Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 20:46, реферат
В условиях перехода международной системы образования к принципам рыночной экономики все более актуальным становится вопрос о характере действий основных провайдеров высшего образования и, как следствие, перспективах развития рынка образовательных услуг.
Введение…………………………………………………………………..………3
Что такое транснациональное образование?.......................................................4
Две характеристики транснационального образования……………………….8
Рынок транснационального образования……………………………………….9
Значение транснационального образования для работодателей…………….13
Выводы…………………………………………………………………………..14
Список литературы……………………………………………………………..15
Возможность войти в среду транснационального образования пока остается привилегией крупных украинских вузов «с историей» (ярким примером тому является ХНУ имени В.Н. Каразина, который одним из первых в Украине стал развивать международную деятельность и сегодня сотрудничает с большинством стран мира [4]), в то время как молодые образовательные институты пока только готовятся к выходу на мировой рынок:
– На сегодняшний день мы только подходим к тому, чтобы применять транснациональное образование. Мы только входим в эту стадию, потому что вуз еще молодой, нам только пятнадцать лет.
Целевая аудитория транснационального образования – любые группы, желающие получить возможность межгосударственной мобильности:
– Я бы сказала, что это для тех студентов, которые считают себя человеком мира. Не все выпускники американского университета в Москве поедут работать в Америку.
Интересно отметить, что не только студенты выбирают вузы в любой точке мира, но и сами университеты имеют предпочтения относительно транснациональных студентов и их качеств:
– Сейчас мы очень много студентов получаем из Малайзии, и, так как мы полностью закрываем свой английский факультет этими студентами, мы не хотим пока привлекать других студентов, хотя ведем рекламную работу. Не хотим искать, потому что студенты из Малайзии нас устраивают по своим качествам – это высоко мотивированные, дисциплинированные студенты с хорошей школьной подготовкой.
Обучение иностранных
граждан – очень распространенн
Что касается стран Европы, Азии и США, то их вузам приходится серьезно задумываться о финансовом обеспечении образовательного процесса и вопросах согласования образовательных стандартов. Во втором случае серьезным подспорьем является Болонский процесс и в первую очередь система «кредитных единиц» (ECTS). Решение финансовых вопросов осложнено наличием в вузах централизованной системы управления ресурсами, необходимостью сопоставления стоимости образовательных курсов и, наконец, обязательным закреплением юридического статуса и области ответственности сторон. В результате наиболее распространенной схемой международного сотрудничества в настоящее время является обмен студентами, или поддержка индивидуальной мобильности. Международные образовательные программы встречаются реже. Можно предположить, что в этой сфере, где требуется не так много сил для того, чтобы принимать нужные решения, проще развиваться вузам небольшой и средней величины. Но опыт показывает, что большому вузу проще найти финансирование и решить проблему аккредитации и валидации своих программ.
Таким образом, потенциал для развития международной активности есть как у крупных, так и у небольших вузов, однако с точки зрения финансового обеспечения, а также законодательной поддержки (контроль качества образования) пока в борьбе за место на рынке транснационального образования выигрывают более крупные вузы.
Значение транснационального образования для работодателей
Эксперты, принявшие участие в исследовании, отмечают, что транснациональное образование облегчает транснациональным корпорациям проблему выбора персонала, поскольку специалисты, вышедшие из системы транснационального образования, могут быть знакомы с профессиональными стандартами одной страны, при этом проживая и имея культурный бэкграунд другой. Тем не менее не все выпускники вузов, работающих на рынке транснационального образования, – прямые претенденты на должность в транснациональной компании:
– Если это транснациональная корпорация, которая располагается в Москве, то естественно, что с большим удовольствием они возьмут выпускника, допустим, американского университета, расположенного в Москве. Им понятен свой стандарт. И им понятен тот уровень, на который они могут претендовать… Хотя, опять-таки, это неоднозначно, потому что транснациональная корпорация находится здесь. У нас специфика рынка другая. И эту специфику мы все равно задаем в вузе. И транснациональным корпорациям, которые здесь базируются, конечно, очень важен украинский рынок.
Некоторые опрошенные разделили базовые и дополнительные знания и отметили значение места их получения для работодателей:
– Если предполагается все-таки работать в Украине и на Украину, базовое образование должно быть получено в нашем вузе, а уже как специализация или какая-то MBA – за рубежом, это вполне допускается. Что касается MBA, конечно, это уже западные вузы. Такие специалисты, насколько я знаю, сейчас лучше всего воспринимаются как Западом, так и нашими компаниями.
Выводы
Общемировую тенденцию к переходу образованием национальных границ отмечают все опрошенные эксперты, но, как говорилось выше, не в качестве самостоятельного процесса, а как одно из следствий глобализации. Учитывая это, а также описанные тенденции развития транснационального образования в Украине, мы можем заключить, что рынок все больше проникает в образование. При активной интеграции украинской системы образования в мировое образовательное пространство украинские институты высшего образования хорошо осознают свою роль в новом порядке. При этом процесс освоения новой терминологии (своего рода языка описания этого процесса, на котором говорит мировое сообщество) протекает медленно: украинские вузы говорят и мыслят преимущественно в рамках национальной системы образования и с позиции ее интересов и на ее языке.
Следующее заключение, которое можно сделать, состоит в том, что украинское образование в том виде, в котором оно существует сейчас, будет в дальнейшем дифференцироваться. Уже сейчас можно выделить элитарный и массовый секторы образования, что подтверждают результаты украинских исследований [5]. Классическое образование с развитым теоретическим блоком постепенно становится элитарным, в то время как профильное прикладное образование все больше бывает востребовано массовым потребителем. При этом согласование стандартов станет скорее формальностью, нежели угрозой специфике украинского образования. Другие формы образования будут либо дополнять программы классических университетов, либо удовлетворять потребности населения как на национальном, так, возможно, и на межнациональном уровне за счет технологической возможности обеспечить образовательных процесс для всех желающих. Примером тому, в частности, могут служить мегауниверситеты, основным отличием которых является ориентирование на массового потребителя.
Литература