Типы и виды управленческих структур

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 15:57, курсовая работа

Описание работы

При написании курсовой работы автор ставит перед собой следующие цели и:
изучить типы и виды организационных структур.
определить выбор и принципы формирования структур управления;
раскрыть понятие и принципы построения «организационной структуры управления»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ И ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Понятие организационной структуры
1.2 Принципы структур управления
1.3 Выбор и формирование структур управления
2. ТИПЫ И ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР
2.1 Типы организационных структур
- Иерархический тип структуры
- Органический тип структуры
2.2 Виды организационных структур
- Линейная структура
- Функциональная структура
- Линейно-функциональная структура
- Линейно-штабная структура
2.3 Дивизионная структура
- Продуктовая структура
- Структура, ориентированная на потребителя
- Региональная структура
2.4 Адаптивная структура
- Проектная структура
- Матричная структура
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Приложение «Сравнительная таблица организационных структур управления»

Работа содержит 1 файл

курсовая менеджмент.rtf

— 624.82 Кб (Скачать)

     Одной из форм проектного управления является формирование специального подразделения - проектной команды, работающей на временной основе. В ее состав включают необходимых специалистов, в том числе и по управлению. Руководитель проекта наделяется проектными полномочиями и несет ответственность за планирование проекта, за состояние графика и ход выполнения работ, за расходованием ресурсов и за материальное поощрение работающих. В связи с этим большое значение придается умению руководителя сформировать концепцию управления проектом, распределить задачи между участниками команды, определять приоритеты и ресурсы, конструктивно подходить к разрешению конфликтов [8, С.92].

     Руководители проектов сами формируют команды работников, распределяют задачи между работниками. По завершении проекта структура распадается, а сотрудники переходят в новую проектную структуру или возвращаются на свою постоянную должность. Такая структура обладает большой гибкостью, но при наличии нескольких целевых программ или проектов приводит к дроблению ресурсов и усложняет поддержание и развитие производственного и научно-технического потенциала организации как единого целого. При этом от руководителя требуется не только управление всеми стадиями жизненного цикла проекта, но и учет места проекта в сети проектов данной организации [2, С.60]. 
 
 

     Матричная структура.

     Структура представляет собой решетчатую организацию, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны непосредственному руководителю, функциональной службы, представляющей персонал и техническую помощь руководителю проекта, с другой - руководителю проекта, наделенного полномочиями для осуществления процесса управления в соответствии с запланированными сроками, ресурсами и качеством (рис.8).

          
                                   Руководство предприятием
                                                                     
                                   Отделение 1        Отделение 2
                                                                     
              Производство        Исследования        Снабжение
                                                                     
Проект 1        Производственная группа        Группа конструкторов        Группа снабжения
                                                                     
Проект 2        Производственная группа        Группа конструкторов        Группа снабжения
 
 

     Рисунок 8 - Матричная структура управления 

     При такой организации руководитель проекта взаимодействует с двумя группами подчиненных: с постоянными членами проектной группы и с другими работниками функциональных отделов, которые подчиняются ему временно и по ограниченному кругу вопросов [8, С.92].

     Переход к матричным структурам обычно охватывает не всю организацию, а лишь его часть, при этом успех в значительной мере зависит от того, в какой степени руководители проектов обладают профессиональными качествами менеджеров и могут выступать в проектной группе лидерами. Масштабы применения матричных структур в организациях довольно значительные, что говорит об их эффективности.

     Матричная структура представляет собой попытку использовать преимущества как функционального, так и проектного принципа построения организации и по возможности избежать их недостатков [13, С.266].

     Преимущества матричной структуры управления:

     позволяет достичь определенной гибкости, которая никогда не присутствует в функциональных структурах, поскольку в них все сотрудники закреплены за определенными функциональными отделами;

     существует возможность гибкого перераспределения кадров в зависимости от конкретных потребностей каждого проекта;

     дает большую возможность координации работ, характерную для дивизиональных структур, что достигается за счет создания должности руководителя проекта, координирующего все связи между участниками проекта, работающих в различных функциональных отделах.

     Недостатки структуры характеризуются сложностью, а иногда и непонятностью ее структуры, наложение вертикальных и горизонтальных полномочий подрывает принцип единоначалия, что приводит к конфликтам и трудностям в принятии решений. Наблюдается наиболее сильная зависимость успеха от личных взаимоотношений между сотрудниками.

     Несмотря на все эти сложности, матричная организация используется во многих отраслях промышленности, а также в некоторых отраслях непроизводственной сферы, где необходимо единое руководство различными отделами и службами, разрабатывающими проект.

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Создание и деятельность каждой организации происходит с учетом места, времени и ситуации, определяющих не только вид организации, но и порядок ее функционирования.  Организационная структура включает в себя две составные части:

     структура - форма упорядоченности элементов системы, совокупность взаимосвязанных звеньев, образующих систему практически и независимо от ее элементов и целей;

     организация - форма упорядоченности элементов системы внутри и вне ее непосредственно зависит от реализуемых целей и свойств самих элементов.

     Многосторонность содержания структур управления предопределяет множественность принципов их формирования. Прежде всего, структура должна отражать цели и задачи организации, а следовательно подчиняться производству и меняться вместе с происходящими в нем изменениями.

     Можно выделить два типовых подхода, получившие наибольшее распространение: иерархический и органический.

     Иерархический тип структуры управления имеет много разновидностей: линейно-функциональная, линейно-штабная, дивизиональная. Разновидностями органического типа структур являются проектные, матричные, программно-целевые, бригадные формы организации управления. Все виды сводятся к четырем типам организационных структур:

     линейная структура - управляющие воздействия на объект могут передаваться только одним доминантным лицом, получающий официальную информацию только от своих, непосредственно ему подчиненных лиц, принимает решения по всем вопросам, относящимся к руководимой им части объекта, и несет ответственность.

     функциональная структура - при сохранении единоначалия по отдельным функциям управления формируются специальные подразделения, разработки которых обладают знаниями и навыками работы в данной области управления.

     С увеличением размеров и развитием концентрации производства возникла необходимость в приемлемых формах управления, соответствующие характеру новых требований производства. В результате чего были созданы комбинированные структуры:

     линейно-функциональные - основу оставляет «шахматный» принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации и предусматривает создание при основных звеньях линейной структуры функциональных подразделений;

     линейно-штабные - суть заключается в том, что функциональные руководители получают в свое распоряжение развитые обособленные функциональные подразделения (финансовое управление, управление снабжения и т.д.), которые могут самостоятельно вести работу с производственными подразделениями, в том числе и на коммерческой основе.

     дивизиональная структура характеризуется сочетанием централизованной координации с децентрализованным управлением. Ключевыми фигурами в управлении организациями с данной структурой становятся управляющие (менеджеры), возглавляющие производственные отделения, которые могут строиться по трем критериям:

     по выпускаемой продукции или предоставляемым услугам (продуктовая ориентация);

     по ориентации на потребителя (потребительская ориентация);

     по обслуживаемым территориям (региональная специализация).

     Соответственно модернизациями дивизиональных структур являются дивизионально-региональная, дивизионально-технологическая и дивизионально-продуктовая структуры управления.

     Адаптивные или органические структуры управления обеспечивают быструю реакцию предприятия на изменение внешней среды и ориентируются на ускоренную реализацию сложных программ и проектов, могут применяться на предприятиях, в объединениях, на уровне отраслей и рынков. Существует два типа адаптивных структур:

     проектный - формируется при разработке организацией проектов, под которыми понимаются любые процессы целенаправленных изменений в системе (например, модернизация производства, освоение новых изделий или технологий т.п.);

     матричный - представляет собой решетчатую организацию, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны непосредственному руководителю, функциональной службы, представляющей персонал и техническую помощь руководителю проекта, с другой - руководителю проекта, наделенного полномочиями для осуществления процесса управления в соответствии с запланированными сроками, ресурсами и качеством.

 

     БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК: 

Абчук В.А.. Менеджмент: Учебное пособие. 2-е издание. - СПб. Издательство Михайлова В.А., 2004. - 463 с.;

Андреев В.Ф., Гришина Н.Г., Лопатина С.Г. Основы менеджмента: Учебное пособие/ Под ред. С.Г. Лопатиной. - М.: Юрайт, 1999. - 265 с.;

Аникин Б.А.. Высший менеджмент для руководителей: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 136 с.;

Веснин В.Р.. Менеджмент: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 504 с.;

Виханский О.С., Наумов А.И.. Менеджмент: Учебник/ О.С. Виханский, А.И. Наумов. - 4-е изд, перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2005. - 670 с.;

Жолобов Ю.В.. Формула управления. Практические рекомендации. - М.: «Либерия - Бибиформ», 2005. - 168 с.;

Кнорринг В.И.. Теория, практика и искусство управления.: Издательство НОРМА, 2001 г. - 512 с.;

Менеджмент. Учебное пособие. Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю. Издательство Инфра-М 2008. - 440 с.;

Румянцева Е.Е.. Новая экономическая энциклопедия. - М.: ИНФРА-М, 2005. - VI, 724 с.;

Словарь-справочник менеджера/ Под ред. М.Г. Лапусты. - М.: ИНФРА-М, 1996. - 608 с.;

Теория управления: Учебник/ Под общ. ред. А.В. Гапоненко, А.П. Панкрутина. - М.: Изд-во РАГС, 2004. - 558 с.;

Уколов В.Ф.. Теория управления: Учебник для вузов/ В.Ф. Уколов, А.М. Масс. - 2-е изд., доп. - М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2004. - 656 с.;

Экономика организации (предприятия): Учебник/ Под ред. Н.А. Сафронова. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Экономистъ, 2004. - 618 с.;

Организационные структуры управления. Быкова А. Издательство ОЛМА-ПРЕСС Инвест. 2003г. 160с.

Менеджмент. Учебник. Глухов В.В. 3-е изд. - СПб: Питер 2008, 608с.

Основы менеджмента. Учебник. Семенов А.К., Набоков В.И. 2008, 5-е изд., 556с.

Общее управление организацией. Теория и практика - Румянцева З.П - Учебник - 2007.

Организационное проектирование. Учебник. В. А. Баринов. Издательство ИНФРА-М, 2009г. 384с.

Современный менеджмент. Учебники экономического ф-та СПбГУ  Маленков Ю.А. 2009г. 439с.

Менеджмент. Управление - древнейшее искусство, новейшая наука. Учебник. Омаров О.М. 2009г. 638с.

Вид структуры

Достоинства

Недостатки

Линейная структура

  • простота применения;
  • все обязанности и полномочия четко распределены.
  • жесткость, негибкость, неприспособленность к дальнейшему росту и развитию предприятия;
  • ориентирована на большой объем информации, передаваемой от одного уровня управления к другому;
  • ограничение инициативы у работников низших уровней управления;
  • высокие требования к руководителю, который должен иметь обширные разносторонние знания и опыт по всем функциям управления и сферам деятельности, что ограничивает масштаб возглавляемого подразделения и возможности руководителя более эффективно им управлять.
Функциональная структура
  • высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций;
  • расширение возможностей линейных руководителей по оперативному управлению производством.
  • затрудняет координацию управленческих воздействий;
  • конфликтность между отделами (подразделениями), выражающаяся в реализации целей и задач своих подразделений, чем общих целей всей организации;
  • на крупном предприятии цепь команд от руководителя до исполнителя становиться слишком длинной;
  • снижение ответственности исполнителей за работу в результате обезличивания в выполнении ими своих обязанностей;
  • дублирование и несогласованность указаний и распоряжений, получаемые работниками;
  • нарушение принципов единоначалия и единства распорядительства.
Линейно-функциональная структура
  • простота и привычность, четкость распределения функций управления между руководящим персоналом.
  • несоответствия между ответственностью и полномочиями у руководителей разных уровней и подразделений;
  • превышение норм управляемости у директоров и их заместителей;
  • формирование нерациональных информационных потоков;
  • чрезмерная централизация специфики работы различных подразделений;
  • слабые связи между функциональными подразделениями;
  • отсутствие необходимых нормативных и регламентирующих документов.
Линейно-штабная структура.
  • функциональные руководители получают в свое распоряжение развитые обособленные функциональные подразделения (финансовое управление, управление снабжения и т.д.), которые могут самостоятельно вести работу с производственными подразделениями, в том числе и на коммерческой основе.
 
Дивизиональная структура
  • сочетанием централизованной координации с децентрализованным управлением;
  • ускоряет реакцию предприятия на изменение внешней среды;
  • в результате расширения границ оперативно-хозяйственной самостоятельности отделения рассматриваются как центры прибыли, активно использующие предоставленную им свободу для повышения эффективности работы.
  • рост вертикали управления;
  • формирование промежуточных уровней управления для координации работы отделений, групп и т.п.;
  • дублирование функций управления ведет к росту затрат на содержание управленческого аппарата.
Продуктовая структура
  • руководство по которым передаются одному лицу - ответственному за данный тип продукции. Руководители вспомогательных служб подчиняются ему.
 
  • Структура, ориентированная на потребителя
  • позволяет легко справиться с разработкой новых видов продукции, исходя из соображений конкуренции, совершенствования технологии или удовлетворения потребностей покупателей.
  • рассчитана на небольшой ассортимент товаров (услуг).
Региональная структура
  • облегчает решение проблем, связанных с местных законодательством, обычаями и нуждами потребителей;
  • упрощает связь предприятия с клиентами, а также связь между его подразделениями.
  • большое количество подразделений;
Адаптивная структура
  • обеспечивают быструю реакцию предприятия на изменение внешней среды.
  • ориентируются на ускоренную реализацию сложных программ и проектов.

Матричная структура

  • позволяет достичь определенной гибкости, которая никогда не присутствует в функциональных структурах, поскольку в них все сотрудники закреплены за определенными функциональными отделами;
  • существует возможность гибкого перераспределения кадров в зависимости от конкретных потребностей каждого проекта;
  • дает большую возможность координации работ, характерную для дивизиональных структур, что достигается за счет создания должности руководителя проекта, координирующего все связи между участниками проекта, работающих в различных функциональных отделах.
  • характеризуются сложностью, а иногда и непонятностью ее структуры, наложение вертикальных и горизонтальных полномочий;
  • подрывает принцип единоначалия, что приводит к конфликтам и трудностям в принятии решений;
  • сильная зависимость успеха от личных взаимоотношений между сотрудниками.

Проектная

  • большая гибкость (мобильность);
  • формирование специального подразделения;
  • Структура формируется при разработке организацией проектов, что приводит к изменениям в системе;
  • При завершении проекта структура распадается;
  • Может приводить к дроблению ресурсов и усложнять поддержание и развитие потенциала организации как единого целого

Информация о работе Типы и виды управленческих структур