Типы и виды менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 10:31, реферат

Описание работы

Усложнение среды взаимодействия и самих организационно-производственных систем привел к росту значимости менеджмента в успехе. До начала двадцатого века менеджмент больше напоминал набор практических рекомендаций и описания имевших место ситуаций.
Бурный рост общественного производства в двадцатом веке стимулировал развитие менеджмента как науки. Свидетельство тому - издание в текущем веке первых учебников, создание специализированных учебных заведений для изучения менеджмента, применение математических методов в решении его задач и т. п.

Работа содержит 1 файл

Менеджмент2012.doc

— 393.50 Кб (Скачать)

К.Маркс, анализируя капиталистический  способ производства, показал, что с накоплением собственности, с усложнением как органического, так и технического строения капитала собственники средств производства передают часть своих полномочий по управлению персоналом высококвалифицированным наемным служащим - менеджерам. Менеджеры как профессионалы в сфере организации и координации процессов управления людьми, средствами и предметами труда по началу являются исполнителями воли собственника. Но с расширением производства, усложнением используемых техники и технологий, появляется необходимость в обособлении отдельных видов работ (функций). На этом процессе делал в свое время акцент Макс Вебер, утверждая, что по мере развития капиталистического общества управленческая деятельность приобретает атрибуты первичности по отношению к системе собственности. Аналогичную позицию занимал американский социолог Д. Белл: "Реальное размежевание в современном обществе проходит не между теми, кому принадлежат средства производства, и так называемым "пролетариатом". Оно коренится в системе бюрократических и властных отношений между теми, кому принадлежит право принятия решений, и теми, кто таковым правом не располагает":Следует вывод о том, что совершенствование управленческих отношений постепенно спровоцирует толчок к реализации некой "рациональной модели общества", сформированной на прочных научных началах.

1.1.5 Виды менеджмента

Понятие менеджмент достаточно быстро и прочно вошло в современный  отечественный экономический лексикон, став по своей сути аналогом понятия "управление". Оно широко используется применительно к разным социально-экономическим процессам, осуществляемым в рыночных условиях хозяйствования.

Виды менеджмента - специальные  области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента.

Общий или генеральный менеджмент - заключается в управлении деятельностью организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных звеньев (профит-центров).

Функциональный (специальный) менеджмент заключается в управлении определенными сферами деятельности организации или ее звеньев (управление маркетингом, инновациями, персоналом:)

В любой организации общий и  функциональный менеджмент (генералисты  и специалисты) существуют в органическом единстве, составляя целостную систему  менеджмента. Их отношение и сочетание  определяют превалирующий тип формальной структуры организации.

Виды менеджмента определяются объектами управления в компании (рисунок 3).

 

Рисунок 3 - Объекты менеджмента

 

Административный менеджмент - это разработка и принятие управленческих решений, распределение заданий между исполнителями и контроль их выполнения.

Инновационный (НТ) менеджмент - это организация и управление исследованиями, разработкой, освоением и распределением нововведений в соответствии с перспективными целями, НТ потенциалом организации и результатами маркетинговых исследований.

Производственный менеджмент - это организация и управление поставками материальных ресурсов, производством и его подготовкой с целью соблюдения установленной технологии и требований к качеству продукции.

Менеджмент персонала (морально - этический) - это организация подбора, обучения, расстановки, оценки и стимулирования персонала, а также создание благоприятного климата в коллективе.

Экологический менеджмент - организация предупреждения, недопущения и установления последствий вредных воздействий производства на окружающую среду.

Инвестиционный менеджмент - это деятельность по выявлению наиболее приоритетных направлений вложения капитала или покупки собственности для извлечения доходов и др. выгод на основе финансовых расчетов эффективности проектов.

Творческий (креативный) менеджмент - это деятельность, основанная на стремлении реализовать опыт, знания, идеи, посредством организации НИОКР, производства, маркетинга.

Стратегический менеджмент - это обоснование и выбор перспективных целей и развития предприятия, повышение его конкурентоспособности, закрепление целей в долгосрочных планах, разработка целевых программ, обеспечивающих достижение намеченных целей.

Антикризисное управление - деятельность по выявлению основных причин кризисных ситуаций в ходе функционирования хозяйственного субъекта, рисков, определяемых этими причинами и возможностей устранения или минимизации их воздействия с целью восстановления высоких темпов производства и развития на основе:

а) внедрения новых технологий;

б) анализа деятельности всех структурных  подразделений;

в) обновление основного капитала предприятия./2/.

 

 

Типы и виды менеджмента

Классификация типов менеджмента, с одной стороны, предшествует анализу  и выделению факторов, важных для  классификации, а с другой стороны, основывается на различных сочетаниях этих факторов для разных типов менеджмента. Это позволяет оценить возможность как теоретического, так и практического развития конкретного типа менеджмента за счет развития определенных факторов, на которых он базируется.

Использование этой классификации  позволяет менеджеру при решении  практических задач выбрать наиболее соответствующий условиям конкретной задачи тип менеджмента. При этом можно резко сократить затраты времени на поиск наиболее подходящих приемов менеджмента, повысив его эффективность.

 

Рис. 1.4. Классификация типов менеджмента

Классификация типов менеджмента  по методологии взаимодействия с  объектом управления:

* тцадионный. Традиционный подход  разрабатывает и, используя принципы  и правила управления, пригодные  для любых организаций. Традиционный  подход понимает менеджмент как достаточно простое одномерное взаимодействие людей и (или) организаций. По сути, такой менеджмент исходит из того, что все объекты управления одинаковы и одинаково реагируют на одинаковые воздействия. Системный подход концентрируется на взаимодействии частей в организации и обращает внимание на важность изучения каждой отдельной части в контексте целого. Основными элементами системного подхода являются: вход в систему (поступающие ресурсы); процесс преобразования Отступивших ресурсов в продукт; выход из системы (продукт); обратная связь (знание результата, влияющее на цепочку в обратном направлении);

* системный концентрируется на  взаимодействии частей в организации  и обращает внимание на важность  изучения каждой отдельной части  в контексте целого. Основными элементами системного подхода являются: вход в систему (поступающие ресурсы), процесс преобразования отступивших ресурсов в продукт, выход из системы (продукт), обратная связь (знание результата, влияющее на цепочку в обратном направлении);

* ситуационный. Ситуационный подход основан на том, что в управлении организацией не существует только одного набора принципов (правил), который мог бы использоваться во всех ситуациях. В системотехнике под ситуацией понимают тройку: «состояние объекта управления» - «располагаемые управляющие воздействия» - «последствия управляющих воздействий»;

* социально-этический. Социально-этический  менеджмент направлен на снижение  вероятности принятия решений,  способных привести к нанесению  недопустимого ущерба финансовой, технологической, технической, кадровой, внешней и внутренней структурам объектов, попадающих в сферу влияния принимаемых решений. При этом объект деятельности выбирают в результате социально-этического маркетинга, а рассматривают операции, не имеющие своей целью нанесение недопустимого ущерба (военные, специальные и т.п.). К объектам, попадающим в сферу влияния принимаемых решений, на различных уровнях иерархии могут быть отнесены: физические лица (потребители, посредники и персонал), юридические лица (поставщики, посредники, потребители), живая природа, общество в целом, если их зависимость этих решений не может быть признана ничтожно малой. Цели управления (например, максимизация прибыли и т. п.) при социально-этическом менеджменте должны учитывать в качестве ограничения требование не нанесения недопустимого ущерба другим элементам рыночной системы. Это требование должно учитываться и при формализации целей управления в процессе синтеза критерия оценки эффективности принимаемого решения. Например, критерий может быть сформулирован следующим образом: «Максимизировать чистую прибыль, при недопущении определенных последствий (признанных недопустимыми: изменения долей на рынке более 3% в календарный период, изменения цен более, чем на 2% в месяц и т. д.) для определенных участников рынка». Социально-этический менеджмент может быть использован для управления социальными процессами, обеспечением безопасности жизнедеятельности, правового регулирования и других областей жизнедеятельности;

* морально-этический. Морально-этическим (или японским) назван менеджмент персонала при патерналистском отношении к сотрудникам (в том числе пожизненный наем), со значимым использованием моральных стимулов, обучением в процессе практической деятельности посредством ротации кадров и т. п. Этот тип менеджмента наиболее ярко практикуется в Японии. Поэтому представляется возможным назвать его японским. Практикуется он только в отношении персонала;

* стабилизационный направлен на  стабилизацию финансовой, технологической,  технической, кадровой, внешней и внутренней структуры организации.

Необходимость соответствия между  типами менеджмента и планирования обусловлена тем, что менеджмент включает в качестве составляющих: планирование, мотивирование, организацию, контроль. Поэтому менеджмент может  рассматриваться как инструмент реализации соответствующих планов. А типов менеджмента не может быть меньше, чем типов планов. Более того, представляется естественным, что тип менеджмента при классификации по времени наступления последствий для объекта управления должен соответствовать типу плана.

Типы менеджмента по времени  наступления последствий для  объекта управления и среды:

* стратегический. Стратегическое  планирование представляет собой  набор действий и решений, предпринятых  руководством, которые ведут к  разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Стратегическое планирование реализуется через распределение ресурсов, адаптацию к внешней среде, внутреннюю координацию и организационное стратегическое предвидение. Стратегический менеджмент – это управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями фирмы, ее потенциальными возможностями и шансами в сфере маркетинга. Стратегический план фирмы определяет, какими именно направлениями (программами, производствами) она будет заниматься, исходя из имеющихся ресурсов, и излагает задачи этих направлений;

* перспективный (бизнес-план, перспективный  план). Перспективный менеджмент  направлен на реализацию бизнес  – или перспективных планов. Целями бизнес планирования является уточнение целей и задач конкретных направлений с учетом более глубокого исследования внешней среды и возможностей фирмы. Разработка перспективного плана предприятия осуществляется после принятия решений по производству конкретного изделия, объему производства и т. д. При этом объектом планирования является процесс производства изделия в целом.

* оперативный представляет собой  набор действий и концепций  направленных на оперативное  решение задач, посредством разбиения более сложной задачи на отдельные составляющие, вследствие чего достигается более быстрый результат;

* текущий представляет собой  набор действий и решений, предпринятых  руководством, которыми организация  занимается в настоящий момент  времени.

По частоте принятия решений могут быть выделены следующие типы менеджмента:

* одноразовых решений. Менеджмент  одноразовых решений применяется  при решении крупных проблем,  когда установить дату следующего  решения по этой проблеме невозможно. Примерами таких решений на уровне страны может быть решение о вступлении страны в НАТО или СНГ, а на уровне ОПС – решения о создании или ликвидации;

* циклических решений. Менеджмент  циклических решений применяется  для решения проблем, имеющих  известный цикл. Пример менеджмента циклических решений: один раз в год принимаются решения по исполнению бюджета текущего года и принятию бюджета на следующий год;

* непрерывной цепи частых решений  (процессный подход). Процессный  менеджмент (менеджмент как процесс)  имеет место тогда, когда необходимость в принятии решений возникает в случайные моменты времени по не связанным между собой проблемам настолько часто, чтобы считать процесс непрерывным. Менеджмент крупных ОПС (страна, территория и др.) можно считать процессным в той его части, которая не может быть отнесена к одноразовому или циклическому менеджменту. Это связано с тем, что некоторое количество менеджеров независимо друг от друга принимают решения, которые агрегируются (иерархически объединяются) в некоторый результирующий менеджмент с соответствующими последствиями.

Виды менеджмента можно разделить  на следующие виды (рис. 1.5.)

 

Рис. 1.5. Виды менеджмента

Рассмотрим подробнее, что изучает  каждый вид менеджмента.

Организационный менеджмент. Управляет  процессами создания организации, формирования или преобразования ее структуры, механизма управления; выработку норм, регламентов, правил, инструкций и прочее. Организационный менеджмент представляет собой систему управленческих действий, приёмов и процедур, направленных на реализацию функций организации, а также на теорию и практику менеджмента, опирающегося на приоритет общеорганизационных принципов и решение организационных проблем. Он включает: проектирование, создание и совершенствование организационных структур, чёткое разграничение функций, распределение организационных задач и обязанностей, прав и ответственности структурных подразделений и отдельных исполнителей, установление взаимосвязей между ними, строгое соблюдение установленных правил организационного поведения, принятие управленческих решений. Направление действий организационного менеджмента на предприятии во многом определяется особенностями выбранной стратегии роста (развития) и необходимостью реализации её потенциала.

Производственный менеджмент. Обеспечивает эффективное осуществление основной деятельности предприятия путем ее направления в нужное русло, координации субъектов и ресурсов. Причем термин «производственный» здесь можно понимать в широком смысле, как относящийся к предприятию любой сферы (заводу, банку, агрофирме). Объектом изучения является предприятие (организация). Размер предприятия, его организационно-правовая форма и отраслевая принадлежность имеют важное значение. Поэтому при изучении дисциплины выделяется то общее, что характерно для всех без исключения предприятий, и то частное, что определяет специфику определённых предприятий. Предметом изучения производственного менеджмента являются принципы и методы управления производственной (операционной) деятельностью предприятия. Для предприятий отраслей сферы материального производства принято их основную деятельность определять как производственную, для предприятий отраслей сферы услуг – как операционную.

Инновационный менеджмент. Осуществляет управление нововведениями. Он имеет  своим объектом осуществление, координацию и контроль научных исследований, прикладных разработок, создания опытных образцов товаров и услуг, внедрения их в производство; формирование и оценку планов и программ инновационной деятельности, организацию их ресурсного обеспечения; стимулирование творчества. Представляет собой самостоятельную область экономической науки и профессиональной деятельности, направленную на достижение любой организационной структурой инновационных целей, адаптивных к условиям рынка, объёму и структуре ресурсного потенциала. Базовыми категориями инновационного менеджмента являются понятия «инновация», «инновационная деятельность», «нововведения». Инновационный менеджмент реализует одну из управленческих функций, объектом управления служат инновационные процессы и инновационная политика организации.

Маркетинг – менеджмент. Ведает едва ли не самой важной и сложной на сегодняшний день сферой хозяйственной  деятельности организации — поведением фирмы на рынке. С его помощью  осуществляется изучение последнего, оценка текущей и перспективной конъюнктуры, отбор целевых рынков, формирование каналов сбыта, выработка ценовой и рекламной политики и т.п. Маркетинг-менеджмент можно идентифицировать как управление предприятиями и организациями различного профиля, ориентированное на рынок и адаптирующее управленческие процессы к динамичным условиям рыночной среды. Базируется на двуединстве целей: повышение эффективности производства на основе рационального использования ресурсного потенциала предприятия; усиление рыночной позиции.

Персонал – менеджмент. Решает задачи подбора, расстановки, обучения, повышения квалификации кадров; разрабатывает системы вознаграждения и стимулирования; отвечает за создание благоприятного морально-психологического климата, улучшение условий труда и быта, поддержание контактов с профсоюзной организаций и разрешение трудовых споров и конфликтов. Структура персонала предприятия в значительной степени зависит от: роли тех или иных групп персонала в производственном процессе, определяемой общественным разделением труда; специфики влияния различных групп персонала на конечный результат деятельности предприятия.

Финансовый менеджмент. Занимается вопросами составления бюджета  и финансового плана организации; формированием и распределением фонда ее денежных ресурсов, портфеля инвестиций; оценкой текущего и перспективного финансового состояния. Элементами финансового менеджмента являются риск-менеджмент и налоговый менеджмент. Налоговый менеджмент занимается поиском законных способов оптимизации величины уплачиваемых организацией налогов. Финансовый менеджмент – один из необходимых элементов экономического управления деятельностью предприятия. Осуществление любой хозяйственной деятельности сопровождается движением финансовых и денежных потоков. Такое движение порождается самим фактом наличия деловых взаимоотношений данного предприятия с другими юридическими лицами. Предприятию в конкретных условиях всегда приходится делать выбор между теми или иными актами хозяйственной деятельности, просчитывая их финансовые последствия. Только после этого можно принимать решения о направления дальнейших действий. Такое принятие финансовых решений с учётом все сопутствующих им обстоятельств и можно, по существу, называть финансовым менеджментом.

Инвестиционный менеджмент. Представляет собой вполне самостоятельную область экономической науки и финансовой практики. Инвестиционный менеджмент в качестве основного вектора развития определяет достижение долгосрочных целей с помощью рационального, продуктивного и эффективного налаживания процесса инвестирования. Но главное – управление этим процессом. Таким образом, инвестиционный менеджмент представляет собой уникальную совокупность функционального управления, непосредственным объектом которого является инвестиционный процесс, а также вся инвестиционная деятельность в целом, осуществляемая прежде всего посредством реализации инвестиционных проектов, фигурирующих во всех сферах, секторах, сегментах и отраслях народного хозяйства.

Стратегический менеджмент. Экономика  бизнеса – программа о бизнесе и о той среде, в которой он находится. Силы, которые влияют на бизнес, отношения бизнеса с другими участниками рынка, правовое обеспечение бизнеса – основные блоки этой программы. Стратегический менеджмент – это программа о бизнесе в условиях конкуренции. Главные ориентиры компании, типовые стратегии и опыт успешных компаний – классические технологии для успеха бизнеса. Главные ориентиры деятельности компании: постановка стратегических целей. Рыночная стратегия – отношений с партнёрами компании. Операционная стратегия – главные цели и пути их достижения в сфере производства товаров и услуг. Правовое обеспечение стабильности и защиты бизнеса (партнёры, сотрудники, поставщики, подрядчики, акционерный, уставной капитал). Привлечение внешних консультантов и эффективное их использование.





Информация о работе Типы и виды менеджмента