Типы и виды управленческих структур

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 15:57, курсовая работа

Описание работы

При написании курсовой работы автор ставит перед собой следующие цели и:
изучить типы и виды организационных структур.
определить выбор и принципы формирования структур управления;
раскрыть понятие и принципы построения «организационной структуры управления»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ И ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Понятие организационной структуры
1.2 Принципы структур управления
1.3 Выбор и формирование структур управления
2. ТИПЫ И ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР
2.1 Типы организационных структур
- Иерархический тип структуры
- Органический тип структуры
2.2 Виды организационных структур
- Линейная структура
- Функциональная структура
- Линейно-функциональная структура
- Линейно-штабная структура
2.3 Дивизионная структура
- Продуктовая структура
- Структура, ориентированная на потребителя
- Региональная структура
2.4 Адаптивная структура
- Проектная структура
- Матричная структура
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Приложение «Сравнительная таблица организационных структур управления»

Работа содержит 1 файл

курсовая менеджмент.rtf

— 624.82 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ 

     
ВВЕДЕНИЕ
   
  ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ И ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Понятие организационной структуры
1.2

Принципы структур управления

1.3

Выбор и формирование структур управления

 

ТИПЫ И ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР

2.1

Типы организационных структур

 

- Иерархический тип структуры

 

- Органический тип структуры

2.2

Виды организационных структур

 

- Линейная структура

 

- Функциональная структура

 

- Линейно-функциональная структура

 

- Линейно-штабная структура

2.3

Дивизионная структура

 

- Продуктовая структура

 

- Структура, ориентированная на потребителя

 

- Региональная структура

2.4

Адаптивная структура

 

- Проектная структура

 

- Матричная структура

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Приложение «Сравнительная таблица организационных структур управления»

 

 

      Введение 

     Иметь предприятие, приносящее постоянную и качественную прибыль - это мечта каждого человека, желающего финансовой независимости и хорошего будущего для своей семьи. Однако не многие решаются занять нишу предпринимателей, в силу того, что большинство людей боится не только «старта» в море большого и малого бизнеса, который начинается с определения организационно-правовой формы деятельности, но и выбора структуры управления.

     Если обратиться к статистике, то можно наглядно увидеть, что в начале становления новых рыночных отношений в России, практические каждое второе частное предприятие и кооператив прекращали свою деятельность по причине неправильно выбранной стратегии управления. Тогда, в 80-90-х годах ХХ века, мало кто знал о науке управления - «менеджменте», и уж тем более, о принципах и подходах к построению и выбору структуры управления организацией.

     Сегодня организацию управления принято рассматривать как важнейшую характеристику любой системы, отличающейся внутренним распорядком ее составных частей. Разрозненная деятельность людей ограничивается личностными способностями, тогда как их взаимодействие благоприятствует установлению организации как единого целого, многократно умножающего ее творческий потенциал путем наилучшего использования имеющихся ресурсов [12, С.125].

     Создание и деятельность каждой организации происходит с учетом места, времени и ситуации, определяющих не только вид организации, но и порядок ее функционирования [1, C.95]. Без решения организационных вопросов процесс управления невозможен.

     Суть организации как специфической функции управления состоит в том, чтобы создать сеть организационных отношений, обеспечивающих целостность управляемой системы, эффективное взаимодействие ее компонентов, целесообразные отношения координации  субординации между ними.

     Функция организации предполагает формирование управляющей системы, способной целенаправленно воздействовать на управляемую систему для использования наиболее эффективных методов и средств в целях достижения поставленных задач.

     При написании курсовой работы автор ставит перед собой следующие цели и:

     изучить типы и виды организационных структур.

     определить выбор и принципы формирования структур управления;

     раскрыть понятие и принципы построения «организационной структуры управления»;

     Объектом исследования является структура управления, предметом - типы и виды структуры управления, методы исследования - описание, изучение документов 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ.  

     1.1 Понятие организационной структуры. 

     Термин «организация» с французского переводится как строение, устройство чего-либо. В менеджменте это понятие используется для обозначения совокупности людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели с использованием принципов разделения труда, обязанностей и на основе определенной структуры.

     Понятие «структура» в переводе с латинского обозначает расположение и связь составных частей чего-либо, строение. В теории менеджмента словосочетание «организационная структура» чаще всего используется для обозначения внутреннего строения организации, совокупности взаимосвязей между подразделениями и членами организации [11, С.135].

     Структура - один из важнейших компонентов системы, отличающейся от структуры наличием целевой ориентации и придающей системе определенную направленность.

     Организационная структура включает в себя две составные части - структуру и организацию. Под структурой понимается форма упорядоченности элементов системы, совокупность взаимосвязанных звеньев, образующих систему практически и независимо от ее элементов и целей, в то время как организация элементов системы внутри и вне ее непосредственно зависит от реализуемых целей и свойств самих элементов [11, С.136]. Структура при этом отражает внутреннюю форму организации систему ее статистику. Организация не имеет самостоятельного воплощения, проявляясь через структуру. Организационные отношения имеют более существенное значение по сравнению с управленческими, т.к. последние действуют только в общественных системах и только при побуждении людей к целесообразному действию.

     Организационная структура в системе управления имеет скелетообразующее значение, т.е. является хребтом организации. Она отражает уровень социально-экономического развития субъекта управления, степень технико-технологической зрелости, формы организации производства и другие объективные признаки развития объекта и субъекта управления, ее философию и стратегию.

     Веснин В.Р. в своем учебнике «Менеджмент» дает определение управленческой структуре как совокупности органов управления (должностей, подразделений и служб), находящихся в определенной взаимной связи, соподчинении и объединенных коммуникационными каналами. При этом управленческие структуры он классифицирует по следующим основаниям [4, С. 228]:

     по степени сложности, которую характеризуют:

     число подразделений и мест расположения;

     среднее количество подчиненных у одного руководителя;

     количество уровней управления;

     важность принимаемых решений и др.

     по принципам разбиения (функциональный, объектный и др.);

     по степени централизации (централизованные или децентрализованные);

     по целевому назначению (стратегические, оперативные, информационные и др.).

     В учебном пособии «Основы менеджмента» под редакцией С.Г. Лопатиной указано, что организационная структура управления представляет собой упорядоченную совокупность подразделений управления с их взаимосвязями, как по вертикали, так и горизонтали и ее можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, направленной на достижение конечных целей менеджмента.

     Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи - это связи подчинения, и необходимость в них возникает при иерархичности управления, т.е. при наличии нескольких уровней управления [8,С. 81]. В рамках структуры управления протекает управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений), между участниками которого распределены задачи и функции управления, а следовательно - права и ответственность за их выполнение.

     Таким образом, структура управления включает в себя все цели, распределенные между различными звеньями, связи между которыми обеспечивают координацию отдельных действий по их выполнению. Поэтому организационную структуру можно рассматривать как обратную сторону характеристики механизма функционирования, как процесса реализации структурных связей системы управления [2, С. 52]. 

     1.2 Принципы структуры управления.  

     С системной точки зрения структура - важнейшая характеристика организации. Это удобная модель, которая позволяет понять взаимосвязи и взаимодействия частей системы.

     В любой организации можно выделить составные части, которые взаимодействуют между собой в определенном порядке. Это и есть структура. Меняя способ разделения, можно изменять порядок взаимодействия частей и, в итоге, результаты всего целого. Каждая подсистема любой организации (техническая, технологическая, информационная социальная, финансовая и др.) состоит из взаимодействующих частей, имеет структуру и сама является структурной частью организации. Взаимодействие все частей организации должно обеспечить ее работу. Это происходит благодаря существованию важной организационной структуры - управления [6, С.88].

     Структура управления - один из способов разделения организации на части. Существенным отличительным признаком является то, что в каждом обособленном звене можно указать на человека или группу людей, которые обладают возможностью принимать решения. Данная возможность обеспечивается ресурсами, распорядители которых вовлекаются в процесс управления организацией, ставя и решая задачи управления [6, С.89].

     Таким образом, любое звено структуры управления представляет собой единство задач управления, ресурсов, предназначенных для их решения, и исполнителей этих задач. 

          1.3. Выбор и формирование структур управления 

     Многосторонность содержания структур управления предопределяет множественность принципов их формирования. Прежде всего, структура должна отражать цели и задачи организации, а следовательно подчиняться производству и меняться вместе с происходящими в нем изменениями. Она должна отражать функциональное разделение труда и объем полномочий работников управления, определяемых политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями и расширяются, как правило, в направлении более высоких уровней управления. В качестве примера можно привести типовую схему управления предприятием [8, С.82].

Информация о работе Типы и виды управленческих структур