Учет факторов внешнего окружения (среды) при выработке стратегии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 13:38, реферат

Описание работы

Цель данной работы - исследование существующего инструментария учета внешнего окружения и факторов, обусловивших необходимость стратегического планирования для российских компаний.
В связи с этим в данной работе были поставлены следующие задачи:
1. исследовать разработанные научные подходы к понятию «стратегия» и определить место и роль учета внешней среды при стратегическом планировании экономической деятельности;

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

Методы  качественного прогнозирования  состояния внешней среды основаны на различных видах опроса. Первая группа методов опроса - одноступенчатые методы - базируется на прямых опросах. При данном методе требуется точный подход к анализу выборок и вероятностей. Данный метод помогает спрогнозировать вид и сроки изменения рыночной активности, как конкурентов, так и потребителей. Все чаще можно столкнуться в Москве с опросом потребителей по телефону, молодыми людьми, стоящими на улицах города и предлагающих продукцию в обмен на интервью о товарах подобных предлагаемому. Это наиболее простые и яркие способы иллюстрации одноступенчатого метода опроса. Провидениями и финансированием подобных акций занимаются почти всегда сами предприятия.

Вторая  группа методов опроса - многоступенчатые методы - основаны на обращении к определенному кругу экспертов (Метод Дельфи):

- разработка  опросника и передача его экспертам-  свод отдельных анонимных ответов  в один групповой ответ;

- информирование  участников о содержании группового  ответа и проведение нового, уточненного  опроса;

- подведение  итогов опроса.

Таким образом, информация поступающая имеет "обратную связь", что

приводит  к получению более точных данных. Техническое развитие внешней среды  может быть спрогнозировано на уровне отрасли. При чем, методы прогнозирования  могут применяться как в комбинации, так и поотдельности, как макро, так и мини методами.

2.4 Бенчмаркинг

Данный  метод представляет собой процесс  точного измерения и сравнения  всех операций по разработке и внедрению  продуктов мирового класса, как на собственном предприятии, так и у конкурентов. Объектом анализа являются продукты и их компоненты, функции и процессы на предприятии, связанные с производством, разработкой и сбытом продукции. При этом анализе происходит сравнение "лучших из лучших" в данной области, сегменте рынка, сфере бизнеса. Обнаружение недостаточной эффективности выполнения тех или иных функций и итогового результата деятельности предприятия - цель такого анализа. Совокупность функций чаще всего представляется как цепочка процессов создания стоимости, которая в начале и конце увязывается с деятельностью партнеров по рынку, это- анализ полей бизнеса. Он представляет собой анализ воздействия рыночных стратегий на прибыль, который проводится как для предприятия в целом, так и для каждого из его направлений. При данном анализе учитывается не только поток денежной массы, но и показатели возврата инвестиций на капитал, ликвидности, финансовой устойчивости.

стратегия планирование внешний среда

 

2.5 SWOT-анализ

Одним из наиболее современных и признанных методов являются СВОТ-анализ (от SWOT -- по начальным буквам английских слов: сила (strength), слабость (weakness), возможности (opportunities), угрозы (threats).

СВОТ-анализ, как инструмент оценки среды функционирования предприятия, состоит из двух частей. Его первая часть направлена на изучение внешних возможностей (положительные моменты) и угроз (отрицательные моменты), которые могут возникнуть для предприятия в настоящем и будущем. Здесь выявляются стратегические альтернативы. Вторая часть связана с исследованием сильных и слабых сторон предприятия. Здесь оценивается потенциал предприятия. Другими словами, СВОТ-анализ позволяет провести комплексное изучение внешнего и внутреннего состояния хозяйствующего субъекта.

 

 

Заключение

За последние 10-15 лет в жизнь и экономический уклад большинства государств мира прочно вошли такие новые, характерные именно для 21 века, экономические, социально-политические и культурные реалии, как глобализация практически всех уровней общественной жизни, растущее взаимодействие и, как следствие, экономическая интеграция и усиленный обмен экономическими благами, имеет место также культурный плюрализм, космополитизация и информатизация общества. Эти тенденции находят свое выражение не только на государственном и экономическом уровне, но и непосредственно влияют на жизнь каждого члена теперь уже мирового сообщества.

Наряду  с вышеперечисленными феноменами наблюдается  также и ряд тенденций в  развитии мировой экономики. Так, все  более характерным становится разделение стран на развивающиеся сырьевые или аграрно-индустриальные с характерной для них дешевизной трудовых ресурсов и постиндустриальные страны с хорошо развитым рынком услуг и интеллектуальной собственности. Все большие обороты набирает миграция трудовых ресурсов из развивающихся стран в постиндустриальные, что в свою очередь отражается на демографии стран и регионов. Демографическая зима, старение населения, ориентация экономики на потребление, характерные для США, стран Европы и России сегодня, станут основой нового миропорядка в 21 веке. Ценовые и информационные войны, корпоративизм, борьба за природные ресурсы и экономические блага - вот, что может ожидать нас гораздо раньше, чем можно себе представить. Все вышесказанное относится к факторам внешней среды, которая, в том числе, формирует и экономическое пространство, и поле деятельности для компаний. И несомненным уже стал тот факт, что при любом виде экономической деятельности на рынке с открытым типом экономики учет внешнего окружения является основой выживания и залогом стабильности каждого участника рынка. Именно поэтому стратегическое планирование сегодня пользуется такой популярностью в активно развивающихся компаниях и тех, кто готов бороться в условиях жесткого конкурентного взаимодействия.

Целью данной работы стало исследование существующего инструментария учета внешнего окружения и факторов, обусловивших необходимость стратегического планирования для российских компаний. Проведенное автором теоретическое и прикладное исследование по проблеме учета внешнего окружения при выработке стратегии позволило сделать следующие выводы:

1. учет  внешнего окружения является  обязательным элементом стратегического  планирования любой компании;

2. существует  множество подходов к анализу  внешней среды, в качестве теоретической  основы выступает модель пяти конкурентных сил М.Портера;

3. разработан  и активно используется широкий  инструментарий анализа внешней  среды;

4. наиболее  активно применяемыми при анализе  внешнего окружения и стратегическом  менеджменте методиками являются PEST(STEP)-анализ, опрос, бенчмаркинг и SWOT-анализ;

5. в  условиях посткризисной рецессии  обостряется конкурентное взаимодействие  на рынке и формируется новое  экономическое пространство, изменяется  конъюнктура, экономическая и  отраслевая структура рынка;

6. к  факторам, обусловившим необходимость стратегического планирования для российских компаний, относятся:

- продолжающаяся  посткризисная рецессия на российском  и мировом рынке;

- ужесточение  конкуренции в связи с экономическим  спадом и выходом с рынка  наиболее слабых участников;

-финансовая  нестабильность и необходимость  привлечения дополнительных денежных  средств в связи с недостаточным  финансовым самообеспечением российских  компаний и их пониженной ликвидностью (на примере компаний оптовой  торговли Тверского региона);

-необходимость  привлечения инвестиций, также обусловленная  недостаточностью средств;

-новая  парадигма социально-экономического  развития РФ;

-растущее  присутствие иностранных компаний  на российском рынке;

-рост  участия иностранных инвесторов  в управлении активами компаний стратегически важных отраслей;

-ориентация  государства на инновационное  технологическое развитие, сохраняя  при этом ориентированность экономики  на экспорт сырьевых ресурсов;

-реструктуризация  органов государственной власти  и социальные реформы;

-снижение  доли государственной собственности  в российской экономике;

-снижение  ВВП и выделение государственных  субсидий убыточным предприятиям;

-плохо  контролируемый рост цен на  продукты и медикаменты, обусловленный  высоким уровнем инфляции в  2010 году (12% за 11 месяцев) и злоупотреблением своим рыночным положением крупными фармацевтическими и продуктовыми компаниями-производителями;

-вступление  России в ВТО и рост конкуренции  на внутреннем рынке как одно  из следствий этого;

-законодательная  реорганизация регламентов экономической деятельности в связи с вступлением в ВТО;

-благоприятная  экономическая конъюнктура для  российских компаний-экспортеров  товаров и услуг в связи  с укреплением политической позиции  России в отношениях с США  и Евросоюзом, а также созданием Таможенного Союза с Белоруссией и Казахстаном.

 

Информация о работе Учет факторов внешнего окружения (среды) при выработке стратегии