Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 19:32, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение процессуальной организации процесса принятия управленческих решений, а также изучение методов и моделей принятия управленческих решений.
Задачи:
Провести обзор научной психологической, социально - психологической литературы по данной тематике.
Раскрыть понятие управленческого решения, его структуры, видов.
Рассмотреть методы и модели принятия управленческих решений.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..……3-4
Глава I. Психологические аспекты принятия управленческих решений.....4-23
Понятие управленческого решения и его виды……………………………..4-14
Отличительные особенности управленческого решения………………….14-16
Психологические аспекты принятия управленческого решения и характеристика их процессуальной организации……………………..…...16-23
Глава II. Методы и модели принятия управленческих решений……...…..24-35
2.1. Методы принятия управленческих решений……………………...…...24-27
2.2. Модели принятия управленческих решений…………………………..27-35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....36-37
РЕЗЮМЕ…………………………………………………………………………38
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………..…….39
ПРИЛОЖЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава I. Психологические аспекты принятия управленческих решений.....4-23
Понятие управленческого решения и его виды……………………………..4-14
Отличительные особенности управленческого решения………………….14-16
Психологические аспекты принятия управленческого решения и характеристика их процессуальной организации……………………..…...16-23
Глава II. Методы и модели принятия управленческих решений……...…..24-35
2.1. Методы принятия управленческих решений……………………...…...24-27
2.2. Модели принятия управленческих решений…………………………..27-35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
РЕЗЮМЕ………………………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Одной из характерных особенностей современного менеджмента является необходимость высокого профессионального уровня управленца, возросшая интеллектуализация управленческого труда. Основное предназначение менеджера - обеспечить эффективное функционирование, устойчивое развитие или выживание организации.
Руководителям различных предприятий приходится перебирать многочисленные комбинации потенциальных действий для того, чтобы найти правильное действие для данной организации в данное время и в данном месте. По сути, чтобы организация могла четно эффективно работать, руководитель должен сделать серию правильных выборов из нескольких альтернативных возможностей.
Разработка управленческого решения - один из наиболее важных управленческих процессов. От его эффективности в значительной степени зависит успех дела. Только профессиональный менеджер владеет технологиями выработки, принятия, реализации управленческих решений, без которых эффективное управление организацией в сложной экономической обстановке практически невозможно.
Грамотное профессиональное управление реагирует в виде управленческих решений, прежде всего на появление нового, на особенные ситуации в экономической, политической, социально - психологической сферах. Необходимость в управленческом решении возникает там, где складывается противоречивая ситуация.
Решение в сфере управления представляет собой обдуманный вывод о необходимости осуществить какие-то действия (либо наоборот, воздержаться от них), связанные с достижением целей организации и преодолением стоящих перед ней проблем. Это процесс выбора из множества имеющихся альтернатив наиболее предпочтительной для решения возникшей проблемы. Проблема представляет собой сложный теоретический вопрос или практическую ситуацию, не позволяющие в данных условиях получить желаемый результат. Такое несоответствие преодолевается путем принятия управленческого решения. Процесс принятия решения при кажущейся простоте очень непрост. В нем достаточно много тонкостей и подводных рифов, хорошо знакомых профессиональным менеджерам. Известное мнение о том, что принять решение легко - трудно принять хорошее решение, лишь подчеркивает сложность процесса разработки решения.
Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности. Образно говоря, принятие решений можно назвать «центром», вокруг которого вращается жизнь организации.
Ответственность за принятие важных решений - тяжелое моральное бремя, что особенно ярко проявляется на высших уровнях управления. Поэтому руководитель, как правило, не может принимать непродуманных решений. Именно это определяет научную актуальность исследуемой темы.
Объектом исследования является психологические аспекты принятия управленческих решений.
Предмет исследования - процессуальная организация принятия управленческих решений.
Целью курсовой работы является изучение процессуальной организации процесса принятия управленческих решений, а также изучение методов и моделей принятия управленческих решений.
Задачи:
Провести обзор научной психологической, социально - психологической литературы по данной тематике.
Раскрыть понятие управленческого решения, его структуры, видов.
Рассмотреть методы и модели принятия управленческих решений.
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Понятие управленческого решения и его виды
Управленческое решение -- совокупный результат творческого процесса субъекта и действий коллектива объекта управления, направленный на разрешение конкретной ситуации, обусловленной функционирующей системой. Оно определяет, какие действия необходимо предпринять в фактических или проектируемых условиях.
Принятие решений долгое время
считалось основной обязанностью руководящей
элиты. В основе этого процесса лежит выбор
направления деятельности в условиях неопределенности,
а умение работать в условиях неопределенности
представляет собой основу процесса принятия
решений. Если бы не было неопределенности
в том, какое направление деятельности
следует выбрать, не нужно было бы и принимать
решение. Большинство современных исследователей
менеджмента сходятся во мнении, что управление
следует понимать, прежде всего, как принятие
решения.
Таким образом, эффективность производства
определяется эффективностью управления,
а эффективность управления - эффективностью
принятия решения. Именно за это умение,
ограничиваемое сферой компетенций, менеджеру
платят работодатели. Следовательно, успешность
менеджера скрыта в секретах искусства
принятия решения.
Основной принцип управления - единоначалие. Суть его в том, что власть, право решения, ответственность и возможности контролировать процессы и отношения в организации предоставляются только одному должностному лицу. Соответственно руководитель -- лицо персонифицирующее ответственность, власть и право контроля. Отношения единоначалия во многом формируют иерархическую пирамиду организации.
Говоря о проблемах организации, нельзя обойти вниманием и такую важную проблему, как принятие управленческих решений.
Данная проблема занимает одно из центральных мест в социологии организации. Многие социологи и специалисты по теории управления, считая организацию инструментом управления, начиная с М. Вебера, прямо связывают её деятельность в первую очередь с подготовкой и реализацией управленческих решений. Качеством таких решений во многом обусловлена эффективность управления. Интерес социологов к этой проблеме обусловлен тем, что в решениях фиксируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления организацией. Через них преломляются цели, интересы, связи и нормы.
Принятие решения представляет собой сознательный выбор среди имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желаемым состоянием организации. Таким образом, данный процесс включает в себя много различных элементов, но обязательно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения.
Существуют множество разнообразных точек зрения в социологической литературе на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с неё и т.п. оправданной представляется точка зрения, согласно которой, к управленческим следует относить лишь те решения, которые затрагивают отношения в организации.
Управленческие решения, таким образом, всегда связаны с изменениями в организации, их инициатором обычно выступает должностное лицо или соответствующий орган, несущий полную ответственность за последствия контролируемых или реализуемых решений. Границы компетенции, в рамках которой он принимает решение, чётко обозначены в требованиях формальной структуры. Однако число лиц, привлекаемых к подготовке решения, значительно больше числа лиц, облеченных властью.
Управленческое решение - это творческий акт, направленный на устранение проблем, которые возникли на субъекте управления (организация, фирма и т.д.). Описать математическим языком творческий процесс невозможно. Но основные принципы технологии принятия решения уже давно разработаны. Данный процесс лежит в основе планирования деятельности организации. План - это набор решений по размещению ресурсов и направлению их использования для достижения организационных целей.
Подготовка управленческих решений в современных организациях нередко отделена от функции их принятия и предусматривает работу целого коллектива специалистов. В «классической» теории управления она, как правило, является функцией штабных служб.
Все существующие разновидности реализации функции принятия решения нельзя проклассифицировать лишь по какому-либо одному признаку. Это можно сделать только на базе ряда критериев.
Ключевое значение для характеристики всей системы управленческих решений имеет понятие организационного решения. Это -- выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Эти решения играют важнейшую роль в управленческой деятельности, но не исчерпывают всего их многообразия
Организационные решения подразделяются на две основные категории: запрограммированные и незапрограммированные. Запрограммированные решения имеют основные особенности: они принимаются в ситуациях, которые могут быть предвидены заранее, в силу чего к ним можно было подготовиться (в той или иной мере); они, как правило, реализуются в стандартных ситуациях, непосредственно связанных с основными задачами и сферами деятельности организации, поэтому им присуща достаточная определенность условий и исходных посылок; для них характерен более или менее известный, определенный набор возможных альтернатив преодоления, а сами решения сводятся, таким образом, лишь к выбору из них, но не требуют генерации новых вариантов; сам процесс решения и в первую очередь фаза оценки альтернатив развертывается по четким, а часто -- формализованным (математическим) правилам и носит алгоритмизированный характер; принимаемые решения характеризуются поэтому минимальным риском и относительной ясностью путей реализации решения.
Незапрограммированные решения имеют те же особенности, но с «обратным знаком». В практике управления гораздо чаще встречаются решения, частично являющиеся запрограммированными, а частично -- незапрограммированными, т.е. комбинированные решения.
Другая важнейшая классификация
нормативных решений предполагает разделение
их видов в зависимости от того, при реализации
какой функции управления они осуществляются.
По этому признаку выделяются: целевые,
прогностические, плановые, мотивирующие,
контрольные, организационные, коррекционные,
производственно-
По признаку исходной неопределенности ситуации управленческих решений и соответственно процессы выбора в них подразделяются на структурированные и неструктурированные («хорошо определенные» -- well-defmited и «плохо определенные»). Первые отличаются от вторых по трем основным признакам: субъект располагает в них всей необходимой и достаточной информацией для решения; заранее (априорно) известен набор альтернатив выхода из ситуации; для каждой альтернативы известны наборы «выигрышей» и «проигрышей», к которым приведет ее принятие, т.е. система последствий.
С этой классификацией связано разделение управленческих решений на детерминистские и вероятностные. Первые имеют место, как правило, в структурированных ситуациях. Они характеризуются, во-первых, использованием в их подготовке нормативных процедур, а во-вторых, направленностью на максимальное устранение элементов риска из их процесса. Вторые, наоборот, характеризуются использованием «мягких» -- ненормативных процедур выработки, а часто -- интуитивных средств и вполне допускают риск как необходимый параметр итогового решения.
Другая классификация базируется на психологическом критерии и включает три типа решений: интуитивные решения; решения, основанные на суждениях; рациональные решения. Интуитивные решения отличаются тем, что в них вообще не представлены те этапы, которые были рассмотрены выше и, в частности, этап осознанной оценки -- «взвешивания» альтернатив. Решение, основанное на суждениях, -- это выбор, обусловленный знаниями и прошлым опытом. Субъект выбирает ту альтернативу, которая принесла ему успех в прошлом. Эти решения обозначаются иногда как репродуктивный тип решений. В отличие от них рациональные решения не имеют непосредственной опоры только на прошлый опыт как «здравый смысл», а принимаются на основе последовательности нормативных аналитических процедур, которые были рассмотрены при характеристике основных этапов процесса управленческого решения.
Различия форм решения по параметру «интуитивности-рациональности» отчетливо проявляются и в следующей классификации видов принятия решения -- по признаку их инновационное. Согласно этому основанию, дифференцируются рутинные, селективные, адаптационные и инновационные решения. Рутинные решения сводятся лишь к распознаванию проблемы и ее преодолению хорошо известным способом. Селективные решения предполагают выбор одного из ряда известных способов. Адаптивные решения требуют изменения известных способов с учетом особенностей ситуации. Инновационные решения имеют место тогда, когда ситуация не может быть преодолена каким-либо известным способом и требуется создание принципиально нового способа ее решения.
По признаку содержания также выделяются запрещающие, разрешающие и конструктивные решения. Суть первых двух ясна по определению -- они либо дают «добро», либо «накладывают вето» на предложения снизу. Конструктивные же решения -- те, в которых руководитель не столько санкционирует или запрещает предложенный ему другими вариант, а разрабатывает и предлагает его сам.
Наиболее обобщающей типологией форм управленческих решений является их разделение на две основные категории: индивидуальные и коллегиальные. Управленческие решения могут приниматься как результат индивидуального труда руководителя. Они при этом реализуются как бы автономно от группы (организации), хотя и при сохранении ее влияния на решения. Однако управленческие решения очень часто принимаются в совместной -- коллегиальной форме. Характерно, что во многих случаях коллегиальная форма принятия решений предписывается нормативно: даже если руководитель хочет принять эти решения лично, он не вправе этого сделать.