Удовлетворенность

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 09:56, реферат

Описание работы

Аннотация: В данной статье с точки зрения психолога рассматриваются понятия "удовлетворение" и "удовлетворенность", анализируется и уточняется предложенная С. В. Магуном формула удовлетворенности, выделяются факторы, определяющие удовлетворенность.

Работа содержит 1 файл

удовлетворенность.docx

— 30.46 Кб (Скачать)

УДОВЛЕТВОРЕНИЕ  И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ 

 

Аннотация: В данной статье с точки зрения психолога рассматриваются  понятия "удовлетворение" и "удовлетворенность", анализируется и уточняется предложенная С. В. Магуном формула удовлетворенности, выделяются факторы, определяющие удовлетворенность.  

 

Удовлетворенность как обобщенная характеристика отношения к миру и его объектам и явлениям является комплексной, системной характеристикой  взаимоотношений человек-окружающиймир. В социальных исследованиях удовлетворенность выступает как показатель успешности и адаптированности человека в конкретных условиях.

"Социальные психологи  с середины 50-х гг. пытались создать  инструмент для измерения установок  по отношению к деньгам. Первой  успешной попыткой такого рода  можно считать опросникВ.Д. Рубинштейн, предложенный ею читателям журнала Psychology Today. Данные позволили классифицировать людей на две существенно различающиеся группы: "материально удовлетворенных" и "материально неудовлетворенных". Первые контролируют свои финансы, тогда как вторые позволяют деньгам управлять их поведением. Так, если возникает желание купить что-нибудь слишком дорогое, то представители первой группы постараются либо накопить достаточно денег, либо забыть об этой вещи. Неудовлетворенные же чаще всего попытаются взять деньги в долг. Во второй группе также значительно выше частота эмоциональных расстройств и психосоматических заболеваний" [10].

В.Д. Рубинштейн эмпирически  выделила 2 категории людей: "материально  удовлетворенных" и "материально  неудовлетворенных", дала их краткое  описание. Какие же теоретические  конструкты могут стоять за этой феноменологией? Для этого необходимо теоретически раскрыть, наполнить содержанием  понятие "материальная удовлетворенность".

Очевидно, что мы должны обратиться к мотивационно-потребностной сфере человека.

Понятие "удовлетворенность" как родовое понятие "материальной удовлетворенности" употреблялось  как в контексте прикладных отраслей науки, так и в мотивационных  теориях.

В обзорной работе Е. П. Ильина [4] рассматриваются понятия удовлетворение и удовлетворенность в контексте  процесса реализации потребности и  соотношения мотива, удовлетворения и удовлетворенности.

"Удовлетворение –  это эмоциональное состояние,  возникающее в следствие реализации мотива. Другое дело – удовлетворенность, понимаемая большинством психологов и социологов как отношение к выполняемой деятельности, образу жизни. … Удовлетворенность выполняет долгосрочную оценочную функцию, поэтому она является положительным оценочным отношением, а неудовлетворенность – отрицательным" [4, с. 62].

Собственно удовлетворенность  обычно рассматривалась в прикладных гуманитарных науках, во-первых, как  удовлетворенность трудом [5, 6, 8, 11] и  жизнью в целом [1, 3] в соответствующих  отраслях социологии и психологии, а во-вторых, как удовлетворенность  от потребления товаров и услуг  в маркетинге и исследованиях  потребительского поведения.

"Удовлетворенность в  качестве мотива деятельности  рассматривается Асеевым В. Г. (Мотивация поведения и формирование  личности. – М., 1976), Ковалевым А. Г. (Психология личности. – М., 1969), Якобсоном П. М. (Психологические проблемы мотивации поведения человека. – М., 1969) и др. На основании положительного отношения к своей деятельности субъект имеет долгосрочную мотивационную установку на ее выполнение. Таким образом, удовлетворенность выступает одним из факторов, влияющих на принятие решения о продолжении деятельности (в основном профессиональной), но не более того. Удовлетворенность скорее усиливает мотив, а не является непосредственным побудителем. Она может служить основанием, т.е. содержательной стороной мотива, объяснять, почему человек занимается данной деятельностью столь длительное время. Однако мотивирующее воздействие удовлетворенность оказывает не всегда. Например, самоуспокоенность достигнутым результатом может снижать силу мотива" [4, с. 62].

В экономических науках –  маркетинге, исследованиях потребительского поведения – удовлетворение рассматривается  как результат потребления товара или услуги. "Удовлетворение определяется как положительная оценка выбранной  альтернативы; суждение потребителя  о том, что купленный им продукт, по меньшей мере, соответствует ожиданиям  или даже превосходит их. Другими  словами, товар или услуга должны быть такими, как вы и рассчитывали. Противоположный результат приводит к неудовлетворенности". [12, с. 224] Для объяснения удовлетворения обычно используются различные психологические  модели. Например, указанные авторы использовали теорию ожиданий Ричарда  Оливера и теорию принятия решений.

Для определения понятия "удовлетворенность" и рассмотрения ее взаимосвязи с потребностями  С. В. Магун [7, с. 27] использовал формулу У. Джемса [2, с. 91]:

Самоуважение =

Успех

Притязания


В. С. Магун вместо самоуважения (как частного вида удовлетворенности) подставляет обобщенную удовлетворенность, на место притязаний – силу соответствующей потребности, а на место успеха – объем реально получаемого блага.

Обобщенная удовлетворенность =

Объем реально полученного  блага

Сила потребности


Мы воспользуемся данным подходом для того, чтобы выделить факторы, определяющие удовлетворенность, и проанализируем данную функцию (2) более подробно. Воспользуемся применяемым  в математике методом исследованием  функции. Возьмем одно из значений за константу, другое будем устремлять к нулю или бесконечности, и попробуем  определить поведение третьего значения, феноменологически основываясь  на известных фактах.

Постоянная величина блага и меняющаяся сила потребности

Если сила потребности  увеличивается, то удовлетворенность  уменьшается, в пределе — "кадавр" у А. и Б. Стругатских. И с другой стороны: при уменьшении силы потребности растет удовлетворенность. Но здесь не все так однозначно.

При незначительной потребности  удовлетворенность может быть полной, но никогда не будет очень большой, как и неудовлетворенность. 

 

График 1. Зависимость уровня удовлетворенности от силы потребности  при постоянном объеме получаемого  блага.

В этом случае нужно различать  удовлетворенность-состояние и удовольствие-переживание. Удовлетворение, или точнее – удовольствие как переживание – по эмоциональному накалу действительно будет небольшим, а удовлетворенность как состояние будет достаточно полной. Из этого следует, что существуют 2 параметра оценки удовлетворения:

– Полнота удовлетворения.

– Сила переживания удовлетворения.

Удовлетворенность как устойчивое и обобщенное оценочное отношение  ближе к первой характеристике –  полноте удовлетворения, в то время  как удовольствие как переживание  ближе ко второй характеристике –  силе переживания удовлетворения. Тогда  можно предположить, что удовлетворенность  измеряется в относительных величинах  и зависит прежде всего от соотношения величин желаемого и имеемого.

Удовольствие же измеряется в абсолютных величинах (как сила эмоции) и в большей степени  определяется силой потребности.

Следует разграничивать три  понятия: удовлетворенность, удовлетворение, удовольствие. Попытка соотнесения  этих понятий представлена в таблице 1.

Анализируя формулу С. В. Магуна (2), следует использовать понятие удовлетворение, а не удовлетворенность. Е. П. Ильин делает справедливое замечание, что у С. В. Магуна происходит смешение удовлетворенности и удовлетворения. "… В. С. Магун должен бы говорить именно об удовлетворении, а не об удовлетворенности, ибо последняя есть выражение положительного отношения к какому-либо фактору жизни, работы в результате неоднократно испытываемого удовольствия и гарантированного, сточки зрения субъекта, получения этого удовольствия и впредь".[4, с. 28] Удовлетворение человек испытывает каждый раз, когда его потребность полностью удовлетворяется, это выражается в переживании удовольствия, облегчения.

Таблица 1. Соотнесение понятий "удовольствие-удовлетворение-удовлетворенность".  

 

Психологические понятия

Удовлетворенность

Удовлетворение

Удовольствие

Устойчивость во времени

Устойчивое состояние

Этап/элемент процесса, результат  насыщения потребности

Актуальное эмоциональное  переживание

Основная характеристика

Полнота

Промежуточное положение

Сила

От чего зависит?

Зависит от соотношения величин  желаемого и имеемого блага

Промежуточное положение

Зависит от силы потребности

С чем связаны?

С обобщенной оценкой прошлого и будущего

С потребностью

С эмоцией


Для анализа факторов, определяющих удовлетворенность, можно воспользоваться  и анализом удовлетворения, предполагая, что механизмы формирования примерно одни и те же. Значит, удовлетворенность  зависит от силы потребности, но отношения  не обратные, как это отражено в  представленной формуле (2), а более  сложные.

Постоянная величина потребности и изменение величины блага и силы потребностей

При уменьшении размера блага  удовлетворение снижается. При увеличении размера блага удовлетворение сначала  повышается, но не пропорционально. Здесь, наверное, подойдет разработанный в  экономике закон предельной полезности.

Затем, достигнув какой-то предельной точки (на графике 2 точка  А), когда блага достаточно для  удовлетворения потребности, характеристика удовлетворения перестает зависеть от прироста величины блага и начинает определяться какими-то иными факторами. (См. график 2)

Таким образом, можно утверждать, что удовлетворение зависит от величины желаемого и имеемого блага, но в  соотношении с силой потребности, а также определяться какими-то иными  факторами. 

 

 

График 2. Зависимость уровня материального удовлетворения от объема получаемого блага при постоянной силе потребности

Постоянная величина удовлетворения и изменение величины блага.

При постоянной величине удовлетворения с увеличением размера блага  должна расти и потребность. Это  следует из формулы, предложенной С. В. Магуном. Об этом же говорит теория расширенного воспроизводства потребностей. Если рассматривать процесс расширенного воспроизводства потребностей по шагам, то сначала удовлетворяется актуальный уровень потребностей, затем эти потребности расширяются (хочется больше), а, значит, и растет необходимый объем материальных благ. Вот что пишет по этому поводу С. Л. Рубинштейн: "Направленная на удовлетворение наличных потребностей деятельность, производя новые предметы для их удовлетворения, порождает и новые потребности. Потребности человека отнюдь не ограничиваются теми, которые непосредственно связаны с органической жизнью. В процессе исторического развития не только эти потребности развиваются, уточняясь и дифференцируясь, но и появляются новые, не связанные с уже имеющимися. Так у человека возникает потребность в чтении, в посещении театра, в слушании музыки и т. д. Порождая многообразие сферы культуры, человеческая деятельность порождает и соответствующие потребности. В результате потребности человека далеко выходят за узкие рамки его органической жизни, отражая в себе все многообразие и богатство исторически развивающейся деятельности, все богатство создаваемой культуры. Порождая соответствующие потребности, культура становится природой человека". [9, с. 110]

На это же обращает внимание и С. В. Магун: "В действительности же делимое (величина блага) изменяется, и это может привести даже к прямой зависимости между силой потребности и ее удовлетворенностью, т.е. чем больше удовлетворение, тем сильнее потребность, и наоборот, чем сильнее выражена потребность, тем большее удовлетворение испытывает человек. Т.о., удовлетворенность влияет на потребность двояко: по мере роста удовлетворенности потребность в соответствующем благе может как ослабевать, так и усиливаться. Первое, согласно представлениям А. Маслоу, характерно для "мотивации дефицита", второе – для "мотивации роста".[7, с. 27]

Т. о., удовлетворенность  зависит от силы потребности, от величины желаемого и имеемого блага. Это  соответствует предложенной С. В. Магуном формуле, но отношения не однозначные, как это представлено в формуле, а более сложные. Кроме того, удовлетворение зависит от дополнительных факторов. Возможно, что этими факторами будут собственно сферы удовлетворенности, прошлый опыт удовлетворения потребности, конкретные обстоятельств. Так, в материальной удовлетворенности к ним относятся направленность и интересы личности, прошлый опыт удовлетворения материальных потребностей, а также оценка вероятности удовлетворения материальных потребностей в будущем.

M. Yu. Semenov

Omsk state university

In the article the concepts "sufficing" and "satisfaction" are considered from a psychological point of view, is analyzed the formula of satisfaction is specified offered S. V. Magun, are selected the defining satisfaction factors. 

Литература

  1. Аргайл М. Психология счастья: Пер. с англ. / Общ. Ред. и вступ. Ст. М. В. Кларина. — М.: Прогресс, 1990. — 336 с.
  2. Джемс У. Психология. — М.: Педагогика, 1991.
  3. Джидарьян И. А. Счастье в представлениях обыденного сознания // Психологический журнал. — 2000. — № 2. — С. 40-48.
  4. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб: Издательство "Питер", 2000. — 512 с.: ил.
  5. Ильясов Ф. Н. Удовлетворенность трудом (анализ структуры, изменения, связь с производственным поведением) / В. Г. Андреенкова. — А.: Ылым, 1988. — 100 с.
  6. Китвель Т. А. О социально-психологических проблемах удовлетворенности трудом. — Таллинн, 1974.
  7. Магун С.В. О взаимосвязях между значимостью различных потребностей личности и их удовлетворенностью // Вопросы психологии. — 1978. — № 6. — С. 86-93.
  8. Наумова Н. Ф. Удовлетворенность трудом как социальная характеристика. — М., 1970.
  9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. II. — М.: Педагогика, 1989. — 328 с.
  10. Фенько А.Б. Проблема денег в зарубежных психологических исследованиях // Психологический журнал. — 2000. — № 1. — С. 50-62.
  11. Хаав К. Р. Типологизация рабочих по удовлетворенности трудом: Автореф. Дис. … канд. – Л., 1978.
  12. Энджел Дж., Блэкуэлл Р. Д., Миниард П. У. Поведение потребителей — СПб: Питер Ком, 2000. — 759 с.

Информация о работе Удовлетворенность