Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 11:39, контрольная работа
В XX веке Россия дважды совершала крупномасштабный переход от одного типа общества к другому. В 1917 г. она перешла от капитализма к социализму, а в 1991 г. совершила обратное движение — от социализма к капитализму. В том и в другом случае глобальный переход представлял собой, прежде всего, управленческую революцию. Изменение социальных и экономических устоев общества в 1917ив1991гг. происходило «сверху» и представляло собой не естественноисторическое развитие, а планируемый и управляемый политической элитой переворот.
Управленческие революции в России…………….………………………3
Вклад в развитие менеджмента супругов Гилберт………………..……..7
Основные этапы формирования менеджмента в США…………...……..9
Список использованной литературы………………………………………..12
Содержание:
Список использованной
литературы………………………………………..12
Попытаемся рассмотреть события, произошедшие в нашей стране в течение последних 80 лет, сквозь призму МР.
В XX веке Россия дважды совершала крупномасштабный переход от одного типа общества к другому. В 1917 г. она перешла от капитализма к социализму, а в 1991 г. совершила обратное движение — от социализма к капитализму. В том и в другом случае глобальный переход представлял собой, прежде всего, управленческую революцию. Изменение социальных и экономических устоев общества в 1917ив1991гг. происходило «сверху» и представляло собой не естественноисторическое развитие, а планируемый и управляемый политической элитой переворот.
В первой и во второй управленческой революциях выгоды от переворота получила прежде всего небольшая группа людей, стоящая у власти. В 1917 г. это была большевистская элита, ориентированная на установление диктатуры пролетариата и отвергавшая ценности западного общества, а в 1991 г. — демократическая элита, отвергавшая ценности большевизма и пытавшаяся установить в стране политический плюрализм западного типа.
Таким
образом, первая и вторая управленческая
революции совершались с
Через некоторое время (примерно 5—7 лет) в правящей элите намечался серьезный отход от провозглашенных целей и идеалов. В.Ленин повернул от идеалов коммунизма к принципам капитализма и провозгласил новую экономическую политику (НЭП). Б. Ельцин через такое же количество лет отошел от шоковой терапии и повернул к новой социальной политике. В ее основе лежали принципы, которых придерживались коммунисты.
Таким
образом, после первой и второй управленческих
революций оппозиционное
Как только в управленческой элите происходил перелом в сторону прагматизма, немедленно открывались курсы повышения квалификации и обучения менеджеров основам науки управления. В начале 20-х годов В.Ленин открыл в стране около 10 научных институтов менеджмента и НОТ, которые в течение 5—7 лет совершили ряд выдающихся научных открытий и приобщили тысячи руководителей к принципам западного менеджмента. В начале 90-х годов при косвенной поддержке Б.Ельцина в России открылись сотни школ бизнеса и менеджмента, в которых тысячи русских менеджеров познакомились с современными достижениями западного менеджмента. Десятки и сотни менеджеров отправились на стажировку в Европу и США.
Управленческие
революции происходили и в
других странах мира. В 1941 г. Бернхайм
описал процесс вытеснения класса капиталистов-собственников
классом менеджеров-
В США
управленческая революция обозначала
отделение собственности от контроля
над производством, вытеснение капиталистов
менеджерами с ключевых позиций
в обществе. Что происходило в
России в 1917г.? Большевики отстранили класс
капиталистов от контроля над производством
и поставили управлять
В результате
управленческой революции 1991 г. государственная
власть стала вновь частной. Произошел
обратный переворот: в Россию вернулся
класс капиталистов-
Таким образом, в результате второй управленческой революции контроль над производством перешел от наемных работников, роль которых при Советской власти выполняли партийные чиновники, к частным собственникам. Этот процесс противоположен описанному Бернхаймом. Цели и объективные результаты второй управленческой революции в России были прямо противоположны целям и результатам первой управленческой революции. Однако содержание первой и второй революций оставалось одним и тем же — переход политической и экономической власти от одной части управленческой элиты к другой.
Ни первая, ни вторая революции в России не привели к созданию рыночного общества западного типа. Несмотря на то, что в ходе первой и второй революций кадровый состав управленческой элиты обновлялся на 70—80%, принципы и методы руководства экономикой и людьми оставались старыми.
Таким образом, при всех управленческих революциях в России сохранялась преемственность типа управления, методов и приемов управления, но не сохранялась преемственность кадрового состава. Ни одна управленческая революция не разрушила традиций косности и рутины, которые складывались на протяжении тысячи лет в русском менталитете руководителей и которые превратились в устойчивую традицию.
Итак, мы
рассмотрели пять управленческих революций,
коснувшись судьбы России. Не все значительные
события в истории менеджмента
попадают под наименование «революция».
К примеру, первые школы управленцев
зародились еще в Древнем Египте,
хотя о профессиональной подготовке
менеджеров стали говорить лишь в XX
веке. Возможно, египетские школы чиновников
и не произвели революции в
менеджменте, но они, несомненно, заслуживают
нашего внимания.
Супруги
Френк и Лилия Гилберт
Л.
Гилберт положила начало
Важным вкладом этой школы было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Тейлор и его современники фактически признавали, что работа по управлению — это определенная специальность, и что организация в целом выиграет, если каждая группа работников сосредоточится та том, что она делает успешней всего.
Эта школа занималась повышением эффективности на уровень ниже управленческого, так называемом внеменеджерском уровне. Идеи, заложенные школой научного управления, были развиты и применены к управлению организаций в целом, прежде всего, представителями административной школой управления.
Административная или классическая школа
(1920—1950)
Развитие этой школы происходило по двум направлениям - рационализация производства и исследование проблем управления. Главной заботой представителей этой школы была эффективность применительно к работе всей организации в целом. Целью этой школы было создание универсальных принципов управления.
Супруги
Френк и Лилиан
Гилберт занимались вопросами рационализации
трудовых процессов на основе микроэлементного
нормирования. При помощи кинокамеры и
изобретенного Френком Гилбертом микрохронометра
им удалось выделить и описать 17 основных
движений кисти руки каменщика. Таким
образом, независимо от Ф.Тейлора Гилберты
разрабатывали методы изучения затрат
рабочего времени. В результате их исследований
и разработок хронометраж приобрел тот
вид, в котором и сегодня очень часто используется
в практике современного тайм-менеджмента
для повышения эффективности организации
рабочего дня.
За всю
историю существования
Однако,
опыт ведения бизнеса и
Менеджмент
как социально-экономическое
В 1886 г.
бизнесмен Г. Таун выступил на собрании
Американского общества инженеров-механиков
с докладом «Инженер как экономист»,
в котором впервые ставилась
проблема необходимости менеджмента
как профессионального вида управленческой
деятельности. В 1910 г. представитель
американских фрахтовых компаний Луис
Брандейс впервые ввел в обиход понятие
«научное управление». А в 1911 г. вышла
в свет работа Ф.У. Тейлора «Принципы
научного управления», который, как
уже говорилось, по праву считается
основателем теории современного менеджмента
и системы «научного