Содержание
Введение
Актуальность
работы. В условиях современного конкурентного
рынка от личности менеджера, от уровня
его квалификации, и особенно от стиля
руководства во многом зависят темпы,
прибыльность и качество производства.
Умение
руководить - это прирожденное свойство
человека, которое можно лишь развить
в течение жизни, приобретая для этого
необходимые знания, навыки и переосмысливая
личный опыт.
От
стиля управления зависит эффективность
деятельности организации, ее возможные
пути развития, мотивация работников,
их отношение к труду, взаимоотношения
и многое другое. Таким образом, эта область
менеджмента имеет огромное значение
в управлении и обязательна для изучения.
Изучение
стиля руководства ведется специалистами
уже более полувека. Исследователи
накопили к настоящему времени не малый
материал по этой проблеме.
Цель
и задачи контрольной
работы. Цель работы – рассмотреть
типы руководства, а также их поведенческие
элементы. Из цели вытекают следующие
задачи:
- охарактеризовать
типы руководителей и их поведенческие
элементы;
- изучить тип
и поведенческие действия менеджера в
ООО «Темп».
1.
Типы руководителей
и их поведенческие
элементы
Руководитель
организации (organizational leader) – человек, который
одновременно является лидером и эффективно
управляет своими подчиненными. Его цель
– влиять на других таким образом, чтобы
они выполняли работу, порученную организации.
В своих определениях лидерства в организации
многие авторы старались четко сформулировать
тот особый компонент, который вносит
сам лидер. Например, Катц и Кан рассматривают
лидерство как «оказывающий влияние элемент,
который появляется помимо механического
исполнения рутинных поручений организации».
В своем определении лидерства Питер Друкер
развивает эту мысль дальше: «Лидерство
– это способность поднять человеческое
видение на уровень более широкого кругозора,
вывести эффективность деятельности человека
на уровень более высоких стандартов,
а также способность формировать личность,
выходя за обычные, ограничивающие ее
рамки».1
В
западной литературе традиционно различают
эти понятия по следующим параметрам:2
Таблица
1
Менеджеры
и лидеры
|
менеджер |
лидер |
Содержание
управленческих проблем |
Заботится об эффективном
выполнении персоналом текущих задач,
решает отдельные частичные проблемы |
Постигает вызовы
времени, развивает инновационные
идеи, закладывает основы решения
задач будущего (Коттер И. О., США) |
Воздействие
на персонал |
Менеджеры заставляют
людей делать то, что нужно. |
Лидеры вызывают
у людей желание сделать то, что
нужно. |
«Лидеры – это люди, которые способны
выявить всё лучшее в других. Менеджеров
в организации может быть сколько угодно,
лидеров всегда мало»(Ли Джексон, известный
амер. теоретик и практик менеджмента).
Современный менеджер выступает
в системе общественного производства
как управляющий – дипломат – лидер –
воспитатель – организатор – инноватор
– человек. Функция управляющего считается
традиционной, изначально присущей менеджеру.
Осуществляя её, менеджер становится лицом,
облечённым властью. Однако эта власть
не диктаторская, а скорее отеческая. Основные
требования к личности – компетентность,
владения навыками делового общения и
ораторской практики, педагогические,
консультативные и психологические умения.
Классификации лидерства разнообразны.
В зависимости от преобладающих функций:3
- «Организатор».
Его главное отличие в том, что нужды коллектива
он воспринимает, как свои собственные
и активно действует. Он оптимистичен
и уверен, что большинство проблем вполне
разрешимо. За ним идут, зная, что он не
станет предлагать пустое дело. Умеет
убеждать, склонен поощрять, а если и приходится
выразить своё неодобрение, то делает
это, не задевая чужого достоинства, и
в результате люди стараются работать
лучше. Именно такие люди оказываются
на виду в любом неформальном коллективе.
- «Творец».
Привлекает к себе прежде всего способностью
видетьновое, браться за решение проблем,
которые могут показаться неразрешимыми
и даже опасными. Не командует, а лишь приглашает
к обсуждению. Может поставить задачу
так, что она заинтерисует и привлечёт
людей.
- «Борец».
Волевой, уверенный в своих силах человек.
Первым идёт навстречу опасности или неизвестности,
без колебания вступает в борьбу. Готов
отстаивать то, во что верит и не готов
идти на уступки. Однако ему не хватает
времени, чтобы обдумать все свои действия
и всё предусмотреть. «Безумство храбрых»
- вот его стиль.
- «Дипломат».
Если бы он использовал свои способности
во зло, то его вполне можно было бы назвать
мастером интриги. Он опирается на превосходное
знание ситуации и её скрытых деталей,
в курсе сплетен и пересудов и поэтому
хорошо знает, на кого и как можно повлиять.
- «Утешитель».
К нему тянутся потому, что он готов поддержать
в трудную минуту. Уважает людей, относится
к ним доброжелательно. Вежлив, предупредителен,
способен к сопереживанию.
Также выделяют ещё два психологических
типа лидеров: «игроки» и «открытые».4
- «Игроки».
Внешне выглядят эффектными, надежными,
гибкими. Они умеют «пускать пыль в глаза»,
а поэтому быстро меняют позиции, следуя
исключительно своим интересам. На деле
они не умеют работать с полной отдачей
и плохо справляются с проблемами.
- «Открытые».
Не столь заметны, но они последовательны;
берутся за любые самые трудные дела, стремятся
добросовестно во все вникнуть, чем завоевывают
прочное доверие и уважение на долгое
время. Они тоже гибки и действуют с учетом
обстоятельств, но живут не сегодняшним
днем, а устремлены в будущее. Именно они
являются истинными лидерами, обладающими
непререкаемым авторитетом у своих подчиненных.
Подчиненным импонирует руководитель,
берущий на себя ответственность, смело
принимающий решения, честно признающий
ошибки. Росту авторитета способствует
также терпимость к слабостями людей,
не мешающая работе.
С
точки зрения контактности:5
- Первый тип.
Большую часть времени (примерно 2/3) тратит
на своих подчиненных, а остальное время
(1/3) на осуществление внешних связей;
- Второй тип.
Уделяет тому и другому примерно поровну
времени;
- Третий тип.
Осуществляет только вертикальные контакты
с начальством и подчиненными, но не желает
знаться с коллегами своего уровня;
- Четвёртый
тип. Сторонится вообще всех контактов.
Первый и второй типы руководителей
хороши для оперативного управления,
четвертый - для стратегического.
Третий тип руководителя не
отвечает вообще требованиям,
предъявляемым к современным управляющим.
В соотношении между знаниями и умениями:6
- Первый тип
(знающий – умеющий). Руководитель знает
и умеет использовать многие методы. Это
наиболее ценный тип руководителя-организатора.
- Второй тип
(знающий – неумеющий). Руководитель знает,
какие методы можно использовать, но не
умеет этого делать на практике. К руководителям
данного типа относятся обычно начинающие
руководители, имеющие хорошую теоретическую
подготовку в области организации и управления,
но незначительный опыт работы.
- Третий тип
(умеющий – частично знающий). Руководитель
в основном умеет использовать методы,
однако имеет слабые теоретические знания.
Это так называемый тип руководителя-практика.
Повышение квалификации способствует
систематизации приобретенных на практике
знаний, обогащению опыта новейшими методами.
- Четвертый
тип (неумеющий – незнающий). Руководитель
данного типа не является организатором.
Именно такие руководители чаще всего
совершают, как отмечал видный деятель
НОТ П.М.Керженцев, «организационные преступления»,
т.е. своими действиями нарушают азбучные
истины и принципы организации практического
дела.
Как уже говорилось, существует
множество вариантов классификации
руководителей. Приведём одну из них, описывающую
их психологические типы, которым её автор
Д. Кейси присвоил имена героев греческого
эпоса.7
- «Этимей»
(брат Прометея, отличавшийся недалёким
умом). Надёжен, учитывает все существенные
подробности и детали, бережно относится
к укреплению и сохранению правил, консервативен,
не любит риска, склонен к бюрократизму
и формализму. Для успешной работы требуется
гибкий заместитель или консультант-психолог.
- «Дионис».
Способен мгновенно реагировать на ситуацию,
действовать в условиях риска и опасности
конструктивно, гибко как по форме, так
и по сути. Однако не способен пунктуально
выполнять рутинную работу, не обращает
внимания на детали и регламенты. Это требует
заместителей, склонных к точной деятельности,
умеющих планировать и работать с людьми,
последовательно реализовывать планы.
- «Прометей».
Стремится к разработке глобальных стратегических
концепций. Способен к долгосрочному планированию,
ориентирован на результат, а не на процесс,
склонен помогать другим. Не любит объяснять,
повторять, благодарить сотрудников, общаться
с малоинтересными людьми. Чрезвычайно
погружен в работу, не умеет расслабляться,
не обращает внимания на других. Для успеха
ему необходимо учиться убеждать и поддерживать
других.
- «Аполлон».
Ориентируется на личные отношения и особенности
каждого. Стремится разрешать как организационные,
так и личные проблемы. Гибок, дружелюбен,
берёт на себя множество чужих проблем,
но не всегда может их решить. Нуждается
в умении дифференцировать свою и чужую
ответственность.
В зависимости от уровня в
управленческой иерархии можно
выделить три типа руководителей: высшего,
среднего и низового звена. Они отличаются
друг от друга набором основных функций,
их долей в общей структуре, диапазоном
и формой контактов, средствами деятельности,
объёмом полномочий и возможностей.
- К высшим
руководителям относятся члены совета
директоров, президенты, вице-президенты
и некоторые другие категории менеджеров,
чья доля в общем числе управляющих составляет
3-7%. Руководители высшего уровня отличаются
тем, что в их деятельности преобладают
безличные формы официальных контактов
с подчинёнными (отчёты, доклады, инструкции,
приказы); систематические личные контакты
с другими руководителями (совещания,
планерки, летучки); эпизодические личные
встречи (беседы по вызову, приём посетителей).8
Основные
функции высших руководителей организации
состоят в формулировке её миссии, ценностей,
политики, основных стандартов деятельности,
структуры и системы управления, представительстве
на переговорах с государственными органами
и главными контрагентами. В обязанности
первого руководителя входит организация
работы в рамках, определяемых законодательством,
уставом и другими документами; распоряжение
в обусловленных рамках имуществом и средствами
без специальной доверенности; заключение
и расторжение хозяйственных договоров;
открытие счётов в банках; решение кадровых
вопросов; стимулирование подчинённых
руководителей.
- Руководители
среднего звена (основных подразделений
и предприятий, входящих в организацию),
доля которых в общей численности управляющих
составляет 40-60%, назначаются и освобождаются
от должности первым лицом или его заместителями
и несут перед ними ответственность за
выполнение полученных заданий и сохранность
имущества вверенных им подразделений.
Их функции уже локальны. Через подчинённых
руководителей низового уровня они управляют
текущей деятельностью: устанавливают
задания исполнителям, осуществляют контроль,
проводят мероприятия по совершенствованию
организации и технологии производства,
условий труда, соблюдению производственной,
технологической, трудовой дисциплины,
санитарных норм.
В
рамках компетенции им предоставлено
право решать кадровые вопросы (частично
— самостоятельно, частично — выходя
с предложениями к руководству организации),
поощрять ил наказывать своих подчинённых.
Они готовят информацию для решений, принимаемых
«наверху», и после трансформации в технологически
удобную форму передают эти решения низовым
руководителям (называемым в западных
фирмах менеджерами-контролёрами, или
супервайзерами) — начальникам цехов,
участков, групп, бригадиры работают непосредственно
с исполнителями и несут полную ответственность
за их действия. Именно на них ложится
вся тяжесть повседневного управления
персоналом: распределение заданий, разработка
графиков работы, организация и координация
труда подчинённых; обеспечение условий
для выполнения ими качественно и в срок
производственных заданий; контроль за
ходом их осуществления, соблюдением сроков,
рациональным использованием оборудования,
материальных и иных ресурсов, производственной
дисциплиной, техникой безопасности; содействие
рационализаторству, изобретательству,
внедрению передовых методов работы.9
- Руководители
низового звена имеют право в установленном
порядке премировать подчинённых, налагать
на них дисциплинарную ответственность,
делать соответствующие представления
руководству подразделений и организации.
Низовой уровень управления — технический,
обеспечивающий стабильную, эффективную
работу персонала — рабочих и других неуправленческих
работников. Большая часть руководителей
принадлежит к нему (и большинство начинает
здесь свою карьеру).