Транснациональное образование

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 20:46, реферат

Описание работы

В условиях перехода международной системы образования к принципам рыночной экономики все более актуальным становится вопрос о характере действий основных провайдеров высшего образования и, как следствие, перспективах развития рынка образовательных услуг.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..………3
Что такое транснациональное образование?.......................................................4
Две характеристики транснационального образования……………………….8
Рынок транснационального образования……………………………………….9
Значение транснационального образования для работодателей…………….13
Выводы…………………………………………………………………………..14
Список литературы……………………………………………………………..15

Работа содержит 1 файл

реферат - копия.doc

— 101.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

  1. Введение…………………………………………………………………..………3
  2. Что такое транснациональное образование?.......................................................4
  3. Две характеристики транснационального образования……………………….8
  4. Рынок транснационального образования……………………………………….9
  5. Значение транснационального образования для работодателей…………….13
  6. Выводы…………………………………………………………………………..14
  7. Список литературы……………………………………………………………..15

 

Введение

 

В условиях перехода международной  системы образования к принципам рыночной экономики все более актуальным становится вопрос о характере действий основных провайдеров высшего образования и, как следствие, перспективах развития рынка образовательных услуг. Сегодня рынок образовательных услуг уже сформировался – его общий объем, по оценкам, достигает 30 млрд долларов. На нем все более четко выделяются страны, экспортирующие и импортирующие различные образовательные услуги. Стремление занять ведущие позиции в экспорте образования является вопросом конкуренции за возможности установить профессиональные и человеческие стандарты, стандарты образования и соответственно образа жизни.

Украинское образование представлено на этом рынке, и данная сфера активно развивается: открываются новые образовательные программы, растет число международных образовательных проектов, что говорит о повышении интереса к украинским традициям в образовании, интеллектуальным ресурсам, которые высоко ценятся работодателями. Однако важно понять, как рассматривают процесс интеграции Украины в мировое образовательное пространство другие участники рынка образовательных услуг.

Следует отметить, что  понятие «транснациональное», или  «трансграничное» образование по-прежнему вызывает вопросы не только у обывателей, но и у экспертов.

 

Что такое транснациональное образование?

 

Прежде чем начать рассуждения в рамках основной цели исследования (о перспективах транснационального и дистанционного образования), необходимо разобраться, в чем суть понятий «транснациональное», «дистанционное» и «заочное» образование и как эти термины трактуются украинскими экспертами; в чем их отличие и насколько они связаны между собой.

Система экспортно-импортных  отношений на глобальном рынке образования сегодня формируется на основе различных форм международного сотрудничества. На международном уровне такие формы сотрудничества относятся к категории транснационального образования. Согласно определению ЮНЕСКО транснациональными считаются все виды программ высшего образования, курсов обучения или образовательных услуг, включая дистанционное образование, при осуществлении которых учащиеся находятся не в той стране, где вуз, присваивающий дипломы/квалификации [1]. Такие программы могут принадлежать образовательной системе страны, отличной от той, в которой они реализуются или могут быть реализованы независимо от какой-либо национальной системы образования.

Генеральное соглашение по торговле услугами выделяет следующие  модели транснационального образования [2]:

1. Международная поставка – соответствует нормальной форме торговли товарами: пересекает границу только сама услуга. Международная поставка образовательных услуг может в будущем быстро возрасти за счет использования новых информационных технологий для дистанционного обучения (кабельной и спутниковой связи, аудио- и видеоконференций, программного обеспечения для ПК и с помощью Интернета). Ряд частных компаний и университетов недавно представили свои инициативы в этой области.

2. Потребление за границей (поддержка mobility) – соответствует ситуации, когда потребитель услуг перемещается  в другую страну для их получения (например, студент едет на учебу за границу). Международный поток студентов в сфере высшего образования в настоящее время, несомненно, составляет самую большую долю глобального рынка образовательных услуг.

3. Коммерческое присутствие образовательных услуг – подразумевает коммерческое учреждение провайдерами объектов за границей (Branch Campus) или партнерство с отечественными учебными заведениями.

4. Присутствие физических лиц – подразумевает перемещение физического лица (например, профессора, исследователя, преподавателя и т. д.) в другую страну на временной основе для предоставления образовательных услуг.

Определение кажется  довольно общим, а приведенные виды транснационального образования его не исчерпывают. Так, некоторые авторы [3] добавляют к названным, такие виды транснационального образования, как:

5. Образовательные корпорации – образовательные учреждения или центры, не принадлежащие ни к одной из образовательных систем мира, работающие на транснациональные корпорации или являющиеся их частью.

6. Виртуальные институты – образовательные учреждения, предлагающие образовательные услуги одной из систем образования мира в формате электронных или информационно-коммуникационных решений (электронное обучение, интерактивные занятия через Интернет и др.).

Среди ответов экспертов  можно выделить три основные точки зрения на транснациональное образование. Первая состоит в нецелесообразности использования данного термина в силу безграничности образования как феномена, т. к. границ в образовании не существует, если речь идет об образовании через Интернет. Границы появляются только в том случае, если мы имеем дело с национальными образовательными системами. Даже на уровне отдельных образовательных программ, когда существует необходимость взаимного признания образовательных стандартов или согласования форматов обучения, идея транснациональности не является очевидной.

Вторая точка зрения заключается в преждевременности  признания за транснациональным образованием статуса отдельной формы. Этой точки зрения придерживаются небольшие вузы, осуществляющие в основном заочную форму обучения.

Третья точка зрения, которой придерживаются и авторы статьи, состоит в признании отсутствия устоявшегося термина, что создает сложности в понимании особенностей развития международных процессов в образовании. Таким образом, мы сталкиваемся с ситуацией, когда быстрая интеграция в мировое образовательное пространство сопряжена с медленным распространением международной терминологии в украинской образовательной среде. Другими словами, вузы Украины активно включаются в международный образовательный процесс, понимая основные его тенденции, но пользуются при этом старым и более привычным для себя языком описания.

Все эксперты, безусловно, отмечали глобализацию как общее направление, в рамках которого и развивается транснациональное образование, рассматривающееся как одно из следствий Болонского процесса. Транснациональное образование, по мнению опрошенных, – не самостоятельное явление, а следствие более широких процессов в мире:

– Если человек совершенно спокойно без всяких виз может ездить уже сейчас по странам Европы, то система образования просто под это подстраивается. Сам Болонский процесс тоже вытекает из этого.

– Конечно, транснациональное образование сейчас – проявление глобализации в сфере образования. Наряду с единым экономическим пространством, естественно, в поддержку ему не может не создаваться единое образовательное пространство.

– Если студент или его родители в состоянии оплатить период пребывания в любом из вузов стран, подписавших Декларацию, а потом вернуться и следующий семестр прослушать здесь или поехать в любую другую страну, мне кажется, в рамках Болонского процесса это и есть транснациональное образование. Самое главное – свобода передвижения, свобода получения информации, свобода получения знаний.

Некоторые эксперты идут дальше и отмечают, что транснациональное образование – не самоорганизующийся процесс, а вызванный и регулируемый исключительно государственными и межгосударственными решениями. Все это происходит и благодаря соглашениям, которые подписываются на государственном уровне, когда студенты из других стран получают возможность учиться в украинском вузе на платной или бесплатной основе, и наоборот.

Таким образом, транснациональное  образование понимается как коммерческая или некоммерческая деятельность в международном пространстве, осуществляемая институтами высшего образования любым из доступных способов с целью обеспечения свободного передвижения студентов или преподавателей из одной страны в другую. Заметим, что этот принцип является одним из основополагающих в Болонской декларации [3]. Признается также, что транснациональное образование – это не просто новая форма, а результат неизбежной адаптации системы образования к новым условиям мирового порядка, которые предполагают стирание государственных границ, исчезновение национального многообразия и образование единого экономического пространства.

 

Две характеристики транснационального образования

 

Существует несколько явных черт, присущих транснациональному образованию, которые выделяют отвечающие из интервью в интервью.

Во-первых, респонденты  отмечают, что транснациональное образование бросает вызов национальным образовательным стандартам:

– В принципе, образование – это сумма знаний, умений и навыков. Причем тут национальность? К национальности это никакого отношения не имеет… Строго говоря, в определении образования нет понятия национальности и границ… законы Ньютона, им до лампочки кто платит – коммунисты или социалисты.

– Если подходить к дистанционному образованию, опираясь на технологии Интернета, то в Интернете нет границ. Где граница? Граница – это, грубо говоря, линия на карте или полоса там, колючая проволока. Нет границ в Интернете.

Во-вторых, транснациональное образование также тесно связано с унификацией профессиональных стандартов в мире. В учебных программах системы транснационального образования профессиональные стандарты играют большую роль, поскольку это необходимо, чтобы расширить региональную мобильность обучающегося. Получив диплом, признаваемый профессиональным сообществом другой страны, выпускник может получить там работу, социальный статус и пр.:

– Качество транснационального образования – это выстраивание системы универсальных стандартов. Не для того, чтобы подстричь всех под одну гребенку, а для того чтобы точно понимали, что хирург, получивший образование в Голландии, может приехать в Италию и встать там к операционному столу. И транснациональность означает, что каждый вуз, выпускающий хирургов или любых других специалистов, как бы учитывает эти стандарты, которые приняты и которыми руководствуются по всему земному шару.

Таким образом, техническое  образование полностью конвертируемо  для любого государства. Гуманитарное же образование больше привязано  к национальным особенностям и связано с проблемой различия языков. Вопрос главным образом состоит в конвертируемости образовательных стандартов.

 

Рынок транснационального образования

Ни для кого из опрошенных экспертов конкуренция между участниками рынка образовательных услуг в сфере транснационального образования, по-видимому, не является актуальной. О таких процессах не упомянул ни один из экспертов. Зато процесс дифференциации областей профессиональной подготовки по странам в рамках формирования транснационального образовательного пространства описали многие. Эксперты видят мировой рынок образования ненасыщенным там, где его участники на данный момент заняли определенные ниши (разделенные по профессиональному признаку), но пока не вступили в острую конкуренцию:

– Предположим, на Западе есть традиционно сильные университеты по каким-то определенным специальностям, точно так же как есть традиционно сильные университеты у нас здесь в Украине… И я считаю, что в каждой стране формируется круг ведущих университетов, в которых существуют определенные направления, где они наиболее сильны. Все-таки здесь своя специализация будет присутствовать, потому что нельзя объять необъятное, и в этом нет необходимости.

В качестве конгломератов, занимающих ту или иную область профессиональной подготовки, могут выступать не только отдельные государства, но и объединения образовательных учреждений разных стран, поскольку отдельный вуз для мирового рынка – незначительный по силе влияния участник:

 – Даже очень большие вузы, университеты, в том числе и американские, все равно имеют ограниченные ресурсы; работая по всему миру, продвигая свои предложения и осуществляя свой маркетинг, они в одиночку все равно не справляются. Поэтому вступают в ассоциации вузов. Ряд вузов, расположенных на разных континентах, вступают в некоторый оборонительно-наступающий союз, продвигая образовательные продукты друг друга или совместные образовательные продукты на всех континентах, где они находятся.

Эксперты отмечают наличие  и предпочтительное сохранение национальной специфики в транснациональном образовании. Полная унификация стандартов и характерных черт не прогнозируется никем:

– Я придерживаюсь той точки зрения, что каждое государство, создавая свою систему образования, имеет право на то, чтобы сохранить национальные особенности, специфику. И интеграция в мировую образовательную систему должна происходить по механизмам, которые предусматривают очень внимательное отношение к индивидуальному опыту.

На сформировавшемся рынке транснационального образования, по-видимому, как и на любых других рынках, в конце концов останутся наиболее крупные вузы:

– Если сейчас государственные дотации и государственная поддержка будут обеспечены только ведущим вузам страны, то результат очевиден. Многие не выдержат прессинга времени, обстоятельств и конкуренции.

– Все-таки основной упор нужно делать на те вузы, которые большое количество лет находятся на рынке образовательных услуг и доказали свою способность.

Определенная степень  конкуренции при этом останется необходимым атрибутом рынка образования:

– Я не считаю, что будет какой-то ряд мегавузов, я уверен, что никто к этому не стремится. Потому что, если появляется какой-то монополист в области образования, даже если взять там Гарвард, Ельский или Лондонский университеты, они сами не будут заинтересованы в том, что у них не будет конкурентов.

Информация о работе Транснациональное образование