Типы структур и их применение

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 16:34, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение не только основных типов организационных структур управления, но и показать их видимые преимущества и недостатки, наглядно показать с помощью схем формы их функционирования и зависимости происхождения одной структуры от другой, а также изучить этапы все чаще применяемого на практике способа их проектирования.

Содержание

Введение
1. Сущность и принципы построения организационной структуры
1.1. Понятие о структуре управления
1.2. Взаимосвязь организационной структуры и внешней среды
1.3. Структурные подразделения в организационной структуре
1.4. Принципы построения организационной структуры управления
2. Типы организационных структур
2.1. Бюрократические структуры управления
2.1.1. Линейная организационная структура
2.1.2. Функциональная организационная структура
2.1.3. Линейно - функциональная структура
2.1.4. Дивизионная структура управления
2.2. Адаптивные структуры управления
2.2.1. Проектная структура управления
2.2.2. Матричная структура управления
2.2.3. Бригадная структура управления
Заключение
Список использованной литературы
Приложения……………………………………………………………………..25

Работа содержит 1 файл

Типы структур и их применение.doc

— 233.00 Кб (Скачать)


Министерство по образованию РФ

Федеральное агентство по образованию
Сыктывкарский Государственный Университет
Колледж экономики и права

 

 

 

 

 

Курсовая работа
по дисциплине «Менеджмент»
Тема: «Типы структур и их применение»

 

 

 

 

Выполнил:
студент 20 группы

Проверил:
преподаватель

 

 

«10»декабря 2008г.

 

 

                     

 

 

 

Сыктывкар 2008

Содержание

 

 

 

Введение

1. Сущность и принципы построения организационной структуры

1.1. Понятие о структуре управления

1.2. Взаимосвязь организационной структуры и внешней среды

1.3. Структурные подразделения в организационной структуре

1.4. Принципы построения организационной структуры управления

2. Типы организационных структур

2.1. Бюрократические структуры управления

2.1.1. Линейная организационная структура

2.1.2. Функциональная организационная структура

2.1.3. Линейно - функциональная структура

2.1.4. Дивизионная структура управления

2.2. Адаптивные структуры управления

2.2.1. Проектная структура управления

2.2.2. Матричная структура управления

2.2.3. Бригадная структура управления

Заключение

Список использованной литературы

Приложения……………………………………………………………………..25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Время, в которое мы живем, - эпоха перемен. Наше общество осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую, но исторически неизбежную и необходимую реформацию.

                  Данная тема - "Типы организационных структур и их применение", была выбрана для исследования не случайно, поскольку именно структура организации должна обеспечивать реализацию её стратегии, взаимодействие организации с внешней средой и эффективное разрешение основных задач организации. В широком понимании задача менеджеров при этом состоит в том, чтобы избрать ту структуру, которая лучше всего соответствует целям и задачам организации, а также внешним и внутренним факторам, которые влияют на неё.

"Совершенная" структура - это такая структура, которая наилучшим образом позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целенаправленно распределять и направлять усилия своих сотрудников, и таким образом, удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью.

В данной работе согласно теме должен быть проведен анализ существующих основных типов организационных структур управления и изучены их особенности существования и функционирования. Управление – процесс сложный и емкий, требующий не только классификации по стилям, методам, но и структуризации.

Организационная структура управления - важное звено в научном теоретическом менеджменте. На практике применение основных типовых структур – это не только необходимость, но и неизбежность. Невозможно установить  долговременные связи с персоналом на предприятии «методом хаоса». Все требует упорядоченности и иерархичности. В условиях современности для российского малого бизнеса, когда переход к рыночному укладу в экономике  уже произошел, а понимания построения организации у многих предпринимателей еще нет, как никогда актуальным становится научный менеджмент и его основные учения, в частности его выводы о типовых организационных структурах управления.

Целью курсовой работы является изучение не только основных типов организационных структур управления, но и показать их видимые преимущества и недостатки, наглядно показать с помощью схем формы их функционирования и зависимости происхождения одной структуры от другой, а также изучить этапы все чаще применяемого на практике способа их проектирования.

                 В условиях рыночной экономики предприятиям и организациям необходимо своевременно реагировать на изменения внешней среды и адаптировать эти организационные структуры организации к этим изменениям. Поэтому данная тема детально исследована в представленной курсовой работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность и принципы построения организационной структуры

 

1.1. Понятие о структуре управления

 

                 Определенная организация наблюдалась еще на стадии интеллектуального труда ремесленника. Она зародилась из многократно повторяющихся производственных функций, выполняемых ремесленником для достижения конечной цели своего труда. Устойчивая реализация производственных функций и образует простейшую форму организации процесса производства, то есть его первоначальную структуру, существующую еще в скрытом состоянии. Основой этого явления было кооперированное производство, развитие которого привело к выделению функций управления, формирующих организационную структуру.

                 Таким образом, главным фактором формирования организационной структуры управления производством было разделение труда, появление функции управления. Совместный труд, кооперация рабочей силы породили новый тип отношений, сложившийся как отношения между участниками производственного процесса, между руководителями и подчиненными. На стадии машинного производства произошло полное обособление функций управления. Появились полностью освобожденные от производственных функций руководители. Возникает опосредованный контроль с помощью ведомостей, отчетов, докладов и т.п. Налаживается обратная связь. Все это и в особенности рост масштабов производства, способствовало быстрому развитию организационных структур управления.

                 Структура организации - это те фиксированные взаимосвязи, которые существуют между подразделениями и работниками организации. Ее можно понимать как установленную схему взаимодействия и координации технологических и человеческих элементов. Структура управления характеризуется составом и информационными взаимосвязями самостоятельных подразделений или отдельных исполнителей, расположенных в последовательной соподчиненности и наделенных определенными правами и обязанностями. Число звеньев в структуре определяет ее уровни. Структуры могут быть одноуровневыми и многоуровневыми. В зависимости от их характера связи, они подразделяются на линейно-функциональные, дивизионные и матричные. Более подробно эти характеристики и структуры будут рассмотрены дальше. Каждое структурное подразделение характеризуется количественными и качественными параметрами.

Деятельность структурных подразделений и исполнителей регламентируется специальными положениями (инструкциями), которые определяют функции каждого органа управления, распределение прав и обязанностей между ними, а внутри подразделения - каждого исполнителя.

 

1.2. Взаимосвязь организационной структуры и внешней среды

 

                 При формировании организационных структур главное внимание отводится приданию им динамичности с тем, чтобы они могли приспосабливаться к постоянным изменениям внутренней и внешней среды. Внешняя среда по отношению к предприятию и его организационной структуре представляет собой множество взаимосвязанных факторов, которые оказывают влияние на все, что происходит внутри организации. Это и экономические условия, и потребители, и конкурирующие организации, техника и технология и множество других факторов.

Изменение окружающих условий оказывает влияние на руководителей, что вызывает необходимость разработки мер по приспособлению организации к новым ситуациям, а это соответственно влечет изменения в самой организационной структуре.

                 В связи с бурным развитием рыночных отношений менеджерам приходится учитывать все больше факторов внешней среды в разработке организационных структур. Схема любой организации показывает состав отделов, секторов и других линейных и функциональных единиц. Однако следует понимать, что такой фактор как человеческое поведение, который влияет на порядок взаимодействия и на усилия по согласованию действий, не может быть изображен на схеме. Именно человеческое поведение определяет эффективность функционирования структуры в большей мере, чем формальное распределение функций между подразделениями [2, с. 435-437].

 

1.3. Структурные подразделения в организационной структуре

 

                 Наукой установлено, что существует предел числа структурных подразделений или работников, которые могут быть подчинены одному субъекту управления. На пути эффективного управления становится информационный барьер, который определяет границы сложности объема экономических задач, доступных для решения при заданной структуре и технических средствах управления.

                 Для управления производством создается аппарат, в состав которого входят различные категории сотрудников: руководители, специалисты и технические исполнители. Различают функции управления и функции структурных подразделений. Функции управления вообще - это объективная необходимость предприятия как управляемого объекта. Функции структурных подразделений выражают конкретное содержание управленческой деятельности и сферу влияния в производстве. Они служат основой для формирования структурных подразделений    предприятия.

                 Структурное подразделение аппарата управления - это административно-обособленная его часть, которая выполняет одну, несколько или множество функций управления. В зависимости от количества их может выполнять одно или несколько структурных подразделений, которые специализируются по данному виду функций. Несовместимые по характеру деятельности функции возлагаются на отдельных работников.

 

1.4. Принципы построения организационной структуры управления

 

                 Многосторонность содержания структур управления предопределяет множественность принципов их формирования. Прежде всего, структура должна отражать цели и задачи организации, а, следовательно, быть подчиненной производству и меняться вместе с происходящими в нем изменениями. Она должна отражать функциональное разделение труда и объем полномочий работников управления; последние определяются политикой, процедурами, правками и должностными инструкциями и расширяются, как правило, в направлении более высоких уровней управления [3, c. 306-307].

                 Полномочия руководителя любого уровня ограничиваются не только внутренними факторами, но и факторами внешней среды, уровнем культуры и ценностными ориентациями общества, принятыми в нем традициями и нормами. Другими словами, структура управления должна соответствовать социально-культурной среде, и при ее построении надо учитывать условия, в которых ей предстоит функционировать. Практически это означает, что попытки слепо копировать структуры управления, действующие успешно в других организациях, обречены на провал, если условия работы различны. Немаловажное значение имеет также реализация принципа соответствия между функциями и полномочиями, с одной стороны, и квалификацией и уровнем культуры - с другой.

                 Любую перестройку структуры управления необходимо оценивать, прежде всего, с точки зрения достижения поставленных перед ней целей. В условиях нормально развивающейся (не кризисной) экономики реорганизация направлена чаще всего на то, чтобы путем совершенствования системы управления повысить эффективность работы организации, при этом главными факторами улучшения являются рост производительности труда, ускорение технического развития, кооперация в принятии и реализации управленческих решений и т.д. В кризисный период изменения в структурах управления направлены на создание условий для выживания организации за счет более рационального использования ресурсов, снижения затрат и более гибкого приспособления к требованиям внешней среды.

В целом рациональная организационная структура управления предприятием должна отвечать следующим требованиям:

       обладать функциональной пригодностью, гарантировать надежность и обеспечивать управление на всех уровнях;

       быть оперативной, не отставать от хода производственного процесса;

       иметь минимальное количество уровней управления и рациональные связи между органами управления;

       быть экономичной, минимизировать затраты на выполнение управленческих функций.

К структуре управления предъявляется множество требований, которые отражают ее ключевое значение для менеджмента. Они учитываются в принципах формирования организационных структур управления, разработке которых было посвящено немало работ отечественных авторов в дореформенный период. Главные из этих принципов могут быть сформулированы следующим образом:

1. Организационная структура управления должна отражать цели и задачи организации, а, следовательно, быть подчиненной производству и его потребностям (например, производство или научные исследования и т.д.).

2. Организационная структура управления должна отражать функциональное разделение труда и объём полномочий работников управления – принцип рационального делегирования полномочий.

Информация о работе Типы структур и их применение