественного анализа –
Однако построение логико-сетевой
модели в виде «дерева неполадок»
с последующим качественным его
анализом базируется на предположении
об одновременном наступлении
Алгоритмы формирования процедур управления.
Другой элемент аналитической концепции решения ситуационных задач управления – методы формирования процедур решения проблемных ситуаций. Обычно выделяют два наиболее характерных подхода.
Первый подход предлагает следующую процедурную схему: получение и подготовка данных, формулировка проблемной ситуации, постановка задачи, разработка модели и метода решения, разработка альтернатив, прогноз и оценка, определение критериев выбора, выбор, оформление решения. Логически эта схема не имеет недостатков, однако она остается лишь общим алгоритмом решения проблемы до тех пор, пока отсутствует механизм связи характеристик ситуаций (проблем) с разработкой моделей их разрешения, видов процедур, используемых при их построении критериев и т.д.
Другая рассматриваемая блок-схема состоит из 12 этапов: 1) обнаружение проблемной ситуации; 2) постановка задачи; 3) подготовка к принятию решения; 4) разработка альтернатив; 5) выбор лучшей альтернативы; 6) принятие решения по подготовке реализации программы действия; 7) согласование решения; 8) утверждение решения; 9) подготовка системы к реализации решения; 10) подготовка программ реализации решения; 11) управление реализацией решения; 12) оценка эффективности решения.
Характерной особенностью приведенной выше схемы является возможность ее детализации в зависимости от ряда факторов, влияющих на процедуру решения проблемы (появление новых проблем, введение новых критериев, учет уровня знаний руководителя и т.д.). Эта схема показывает, что процедура включает не одно, а целый комплекс взаимосвязанных решений подчиненных главной задаче – разрешению проблемной ситуации. Вместе с тем некоторые этапы реальных процедур, связь признаков возникающих ситуаций с формой процедуры и ряд других вопросов не отражены в схеме.
Таким образом, несмотря на то, что алгоритмические схемы процедур решения ситуационных задач разработаны достаточно хорошо, они не связаны с характеристиками управленческих ситуаций, циклами управления, его информационной базой.
ИСТОЧНИКИ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ УПРАВЛЕНИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ
Информация о работе Управленческие ситуации и методы их прогнозирования