Управленческие роли менеджера

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 13:42, реферат

Описание работы

Менеджер – это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи. Можно утверждать, что менеджеры являются ключевыми людьми в организации. Однако не все менеджеры играют одинаковую роль и занимают одина

Содержание

1.Введение.
2.Основные роли менеджера.
3. Управленческие роли менеджера.
4. Работы Генри Минцберга.
5.Ицхак Адизес. Взаимосвязь ролей менеджмента.
6. Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

р м.docx

— 39.40 Кб (Скачать)

1.Введение.

2.Основные роли менеджера.

3. Управленческие роли менеджера.

4. Работы Генри Минцберга.

5.Ицхак Адизес. Взаимосвязь ролей менеджмента.

6. Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Менеджер – это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи. Можно утверждать, что менеджеры  являются ключевыми людьми в организации. Однако не все менеджеры играют одинаковую роль и занимают одинаковые позиции  в организации. Также далеко не одинаковы  задачи, решаемые различными менеджерами, и, наконец, функции, выполняемые отдельными менеджерами, тоже различны.

Организация  не может  существовать без менеджеров, ибо  они:

-обеспечивают выполнение  организацией ее основного предназначения;

-проектируют и устанавливают  взаимодействие между отдельными  операциями и действиями, выполняемыми  в организации;

-разрабатывают стратегии  поведения организации в изменяющемся  окружении;

-обеспечивают служение  организации интересам тех лиц  и учреждений, которые ее контролируют;

-являются основным информационным  звеном связи организации с  внешней средой;

-несут формальную ответственность  за результаты деятельности организации;

-официально представляют  организацию на церемониальных  мероприятиях.

 

 

 

 

 

 

 

Менеджеры играют в организации  множество различных ролей, из которых  можно выделить три ключевые. Роли, связанные с принятием решений. Менеджер определяет направление роста организации. При этом он изыскивает для этого возможности как внутри организации, так и за ее пределами; разрабатывает и запускает проекты по совершенствованию, приносящие изменения; контролирует разработку определенных проектов. Когда организация сталкивается с неожиданными нарушениями, менеджер отвечает за корректировочные действия. Он отвечает за распределение всевозможных ресурсов организации. Представляет организацию на всех значительных и важных переговорах.

Информационные роли. Менеджер собирает разнообразную информацию (в основном текущую) специализированного характера о внешней и внутренней среде организации, которую использует в интересах своего дела; выступает как нервный центр внутренней и внешней информации, поступающей в организацию. Распределяет полученную информацию в виде фактов и нормативных установок между подчиненными, разъясняет политику и основные цели организации. Передает информацию для внешних контактов организации относительно планов, политики, действий, результатов работы организации, действует как эксперт по вопросам данной отрасли. Межличностные роли. Менеджер – символический глава, в обязанности которого входит выполнение обычных обязанностей правового и социального характера. Отвечает за мотивацию и активизацию подчиненных на достижение целей организации, координирует их усилия, отвечает за набор, подготовку работников.  

 

 

 

 

Тема управленческой роли менеджера является актуальной и для современной науки управления. Считается, что в группе существуют три потребности – потребность в выполнении задачи, потребность в сохранении коллектива и индивидуальные потребности отдельных членов группы. Таким образом, образуются три плотности для исследования: деятельность организации, группа и личность. Все существующие подходы к описанию личности менеджера можно сформировать вокруг этих трех направлений. 
Традиционным подходом, возникшим раннее других, является личностно-психологический. Он сформировался вокруг описания личностных черт управляющего, или лидера. Работы на эту тему можно встретить еще в начале ХХ века. В 70-х годах Ральфом Стогдиллом был выпущен справочник, в котором дается подробное описание психолого-личностных представлений о менеджере.

В организационно-психологическом подходе исследования фокусируются на деятельности и на управленческой роли менеджера. Так Е.Емельянов и С.Поварницына («Психология бизнеса») рассматривают роли менеджера в развивающейся организации. Подход, предложенный авторами, состоит в том, что существует цикличность развития организации. В развивающейся организации каждая из четырех ролей: предприниматель, менеджер, инвестор и лидер, постепенно и последовательно актуализируются как некий набор ролей, обязательно встречающихся в бизнес-процессе.

В социально-психологическом подходе  исследования фокусируются на группе и групповых процессах. Здесь  возникает представление о профессионально-управленческих ролях менеджера, как свойствах  тех процессов, что встроены в  управленческую деятельность. Выделяются четыре профессионально-управленческие роли: управленец, организатор, администратор и руководитель. 

Роль управленца возникает при анализе управленческой ситуации. Что значит проанализировать ситуацию? 

Во-первых, определить границы каждой ситуации. Границы ситуации задаются событием, которое ограничивает одну ситуацию от другой. Появление следующего события задает следующую границу и ситуацию. 
Во-вторых, ситуация может быть описана в виде процессов. Проанализировать ситуацию – значит увидеть процессы в ситуации и определить их исходы.

Управленческие роли менеджера  – это роль аналитика, проникающего в суть окружающих его процессов. Человек, владеющий этой ролью, определяет стратегические направления развития организации через прогноз процессов вовне и внутри организации.

Инструментом управленца является программирование.

Программирование – это умение многовероятностно формулировать возможное развитие событий. Среди ключевых компетентностей управленца, есть такие, как гибкость и нестандартность мышления, стратегичность, мотивация достижения, готовность к изменениям.

Рассказывают историю, что путешественники, возвращаясь из джунглей в Европу, наблюдали маленького зверька –  мангуста. Они описывали его странное поведение - мангуст по многу часов  в день проводил на лужайке, выделывая  различные пируэты и кувырки. Путешественники не могли понять, чем же этот зверек занимается.

Норберт Виннер, основатель кибернетики, впоследствии дал свою интерпретацию  тому, что называлось «танцем мангуста». Он предположил, что зверек таким образом ведет бой с воображаемой коброй. Причем ведет его так, что всегда побеждает. Встреча с настоящей коброй для него лишь один из частных случаев того, что им было проиграно раньше. Поэтому мангуст всегда выигрывает.

Итогом анализа является представление  о различного рода исходах в ситуациях. Следующий шаг - это определение того, что из этого можно рассматривать как цели, принятие решение об их достижении. В управленческой роли менеджера появляется целеопределение, целеполагание. Управленец отвечает на ключевой вопрос: «Что?»

Носители роли управленца – люди, которые способны через развитие креативности, через развитие особых свойств интуиции и импровизации, предвидеть будущие события. Люди аналитичные, процессуальные, они оказываются  лучше подготовленными к будущему, чем другие.

Вот как отзываются такого рода управленцы о финансовом кризисе в России девяносто восьмого года. Еще задолго  до начала кризиса они проигрывали  разные варианты событий и спрашивали себя, как они будут готовы к  ним. Когда управленцев такого рода спросили уже после августовских событий: «Это наверно как ушат ледяной  воды на голову?», они ответили «Да  пожалуй, но…после выхода из парной». Те, у кого не было этой парной, могли  серьезно и надолго заболеть.

После определения управленческой роли менеджера, возникает вторая его роль – роль организатора. Что делает носитель этой роли?

Перед ним имеется набор тех  или иных целей, которые должны быть превращены в результат. С точки  зрения особенностей мыслительных процессов  он движется в обратную сторону: от представления о будущем результате к сегодняшнему состоянию. То есть организатор  представляет, как должен выглядеть  результат, после этого определяется с помощью каких шагов, средств  и способов он может получить его. Ключевой вопрос роли организатора –  это вопрос: «Как?». После ответа на этот вопрос, он может сказать, реализация какой функции приведет к какой  структуре организации. 
Инструментом организатора является проектирование, структурирование, как описание пошагового движения к результату. Структурируя ситуацию, организаторы создают паттерны, гештальты из имеющихся и не существовавших ранее элементов.

Если вы хотите узнать, есть ли у  человека организаторские способности, попросите его по телефону рассказать, как его найти. Или написать инструкцию для пользования ситечком для  чая для того, кто не знает, что это такое (особенно, хорошо инопланетянину). Человек, который объяснит вам так, что вы сразу найдете то место, где он находится, или поймете, как пользоваться ситечком для чая, владеет определенными способностями.

Ключевые компетенции организатора - динамичность мышления, ориентация на результат, фасилитирование групповых  процессов, эффективность взаимодействия с людьми, гибкость в общении.

Следующая роль, в структуре управленческих ролей менеджера – это роль администратора. Цель администратора – оперативное управление, поддержание бизнес-процессов и организационной структуры в режиме функционирования.

Ведущая деятельность – контроль, администрирование, распределение  ресурсов и определение сроков. Что  является необходимым для роли носителя роли администратора? Умение контролировать и вести административный вид  управленческой деятельности.

Для администратора все абсолютно  вещественно. Есть ресурсы и ими  можно распоряжаться. Эмоции здесь  не в счет. В этом смысле понимание  такой умственной собственности, как  распоряжение является ключевым для  администратора. Ключевые компетенции  носителя роли администратора: системность  мышления, способность планировать, ориентация на конкретный результат, способность  вести переговоры и ответственность  важны для процесса администрирования.

Деятельность администратора по функции  напоминает посадочные огни для самолета. Самолет садится в темное время, и пилот видит только эти огни. Если их не будет, то вряд ли самолет  вовремя и в нужном месте безопасно  приземлится.

Но если закончить на данном этапе, то не было той роли, что непосредственно  связана с выполнением деятельности и конкретными людьми.

Поэтому четвертая управленческая роль менеджера – это роль руководителя, или лидера. Его задача в сценировании реализовать конкретную идею.

Для него ведущей деятельностью  является мотивация других людей. Руководитель объединяет ресурсы в рамках целей  посредством организации совместной деятельности людей. Часто носитель данной роли выступает в качестве некоего эталона, примера того, как может что-то делаться.

Эффективность взаимодействия с людьми - отличающая особенность тех компетентностей, которые являются ключевыми. Для  руководителя также важны инициативность, энергичность, способность эмоционально воздействовать на людей и руководить группой. Инструментом руководителя является сценирование. По сути, он работает через  создание событий.

Пример Мишеля Идальго как руководителя, тренера французской сборной  по футболу, является показательным  в данном случае. В начале восьмидесятых  годов его команда потрясла всех. Никогда французы не отличались в  этом виде спорта за последние сто  лет, но вдруг игра стала великолепной и эстетически красивой. Мишель Идальго  являлся создателем команды. Это  была его затея, его замысел, как  проектировщика. В одном из многочисленных интервью ему был задан вопрос, за счет чего получилась такая команда. Ответ был потрясающ – Мишель Идальго сказал: «Вы знаете, последние  два с половиной года я занимался  только одним делом с командой. Я каждый день, как мы встречались, делал только одно - я их приучал  к мысли, что у кого мяч, тот  и лидер».

 

 

        

 

 

 

          В своих работах Генри Минцберг выделяет 10 ролей, которые принимают на себя руководители в различные периоды и в различной степени.

Эти роли классифицированы в рамках трех крупных категорий: межличностные роли, информационные роли и роли по принятию решений. Опираясь на проведенные многочисленные исследования, Минцберг указывает, что роли взаимозависимы и взаимодействуют для создания единого целого.

Межличностные роли вытекают из полномочий и статуса руководителя в организации и охватывают его сферу взаимодействия с людьми. Это роль главного руководителя, который традиционно выполняет обязанности правового и социального характера. Роль лидера делает менеджера ответственным за мотивацию подчиненных, а также за набор, подготовку кадров и сопутствующие этим аспектам вопросы. Обеспечивая работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают услуги, менеджер играет роль связующего звена.

Межличностные роли делают руководителя пунктом сосредоточения информации, что придает ему информационные роли, и превращает его в центр обработки информации. Постоянно собирая разнообразные сведения специализированного для своей работы характера, поступающие как из внешней среды, так и изнутри организации, менеджер играет роль приемника информации. Менеджер, получая разнообразную информацию от внутренних и внешних источников, часть которой носит фактический характер, а часть требует обсуждения и интерпретации для принятия решения, передает ее и играет роль распространителя информации. Передавая информацию для внешних контактов организации (путем публичных устных и письменных выступлений) по проблемам данной отрасли, относительно планов и политики действий, а также результатов работы организации, менеджер играет роль представителя.

Исполняя межличностные  и информационные роли, руководитель играет также роли, связанные с принятием решений:предпринимателя, распределителя ресурсов.Предприниматель изыскивает возможности улучшения, совершенствования деятельности как внутри самой организации, так и за ее пределами и контролирует разработку определенных проектов. Распределитель ресурсов отвечает за составление и выполнение программ, бюджетов и графиков, связанных с координированным и рациональным использованием материальных, людских и финансовых возможностей. Устранителъ нарушений отвечает за корректировочные действия, когда организация оказывается перед необходимостью серьезных изменений, вследствие нарушений выполнения стратегических и текущих программ действий. Ведущий переговоры ответственен за представительство организации на всех значимых переговорах.

Все перечисленные 10 ролей, взятые вместе, определяют объем и содержание работы менеджера, независимо от характера деятельности конкретной организации.

Не все авторы согласны с Минцбергом в части  его определений и классификаций управленческого труда. Нет единого описания работы менеджера, которое устаивало бы всех в отношении содержания, ролей и функций управленческого труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

Характерные типы менеджеров

Тип менеджера

Основной принцип деятельности

Характерные черты

1

2

3

Менеджер-патерналист

Быть справедливым, но твердым

Играя роль «главы семьи» по отечески относится к работникам. При положительной реакции большинства работников это приводит к повышению производительности труда

Менеджер-маклер

Делать все  возможное, чтобы смягчить недовольство работников

3 условиях кризиса, когда  предприятия страдают от перепроизводства товаров, менеджеры умеющие сбывать продукцию обеспечивают движение производства.

Менеджер-организатор

Чтобы принимать эешения, необходимо учитывать мнение большого круга людей

Крупное предприятие делает невозможным единоличное управление производством. Возникает необходимость управленческих советов. Руководителем зачастую становится не основатель производства, а специалист со стороны

Менеджер-дипломат

Основная часть рабочего времени используется для установления и развития человеческих контактов

Велика роль менеджеров в посреднической деятельности. Большую  часть времени менеджеры посвящают углублению деловых связей, заключению сделок, разрешению споров, улаживанию отношении с властями. Все это требует от менеджера дипломатических способностей

Менеджер-лидер

Чтобы эффективно управлять, нужно эыть способным вести за собой людей, г.е. быть лидером

Лидерские функции  менеджера складываются из двух компонентов - профессионально-технократических и эмоционально-личностных

Менеджер-воспитатель

Степень воспитанности, высокая нравственность работников является одним из решающих условий роста экономического прогресса

По мере усложнения производственных процессов возрастают требования к персоналу. Возрастает потребность в повышении технологической эрудиции работников, совершенствовании нравственных сторон их жизнедеятельности. Обладание этими воспитательными способностями необходимо для менеджера, претендующего на успех

Менеджер-инноватор

Внедрение инноваций в современных условиях является одним из важнейших условий успеха предприятия на рынке

Значительно быстрее  можно повысить производительность труда и качество продукции на базе принципиально новой техники и технологии, чем постоянно «латать заплаты на изношенном оборудовании» и экономить на введение новшеств

Менеджер-человек

Менеджер — не машина, ничто человеческое ему не чуждо

У каждого менеджера  свой характер, состоящий из совокупности многих поведенческих черт, не все из которых способствуют выполнению менеджерских функций. Менеджер должен обладать умом, образованностью, техническими знаниями, силой, тактичностью, энергичностью, решительностью, честностью, рассудительностью и др.

Менеджер-управляющий

В условиях, когда  власть не безраздельна, от менеджера требуется проявление, как твердости, так и известной мягкости

Менеджер-управляющий  должен быть честным, верным своему слову, иметь высокую профессиональную подготовку, владеть навыками делового общения, обладать мастерством оратора, консультанта, педагога и психолога


Информация о работе Управленческие роли менеджера