Типы руководителей их поведенческие элементы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 15:40, контрольная работа

Описание работы

Цель и задачи контрольной работы. Цель работы – рассмотреть типы руководства, а также их поведенческие элементы. Из цели вытекают следующие задачи:
* охарактеризовать типы руководителей и их поведенческие элементы;
* изучить тип и поведенческие действия менеджера в ООО «Темп».

Содержание

Введение 3
1. Типы руководителей и их поведенческие элементы 4
2. Тип и поведенческие действия менеджера в ООО «Темп» 13
Заключение 15
Список используемой литературы 17

Работа содержит 1 файл

типы руководителей их поведенческие элементы.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

 

     Актуальность  работы. В условиях современного конкурентного рынка от личности менеджера, от уровня его квалификации, и особенно от стиля руководства во многом зависят темпы, прибыльность и качество производства.

     Умение  руководить - это прирожденное свойство человека, которое можно лишь развить в течение жизни, приобретая для этого необходимые знания, навыки и переосмысливая личный опыт.

     От  стиля управления зависит эффективность  деятельности организации, ее возможные пути развития, мотивация работников, их отношение к труду, взаимоотношения и многое другое. Таким образом, эта область менеджмента имеет огромное значение в управлении и обязательна для изучения.

     Изучение  стиля руководства ведется специалистами  уже более полувека. Исследователи накопили к настоящему времени не малый материал по этой проблеме.

     Цель  и задачи контрольной  работы.  Цель работы – рассмотреть типы руководства, а также их поведенческие элементы. Из цели вытекают следующие задачи:

  • охарактеризовать типы руководителей и их поведенческие элементы;
  • изучить тип и поведенческие действия менеджера в ООО «Темп».

1. Типы руководителей и их поведенческие элементы

 

     Руководитель  организации (organizational leader) – человек, который одновременно является лидером и эффективно управляет своими подчиненными. Его цель – влиять на других таким образом, чтобы они выполняли работу, порученную организации. В своих определениях лидерства в организации многие авторы старались четко сформулировать тот особый компонент, который вносит сам лидер. Например, Катц и Кан рассматривают лидерство как «оказывающий влияние элемент, который появляется помимо механического исполнения рутинных поручений организации». В своем определении лидерства Питер Друкер развивает эту мысль дальше: «Лидерство – это способность поднять человеческое видение на уровень более широкого кругозора, вывести эффективность деятельности человека на уровень более высоких стандартов, а также способность формировать личность, выходя за обычные, ограничивающие ее рамки».1

     В западной литературе традиционно различают  эти понятия по следующим параметрам:2

     Таблица 1

     Менеджеры и лидеры

  менеджер лидер
Содержание  управленческих проблем Заботится об эффективном  выполнении персоналом текущих задач, решает отдельные частичные проблемы Постигает вызовы времени, развивает инновационные  идеи, закладывает основы решения  задач будущего (Коттер И. О., США)
Воздействие на персонал Менеджеры заставляют людей делать то, что нужно. Лидеры вызывают у людей желание сделать то, что нужно.
 

       «Лидеры – это люди, которые способны выявить всё лучшее в других. Менеджеров в организации может быть сколько угодно, лидеров всегда мало»(Ли Джексон, известный амер. теоретик и практик менеджмента).

       Современный менеджер выступает  в системе общественного производства как управляющий – дипломат – лидер – воспитатель – организатор – инноватор – человек. Функция управляющего считается традиционной, изначально присущей менеджеру. Осуществляя её, менеджер становится лицом, облечённым властью. Однако эта власть не диктаторская, а скорее отеческая. Основные требования к личности – компетентность, владения навыками делового общения и ораторской практики, педагогические, консультативные и психологические умения.

       Классификации лидерства разнообразны.  В зависимости от преобладающих функций:3

  1. «Организатор». Его главное отличие в том, что нужды коллектива он воспринимает, как свои собственные и активно действует. Он оптимистичен и уверен, что большинство проблем вполне разрешимо. За ним идут, зная, что он не станет предлагать пустое дело. Умеет убеждать, склонен поощрять, а если и приходится выразить своё неодобрение, то делает это, не задевая чужого достоинства, и в результате люди стараются работать лучше. Именно такие люди оказываются на виду в любом неформальном коллективе.
  2. «Творец». Привлекает к себе прежде всего способностью видетьновое, браться за решение проблем, которые могут показаться неразрешимыми и даже опасными. Не командует, а лишь приглашает к обсуждению. Может поставить задачу так, что она заинтерисует и привлечёт людей.
  3. «Борец». Волевой, уверенный в своих силах человек. Первым идёт навстречу опасности или неизвестности, без колебания вступает в борьбу. Готов отстаивать то, во что верит и не готов идти на уступки. Однако ему не хватает времени, чтобы обдумать все свои действия и всё предусмотреть. «Безумство храбрых» - вот его стиль.
  4. «Дипломат». Если бы он использовал свои способности во зло, то его вполне можно было бы назвать мастером интриги. Он опирается на превосходное знание ситуации и её скрытых деталей, в курсе сплетен и пересудов и поэтому хорошо знает, на кого и как можно повлиять.
  5. «Утешитель». К нему тянутся потому, что он готов поддержать в трудную минуту. Уважает людей, относится к ним доброжелательно. Вежлив, предупредителен, способен к сопереживанию.

       Также выделяют ещё два психологических  типа лидеров: «игроки» и «открытые».4

  1. «Игроки». Внешне выглядят эффектными, надежными, гибкими. Они умеют «пускать пыль в глаза», а поэтому быстро меняют позиции, следуя исключительно своим интересам. На деле они не умеют работать с полной отдачей и плохо справляются с проблемами.
  2. «Открытые». Не столь заметны, но они последовательны; берутся за любые самые трудные дела, стремятся добросовестно во все вникнуть, чем завоевывают прочное доверие и уважение на долгое время. Они тоже гибки и действуют с учетом обстоятельств, но живут не сегодняшним днем, а устремлены в будущее. Именно они являются истинными лидерами, обладающими непререкаемым авторитетом у своих подчиненных.

       Подчиненным импонирует руководитель, берущий на себя ответственность, смело принимающий решения, честно признающий ошибки. Росту авторитета способствует также терпимость к слабостями людей, не мешающая работе.

     С точки зрения контактности:5

  1. Первый тип. Большую часть времени (примерно 2/3) тратит на своих подчиненных, а остальное время (1/3) на осуществление внешних связей;
  2. Второй тип. Уделяет тому и другому примерно поровну времени;
  3. Третий тип. Осуществляет только вертикальные контакты с начальством и подчиненными, но не желает знаться с коллегами своего уровня;
  4. Четвёртый тип. Сторонится вообще всех контактов.

       Первый и второй типы руководителей  хороши для оперативного управления, четвертый - для стратегического.  Третий тип руководителя не  отвечает вообще требованиям,  предъявляемым к современным управляющим.

       В соотношении между знаниями и умениями:6

  1. Первый тип (знающий – умеющий). Руководитель знает и умеет использовать многие методы. Это наиболее ценный тип руководителя-организатора.
  2. Второй тип (знающий – неумеющий). Руководитель знает, какие методы можно использовать, но не умеет этого делать на практике. К руководителям данного типа относятся обычно начинающие руководители, имеющие хорошую теоретическую подготовку в области организации и управления, но незначительный опыт работы.
  3. Третий тип (умеющий – частично знающий). Руководитель в основном умеет использовать методы, однако имеет слабые теоретические знания. Это так называемый тип руководителя-практика. Повышение квалификации способствует систематизации приобретенных на практике знаний, обогащению опыта новейшими методами.
  4. Четвертый тип (неумеющий – незнающий). Руководитель данного типа не является организатором. Именно такие руководители чаще всего совершают, как отмечал видный деятель НОТ П.М.Керженцев, «организационные преступления», т.е. своими действиями нарушают азбучные истины и принципы организации практического дела.

       Как уже говорилось, существует  множество вариантов классификации руководителей. Приведём одну из них, описывающую их психологические типы, которым её автор Д. Кейси присвоил имена героев греческого эпоса.7

  1. «Этимей» (брат Прометея, отличавшийся недалёким умом). Надёжен, учитывает все существенные подробности и детали, бережно относится к укреплению и сохранению правил, консервативен, не любит риска, склонен к бюрократизму и формализму. Для успешной работы требуется гибкий заместитель или консультант-психолог.
  2. «Дионис». Способен мгновенно реагировать на ситуацию, действовать в условиях риска и опасности конструктивно, гибко как по форме, так и по сути. Однако не способен пунктуально выполнять рутинную работу, не обращает внимания на детали и регламенты. Это требует заместителей, склонных к точной деятельности, умеющих планировать и работать с людьми, последовательно реализовывать планы.
  3. «Прометей». Стремится к разработке глобальных стратегических концепций. Способен к долгосрочному планированию, ориентирован на результат, а не на процесс, склонен помогать другим. Не любит объяснять, повторять, благодарить сотрудников, общаться с малоинтересными людьми. Чрезвычайно погружен в работу, не умеет расслабляться, не обращает внимания на других. Для успеха ему необходимо учиться убеждать и поддерживать других.
  4. «Аполлон». Ориентируется на личные отношения и особенности каждого. Стремится разрешать как организационные, так и личные проблемы. Гибок, дружелюбен, берёт на себя множество чужих проблем, но не всегда может их решить. Нуждается в умении дифференцировать свою и чужую ответственность.

       В зависимости от уровня в  управленческой иерархии можно  выделить три типа руководителей: высшего, среднего и низового звена. Они отличаются друг от друга набором основных функций, их долей в общей структуре, диапазоном и формой контактов, средствами деятельности, объёмом полномочий и возможностей.

  1. К высшим руководителям относятся члены совета директоров, президенты, вице-президенты и некоторые другие категории менеджеров, чья доля в общем числе управляющих составляет 3-7%. Руководители высшего уровня отличаются тем, что в их деятельности преобладают безличные формы официальных контактов с подчинёнными (отчёты, доклады, инструкции, приказы); систематические личные контакты с другими руководителями (совещания, планерки, летучки); эпизодические личные встречи (беседы по вызову, приём посетителей).8

     Основные  функции высших руководителей организации  состоят в формулировке её миссии, ценностей, политики, основных стандартов деятельности, структуры и системы управления, представительстве на переговорах с государственными органами и главными контрагентами. В обязанности первого руководителя входит организация работы в рамках, определяемых законодательством, уставом и другими документами; распоряжение в обусловленных рамках имуществом и средствами без специальной доверенности; заключение и расторжение хозяйственных договоров; открытие счётов в банках; решение кадровых вопросов; стимулирование подчинённых руководителей.

  1. Руководители среднего звена (основных подразделений и предприятий, входящих в организацию), доля которых в общей численности управляющих составляет 40-60%, назначаются и освобождаются от должности первым лицом или его заместителями и несут перед ними ответственность за выполнение полученных заданий и сохранность имущества вверенных им подразделений. Их функции уже локальны. Через подчинённых руководителей низового уровня они управляют текущей деятельностью: устанавливают задания исполнителям, осуществляют контроль, проводят мероприятия по совершенствованию организации и технологии производства, условий труда, соблюдению производственной, технологической, трудовой дисциплины, санитарных норм.

     В рамках компетенции им предоставлено право решать кадровые вопросы (частично — самостоятельно, частично — выходя с предложениями к руководству организации), поощрять ил наказывать своих подчинённых. Они готовят информацию для решений, принимаемых «наверху», и после трансформации в технологически удобную форму передают эти решения низовым руководителям (называемым в западных фирмах менеджерами-контролёрами, или супервайзерами) — начальникам цехов, участков, групп, бригадиры работают непосредственно с исполнителями и несут полную ответственность за их действия. Именно на них ложится вся тяжесть повседневного управления персоналом: распределение заданий, разработка графиков работы, организация и координация труда подчинённых; обеспечение условий для выполнения ими качественно и в срок производственных заданий; контроль за ходом их осуществления, соблюдением сроков, рациональным использованием оборудования, материальных и иных ресурсов, производственной дисциплиной, техникой безопасности; содействие рационализаторству, изобретательству, внедрению передовых методов работы.9

  1. Руководители низового звена имеют право в установленном порядке премировать подчинённых, налагать на них дисциплинарную ответственность, делать соответствующие представления руководству подразделений и организации. Низовой уровень управления — технический, обеспечивающий стабильную, эффективную работу персонала — рабочих и других неуправленческих работников. Большая часть руководителей принадлежит к нему (и большинство начинает здесь свою карьеру).

Информация о работе Типы руководителей их поведенческие элементы