Управленческая деятельность в сфере бизнеса и предпринимательства: особенности, практика реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

Цель написания курсовой работы - раскрыть сущность системы управления организацией, также показать построение структуры управления персоналом в ООО «СнабЦемент» г.Катав-Ивановска.
Для достижения указанной цели необходимо рассмотрение и решение следующих задач:
o рассмотреть понятие системы управления в организации, а также его виды;
o показать зависимость системы управления от организационной формы предприятия;
o раскрыть построение совершенствование системы управления предприятием на примере ООО «СнабЦемент».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ……………………………………………………………..5
1.1 Понятие системы управления в организации .................................................5
1.2 Зависимость системы управления от организационной формы предприятия................................................................................................…...9
ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В ООО «СнабЦемент»……………………………………………………………….18
2.1 Краткая характеристика ООО «СнабЦемент» ……………………………..18
2.2 Анализ организационной структуры ООО «СнабЦемент»………………...21
2.3 План по совершенствованию структуры управления ООО «СнабЦемент».................................................................................................24
2.4 Процесс принятия и реализации управленческих решений……………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........................……………………..32
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Организационная структура ООО «СнабЦемент».……………………………………33

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

    Для существования организационной  структуры управления необходимо:

    • разделение и кооперация общественного труда;
    • обособление звеньев (органов) управления по функциям управления, необходимых для достижения цели системы;
    • наличие отношений по управлению, реализующих связи различного характера (координации, субординации) между выделенными звеньями и ступенями управления.

    Организационная структура предприятия - это внутренняя упорядоченность, согласованность и взаимодействие отдельных частей единого целого. Организационная структура формируется из двух взаимосвязанных составных частей: структуры управления и производственной структуры предприятия.

    Структура управления определяется как форма  распределения и координации управленческой деятельности на предприятии. Она включает состав органов управления и устанавливает характер отношений между ними.

    Производственная  структура предприятия определяется составом основных производственных подразделений предприятия и характером их взаимосвязи.

    Сначала формируется производственная структура, а затем как производная от нее строится организационная структура  управления предприятием.

    Элементами  структуры управления являются отдельные  работники (генеральный директор, его заместители), службы и другие звенья аппарата управления, т.е. звено управления - самостоятельное структурное подразделение (отдел, бюро, сектор), выполняющее определенную функцию управления, ее часть или совокупность нескольких функций, а отношения между ними поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи - это связи подчинения, и необходимость в них возникает при иерархичности управления, т.е. при наличии нескольких уровней управления. Кроме того, связи в структуре управления могут носить линейный и функциональный характер. Линейные связи отражают движение управленческих решений и информации между так называемыми линейными руководителями, т.е. лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи имеют место по линии движения информации и управленческих решений по тем или иным функциям управления.

    Ступень управления - это единство звеньев  определенного уровня, иерархия управления (управление предприятием, цехом, участком и т.д.).

    На  организационную структуру управления предприятия влияют ряд факторов:

    1. организационно-производственные факторы:
      • размер организации;
      • производственный профиль фирмы;
      • характер выпускаемой продукции и технология ее производства;
      • ориентация на местный, национальный или внешний рынки;
      • характер объединения.
    2. Организационно-управленческие факторы:
    • выбранная стратегия развития (поглощения, роста, сокращения);
    • функции управления;
    • используемые информационные технологии;
    • система методов управления;
    • стиль работы руководителя.
    1. Признаки оптимальной организационной структуры:
      • небольшие подразделения с высококвалифицированным персоналом;
      • небольшое число уровней руководства;
      • наличие в структуре групп специалистов;
      • ориентация графиков работы на потребителей;
      • быстрая реакция на изменения;
      • высокая производительность труда;
      • низкие затраты.
    1. Последовательность выбора организационной структуры:
    • сначала определяется миссия;
    • разрабатывается стратегия;
    • формулируются цели деятельности;
    • разрабатывается функциональная структура организации;
    • определяется квалифицированный состав работников;
    • определяется должностной состав работников;
    • формулируются цели и задачи деятельности работников.

    В зависимости от видов организации (отраслей, видов продукции или  услуг, размеров, количества предприятий, и др.) выстраивается и структура  управления; возникают уровни управления по вертикали и координирующие центры по горизонтали.

    Каждый  управленческий орган относится  к конкретному объекту управления - группе, бригаде, цеху, отделу, корпусу, заводу и др. Поэтому структура  управления всегда совпадает с общей  структурой организации, которая классифицируется на линейную, функциональную, линейно-функциональную, дивизиональную, программно-целевую, проектную, матричную и др.

    При создании организационной структуры  управления необходимо учитывать основные принципы:

    • принцип единства распорядительности и персональной ответственности;
    • принцип соблюдения норм управляемости;
    • принцип соответствия прав, обязанностей и ответственности каждого звена управления и должностного лица;
    • принцип сочетания централизации и децентрализации.

    Согласно принципу единства распорядительства и персональной ответственности работник должен получать полномочия только от одного начальника и отвечать перед ним.

    Путем делегирования линейных полномочий устанавливается нормы управляемости, которые определяют число подразделений и число уровней управления. Итак, норма управляемости - число работников, подчиненных одному линейному руководителю, при котором суммарная трудоемкость выполняемых им функций приближается к нормативу (8 час в день, 40 час в неделю и т.д.), а эффективность управленческого труда удовлетворяет требованиям организации.

    Норма управляемости зависит от следующих  факторов:

    • уровня управления;
    • уровня решаемых задач;
    • квалификации руководителей и подчиненных.

    Необходимо  стремиться к минимальной норме управляемости, что способствует эффективной координации действий и постоянному контролю за подчиненными.

    Нормы управления на предприятиях различных  отраслей промышленности варьируют  в широком диапазоне и в  среднем могут составлять 7-10 человек.

    • высший уровень руководства 3-5 чел.
    • средний уровень руководства 10-12 чел.
    • нижний уровень управления -25-30 чел. при выполнении простых работ.

    Структуры управления подразделяются на две большие  группы - механистические и органические.

    Механистические (бюрократические) или жесткие организационные и управленческие структуры малоподвижны, стабильны, система планирования и контроля строго иерархичны, а решения принимаются высшим руководством. Это централизованные структуры.

    Децентрализованные  структуры более гибкие, быстро меняющиеся. Они называются органическими, адаптивными.

    Линейное  управление строится на основе производственной структуры предприятия и используется для управления организацией в целом (предприятие - цех - участок), а также  ее подразделениями (начальник цеха - начальник участка - мастер). Отношения «руководство - подчинение» строятся на основе линейной структуры и в управленческих подразделениях (начальник отдела - начальник бюро-начальник сектора - руководитель групп). Эту структуру используют небольшие фирмы с однородной и несложной технологией.

    При такой структуре управление осуществляется всем предприятием в целом и по каждой функции в отдельности. Для  выполнения каждой функции в системе  создается специальное подразделение, деятельность которого направлена на решение специфического круга своих задач

    Наиболее  распространенной является организационная  структура, основанная на сочетании  линейных и функциональных связей в  организации - это линейно-функциональная.

    В линейно-функциональной структуре принято такое разделение труда, при котором линейные звенья управления наделены правами единоначалия и выполняют функции распорядительства, а функциональные звенья призваны оказывать помощь линейным подразделениям и осуществлять планирование, координирование, стимулирование, учет, контроль, анализ, регулирование их деятельности в форме информирования и консультирования. Свое воздействие на линейные подразделения они осуществляют через линейных руководителей.

    Линейно-функциональная структура хорошо зарекомендовала себя на практике и поэтому положена в основу типовых форм управления.

    Такая структура в максимальной степени  приспособлена к управлению предприятием в относительно стабильных условиях.

    Необходимость новых подходов к организации  управления вызвана резким увеличением размеров предприятий, диверсификацией их деятельности и усложнением технологических процессов в условиях динамично меняющейся внешней среды.

    Ключевыми фигурами в управлении организациями  с дивизиональной структурой становятся не руководители функциональных подразделений, а менеджеры. Такая структура является децентрализованной, основанной на центрах прибыли по продуктам, потребителям и регионам.

    Организация подразделений по продуктовому принципу является одной из первых форм дивизиональной структуры, и в настоящее время большинство крупнейших производителей потребительских товаров с диверсифицированной продукцией используют продуктовую структуру организации.

    Организационная структура, ориентированная на потребителя  находит применение в сфере образования, коммерческих банках, фирмах, торгующих оптом и в розницу.

    Создание  региональных структур управления обусловлено  расширением предприятия, распространением их влияния на больших территориях  как в одной стране, так и  за рубежом. Это обстоятельство делает необходимым учет региональной специфики в работе предприятия, требует предоставления региональным отделениям (независимо от их размеров) относительной самостоятельности в решении многих вопросов.

    Органические  структуры управления.

    Эти структуры обеспечивают быструю  реакцию предприятия на изменения  внешней среды, способствуют внедрению  новых производственных технологий. Обычно выделяют два вида адаптивных структур: программно-целевой и матричный.

    Программно-целевая  структура управления.

    Такая структура предполагает создание специального органа по управлению разработкой и  реализацией крупных программ.

    Возможны  различные виды программно-целевых  структур - от координационного типа до проектных. Программно-целевая структура  представляет собой механизм управления, который накладывается на линейно-функциональную структуру, с тем, чтобы повысить адаптивные свойства предприятия в динамичных внешних условиях его деятельности. Только чисто проектная программно-целевая структура может быть самостоятельной организационной формой управления. Централизованный тип программно-целевой организационной структуры управления применяют при реализации целевых федеральных крупных проектов, на практике этот тип используется сравнительно редко. Координационный тип программно-целевой организационной структуры управления при увеличении координационных связей модифицируется в матричную структуру. Матричная структура построена на сочетании линейно-функциональной и программно-целевой структур управления. При этом создается специальный механизм их взаимодействия.

Информация о работе Управленческая деятельность в сфере бизнеса и предпринимательства: особенности, практика реализации