Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 00:49, контрольная работа
Данная цель поставила перед нами необходимость изучения основных литературных источников для решения следующих теоретических задач:
При анализе литературы по теме были использованы такие источники, как монографии отечественных и зарубежных авторов, учебники и учебные пособия, посвященные теоретическим вопросам темы.
Введение
1. Сущность процесса управления. Место управленческого решения в процессе управления
2. Определение управленческого решения. Функции решений
Тесты
Заключение
Список использованной литературы:
Введение
1. Сущность процесса управления. Место управленческого решения в процессе управления
2. Определение управленческого решения. Функции решений
Тесты
Заключение
Список использованной литературы:
Решения – это часть повседневной жизни. Большинство из них принимается рефлекторно. Решение – это сознательный выбор того, как себя вести или мыслить определенным образом в данных обстоятельствах. Если выбор сделан – решение принято. В словаре дается следующее определение: «Принятие решения социально-психологический акт выбора одной или нескольких коллективных альтернатив из множества возможных вариантов решений»[1].
Качество решений менеджера видно по эффекту, который они оказали на организацию. Это общественные решения, потому что их последствия распространяются значительно дальше, чем просто на человека или его семью, но на всех людей данной организации.
На любой стадии управления принимаются управленческие решения.. научными исследованиями подтверждено, что участие в принятии решений является чрезвычайно важным мотивационным фактором. С точки зрения известных исследователей проблем управления Г. Кунца и С.О. Доннелла, участие подчиненных в планировании должно быть максимально широким, поскольку этим обеспечивается наилучшее понимание планов, а также большое желание планировать их[2].
Интересную мысль приводит также Р. Лайкерт относительно мотивационной силы принятия решений. Он пришел к выводу, что мотивация в сфере исполнения конкретных управленческих решений тем сильнее, чем больше непосредственные участники выполнения заданий принимают участие в принятии решений.
Поэтому основной целью нашей работы стало изучение процесса принятия решений и их роль в процессе управления организацией.
Данная цель поставила перед нами необходимость изучения основных литературных источников для решения следующих теоретических задач:
При анализе литературы по теме были использованы такие источники, как монографии отечественных и зарубежных авторов, учебники и учебные пособия, посвященные теоретическим вопросам темы.
Характерной особенностью управления любыми объектами является достижение определенных целей. Эта общая особенность может быть положена в основу определения процесса управления. Процессом управления называют целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления в целях реализации функций управления.
Процесс управления состоит из циклически повторяющейся во времени последовательности видов управленческой деятельности, которые получили название функций управления. Выделение функций в процессе управления может быть выполнено с различной степенью детализации. В качестве наиболее общих агрегированных функций управления обычно рассматриваются планирование, организация, мотивация и контроль (рис. 1).
Рис. 1. Процесс управления
Выходом (конечным результатом) планирования является утвержденный план той или иной длительности и содержания.
В рамках каждой управленческой функции принимаются определенные решения, вытекающие из содержания этой функции.
На современном этапе выделюят следующие особенности принятия решений:
1. Большинство проблемных ситуаций, с которыми столкнулись организации, ранее места не имели.
2. Управленческая среда является высоко динамичной, изменчивой, сложно прогнозируемой. Выбор вариантов решений происходит, как правило, в условиях неопределенности, риска. Информация о причинах возникновения проблемной ситуации, сложившемся положении дел, тенденциях развития не полная. Не всегда можно предвидеть все возможные последствия принимаемых решений.
3. Решения принимаются в условиях жесткого ограничения во времени, дефицита практически всех видов ресурсов.
4. Дифференциация интересов, потребностей населения, субъектов хозяйственной деятельности, политических партий, движений и т.п., подталкивают к поиску компромисса.
В современных условиях для управленческой среды характерны такие явления, как: неопределенность (происходящие события с полной определенностью предсказать не возможно), динамичность (изменения, модификация, преобразование управленческой среды), сложность (действие множества переменных, взаимосвязанных между собой, подчас самостоятельно действующих факторов управленческой среды). Следует различать:
1. Детерминированные ситуации. Решения принимаются в условиях определенности (решения в которых риск отсутствует либо минимален). Детерминированные ситуации могут быть:
- простыми (не сложными) и одновременно статическими (среда управления практически не изменяется либо меняется незначительно);
- сложными и статическими;
- простыми и динамическими;
- сложными и динамическими.
2. Рискованные ситуации. Лицо, принимающее решение, не знает точно, какого результата оно достигнет. Рискованные ситуации могут быть: простыми и статическими; сложными и статическими; простыми и динамическими; сложными и динамическими.
Рассмотрим процесс принятия решения.
Если проблема несложна, а ситуационные факторы ясны и управляемы, процесс принятия решений может быть достаточно прост и скор. В этом случае после уяснения проблемной ситуации принимается решение, которое оказывает на нее прямое воздействие и приводит систему (управляемый объект) в состояние, соответствующее заданному.
При решении относительно несложных проблем часто используется интуитивный подход, который характеризуется такими чертами: субъект решения держит всю проблему в голове; по мере развития проблемы подход к ее решению может радикально меняться; возможно одновременное рассмотрение нескольких вариантов; может не соблюдаться последовательность этапов; качество решения основывается на предыдущем опыте лица, принимающего это решение. Поэтому интуитивный подход не дает хороших результатов в тех случаях, когда опыт лица, принимающего решение, небольшой, а предыдущие ситуации не соответствуют новой. Кроме того, на качество интуитивных решений могут оказывать влияние недостаточно полное представление о текущей проблемной ситуации и неверная интерпретация ее сути.
Наглядно подходы к выработке управленческого решения представлены на рис. 2.
Рис. 2 Подходы к выработке управленческих решений
Если проблемная ситуация не так очевидна, а ее решение неоднозначно, то процесс принятия решения требует структуризации, которая позволит определить этапы и процедуры, направленные на ее решение[3].
Эта самая простая схема принятия решения предполагает, что процесс представляет собой прямоточное движение от одного этапа к другому. Окончательное решение принимаются путем выбора лучшего из тех, которые были подготовлены и рассмотрены в запланированный период времени.
Существует и более детальная структуризация процесса принятия решения, в которой наряду с выделением четырех этапов показан состав процедур, необходимых для реализации целевых установок каждого этапа.
Обязательными элементами процесса является наличие поэтапного плана и методов решения, а также их информационное обеспечение. Работа по сбору, обработке и оценке информации проводится на всех этапах процесса принятия решения (рис. 4), но имеет особенности, отражающие специфику выполняемых действий и решаемых задач, а также стиль работы лица, принимающего решение.
Рис. 4 Информация, необходимая в процессе принятия решения
Этот подход оправдывает себя в том случае, когда решается очень сложная проблема и нет дефицита времени, отпущенного для ее решения. Наряду с этим субъекты решения нередко ограничиваются лишь таким количеством информации, которое достаточно, чтобы выбрать один-два удовлетворительных варианта решений, после чего поиск и анализ новой информации прекращается. Это дает неплохие результаты при решении проблемы, но в условиях жесткого лимита времени.
Методы разработки управленческих решений включают в себя следующее (рис. 5)
Рис. 5 Методы разработки управленческих решений
Необходимым элементом процесса принятия решения управленческих решений является оценка тех действий, которые предпринимаются на его различных этапах. Для этой цели используются критерии[4].
На первом этапе в качестве критерия распознавания проблемы чаще всего используется целевая установка, по отклонению от которой и судя о возникновении проблемы.
Этап формирования решений начинается со сбора и обработки информации, необходимой для выработки курса действий.
На этапе выработки курса действий, т.е. разработки вариантов решения проблем, применяются различные критерии, позволяющие из множества проектных предложений выбрать допустимые, а из них – наиболее полезные или предпочтительные решения целей организации.
Наиболее полно система критериев оценки решений разработана для структурированных проблем, позволяющих применять экономико-математические методы. Нередко в качестве критерия выбора решения применяется фактор времени, особенно важный в условиях переходного периода, для которого характерна неустойчивость состояния экономики и общества в целом.
В практике менеджера часто возникает необходимость решения слабо структурированных проблем, не дающих возможности оценивать варианты с помощью математического аппарата. В этом случае для оценки решений может применяться система взвешенных критериев, а сам процесс оценки осуществляться в три этапа. На первом формируются самые важные критерии, необходимость выполнения которых вызывает сомнения. Альтернативные варианты оценивают по этим критериям и разделяют на группы: соответствующие требованиям, не соответствующие и «сомнительные». На втором этапе анализируются варианты по остальным критериям, а на третьем этапе делается попытка установить те опасности, которые могут возникнуть при принятии выбранного решения[5].
Сложность выбора решения и прогнозирования его последствий усугубляется тем, что этот процесс практически всегда осуществляется в условиях действия факторов непосредственности и риска, характерных для рыночной экономики. Организация выполнения принятого решения – важнейший этап процесса управления. Решение должно быть доведено до исполнителей, которые получают четкую информацию о том, кто, где, когда и какими методами выполняют действия, связанные с ним. Важнейшая задача руководителя на этом этапе – преодоление объективных и субъективных препятствий и создание условий для реализации решения. Большое значение имеет контроль выполнения работ, связанных с реализацией решения, так как он может выявить не только отклонения от плана выполнения, но и недостатки самого решения, требующие корректировки. Чтобы таких недостатков было меньше, контрольную функцию необходимо осуществлять на всех этапах процесса принятия решений[6].
Рис. 6 - Блок-схема процесса контроля
Представленная схема процесса принятия решений отображает логику управленческой деятельности. На практике этот процесс более сложен и допускает не только последовательность, но и параллельность ряда процедур, что позволяет значительно сократить время принятия решений. Эффективность же этого процесса во многом зависит от методов, которыми оперируют менеджеры и руководители при выполнении всех необходимых видов управленческих работ.
Управленческое решение – это основа управления организацией, его нельзя отождествлять с управлением, решение используется в качестве организационного инструмента проектирования деятельности организации по использованию ее собственного потенциала, обеспечивающего оптимальное функционирование, совершенствование, развитие в соответствии с потенциальными возможностями и потенциальными угрозами внешней среды. Решение обеспечивает целостностность организации, регулирует ее поведение во внешней среде в соответствии с целями развития, выступает существенным фактором эффективности управления.
Решение тесно связано с функциями управления. С одной стороны, решение реализуется посредством общих функций управления (предварительный анализ, целеполагание, прогнозирование, планирование, организация, координация, стимулирование, учет, контроль, промежуточный анализ, регулирование, итоговый анализ). С другой – совокупность решений образует вид деятельности, который формирует конкретные функции управления (снабжение, сбыт, маркетинг и иные реализуемые субъектами хозяйственной деятельности; здравоохранение, образование, культура, физкультура и спорт, жилищно-коммунальное хозяйство и другие, реализуемые органами государственной власти и органами местного самоуправления).