Типы и виды менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 10:31, реферат

Описание работы

Усложнение среды взаимодействия и самих организационно-производственных систем привел к росту значимости менеджмента в успехе. До начала двадцатого века менеджмент больше напоминал набор практических рекомендаций и описания имевших место ситуаций.
Бурный рост общественного производства в двадцатом веке стимулировал развитие менеджмента как науки. Свидетельство тому - издание в текущем веке первых учебников, создание специализированных учебных заведений для изучения менеджмента, применение математических методов в решении его задач и т. п.

Работа содержит 1 файл

Менеджмент2012.doc

— 393.50 Кб (Скачать)

Главная цель деятельности организации  – это получение прибыли. Работа должна быть структурирована и не должна регулироваться принципами ведения  управленческой деятельности, в соответствии с которыми разрабатываются методы достижения целей.

Методы управления делятся на административные, организационно-правовые, экономические  и социально-психологические.

1. Административный метод управления. Такой метод основывается на том, что вся деятельность организации проводится на жестком подчинении работников и на их беспрекословном выполнении указаний.

Этот метод применяется, если велик  вес традиций, в соответствии с  которыми может быть принято только однозначное решение.

В результате применения административного  метода достигается поставленный результат, но не предоставляется возможность его развития. Еще одной отличительной чертой данного метода является поощрение исполнительности, а не инициативности. Эффективность этого метода значительно ограничивается, так как не учитывает и не использует все возможности организации.

2. Организационно-правовой метод. Определяет организационно-правовую форму фирмы, условия функционирования, структуру организации, регламентирует права и ответственность персонала и т. д. Данный метод является своеобразным каркасом, в рамках которого функционирует предприятие.

3. Экономический метод. Метод основан на материальной заинтересованности работников и позволяет активизировать их деятельность. Фирма получает дополнительную прибыль за счет снижения издержек, из которой выплачиваются премии сотрудникам. Для большей заинтересованности работников денежные выплаты (заработная плата, премии) привязываются к прибыли или достигнутым результатам.

4. Социально-психологические методы.

Подразделяются на виды воздействия:

1) создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе и доверительных отношений между руководителем и подчиненными;

2) предоставление возможности развития и реализации личных способностей работников, что приведет к повышению удовлетворенности и эффективности работы сотрудников и предприятия в целом.

Все перечисленные методы не противопоставляются, так как наибольшего результата фирма может добиться только при  их взаимодействии.

7 ШКОЛЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Только в ХХ в. управление было признано самостоятельной областью знаний, подлежащей изучению и рассмотрению.

Рассмотрим основополагающие школы  управления.

Научная школа управления (1885–1920 гг.).

Школа связана с именем Фредерика  Уин-слоу Тейлора. Представители этой школы обосновали необходимость подбора конкретных работников для выполнения определенной работы, обучения работников, их подготовки и переподготовки как внутри предприятия, так и в сторонних организациях, а также рационализации труда и его мотивации.

Благодаря этой школе было разработано 12 принципов управления, которые не потеряли своего значения и в настоящее время:

1) отчетливо поставленные цели – исходный пункт управления;

2) здравый смысл, предполагающий признание ошибок и поиск их причин;

3) компетентная консультация профессионалов и совершенствование процессов управления на основе их рекомендаций;

4) дисциплина, обеспеченная четкой регламентацией деятельности людей, контролем за ее исполнением;

5) справедливое отношение к персоналу;

6) письменные стандартные инструкции;

7) нормы и расписания, способствующие поиску и реализации резервов;

8) нормализация условий труда;

9) нормирование операций; ^вознаграждение за производительность.

Классическая, или административная, школа (1920–1950 гг.).

Это направление связано с именем Анри Файо-ля. Специалисты такого направления исследовали эффективность работы всей организации. Итогом многих работ и проведенных исследований А. Файо-ля является создание принципов управления всей организацией:

1) первоначальная функция – разделение труда;

2) полномочия и ответственность. Полномочие – право отдавать приказы, а ответственность – это ее составляющая противоположность;

3) дисциплина как взаимное уважение, достигнутое соглашением;

4) единоначалие и порядок;

5) единство направления, т. е. каждая группа действует в определенных рамках для достижения определенных целей;

6) подчиненность личных интересов общим;

7) скалярная цепь – это ряд лиц, стоящих на управленческой пирамиде;

8) стабильность рабочего места.

Школа человеческих отношений (с начала 1950-х гг. до настоящего времени).

Основная цель этой школы – повышение  эффективности работы организации  за счет лучшего использования человеческих ресурсов. Представители данной школы  провели исследования и эксперименты по вопросам мотивации людей, характера власти, лидерства, качества трудовой жизни и т. д. В результате этого были сделаны выводы о том, что система человеческих отношений влияет на результативность

8 РАЗНОВИДНОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ  СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ

Организационная структура управления – это упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и  развитие организации как единого  целого.

Виды отношений внутри организации делятся на:

1) линейные отношения – это отношения между руководителем и подчиненными;

2) функциональные отношения – отношения специалиста с другими членами организации;

3) отношения управленческого аппарата, имеющие место в случае представления чьих-либо прав и полномочий. Должностные обязанности при этом состоят в предоставлении рекомендаций, советов.

Между всеми составляющими организационной  структуры управления существуют отношения  взаимозависимости: изменения в  каждой из них вызывают необходимость пересмотра всех остальных.

Увеличение количества элементов  и уровней в организационной  структуре управления неизбежно  приводит к многократному росту  числа и сложности связей, возникающих  в процессе принятия управленческих решений; следствием этого нередко является замедление процесса управления.

Связи между элементами структуры  управления бывают:

1) вертикальными, когда происходит взаимодействие между руководителем и подчиненным;

2) горизонтальными, когда происходит взаимодействие равноправных элементов.

Основные системы управления организациями: линейная, функциональная, смешанная (линейно-функциональная), матричная, матрично-штабная.

Линейная система управления –  схема непосредственного подчинения по всем вопросам нижестоящих подразделений  вышестоящим. Такая система достаточно проста и вполне эффективна.

Функциональная система управления – система представляет собой  схему подчинения нижестоящего подразделения  ряду функциональных подразделений, решающих отдельные вопросы управления –  технические, плановые, финансовые и т. д.

Линейно-функциональная система. Решения, подготовленные функциональными подразделениями, рассматриваются и утверждаются линейным руководителем, который передает их подчиненным подразделениям.

Матричная система управления –  сеть горизонтальных связей, многочисленные пересечения которых с вертикальными образуются в результате взаимодействия руководителей проектов.

Матрично-штабная система управления – система отражает все виды руководства  и обеспечивает всестороннюю координацию  деятельности между ними, сохраняя единство распорядительства и контроля на высшем уровне.

9 ПРОЕКТИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ  ОРГАНИЗАЦИЕЙ

К принципам проектирования организационной  структуры относятся:

1) организационная структура управления, отражающая цели и задачи организации, подчиненность производству и его потребностям;

2) необходимость предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками;

3) формирование структуры управления определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними;

4) соответствие между функциями, обязанностями, полномочиями, ответственностью;

5) адекватность организационной структуры управления социально-культурной среде организации, оказание влияния на решения относительно уровня централизации, на распределение полномочий и ответственности. Размер организации – фактор, определяющий возможные контуры и параметры структуры управления.

Структура управления крупными предприятиями более сложна: все функции менеджмента подчас сосредоточены в руках нескольких членов организации.

По мере роста организации и  объема управленческих работ развивается  разделение полномочий и формируются  специализированные звенья. Отсюда возникает необходимость ко

ординации и контроля за работой  этих звеньев. Необходимым становится также построение формальной структуры  управления.

Изменения организационных форм предприятия  оказывают влияние на формирование структуры управления. При вхождении фирмы в состав какого-либо более крупного объединения происходит перераспределение управленческих функций, в связи с этим меняется и структура управления фирмы.

Уровень развития на предприятии информационной технологии является одним из важных факторов при формировании управленческих структур.

Требования, предъявляемые к формированию эффективных структур управления:

1) сокращение размеров подразделений и набор в них более квалифицированного персонала;

2) уменьшение числа уровней управления;

3) организация труда как основа новой структуры управления;

4) ориентация текущей работы на запросы потребителей;

5) создание условий для гибкой комплектации продукции;

6) минимизация запасов;

7) наличие быстрой реакции на изменения;

8) налаживание гибко переналаживаемого оборудования;

9) создание условий для высокой производительности и низких затрат;

10) выпуск качественной продукции и ориентация на прочные связи с потребителем.

следу


 

10 ИНТЕГРАЦИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ

Интеграция – процесс объединения  усилий различных подсистем для  достижения целей организации. Интеграция присуща любой системе, в том  числе и человеку.

Важнейшим условием обеспечения эффективности  реорганизации является единство цели как в процессе планирования, так и в процессе организации.

Для того чтобы достаточно эффективно интегрировать организацию, менеджеры  должны постоянно иметь в виду общие цели организации и столь  же постоянно напоминать всем сотрудникам о необходимости концентрировать свои усилия именно на общих целях.

Существует несколько методов  эффективной интеграции. Выбор подходящего  метода интеграции зависит от среды, в которой этой организации приходится действовать. Один из них, состоит в разработке соответствующих правил и процедур.

Метод эффективен лишь в условиях относительно устойчивой и прогнозируемой внешней среды.

Выделяют внутреннюю и внешнюю  интеграцию. Внутренняя интеграция осуществляется собственными ресурсами организации  либо фирмы и затрагивает только ее структурные подразделения.

Внешняя интеграция осуществляется путем  объединения усилий нескольких организаций  или предприятий.

Выделяют горизонтальную и вертикальную интеграцию.

Горизонтальная интеграция – это  объединение структурных подразделений одного или нескольких предприятий одного профиля деятельности, позволяющее объединять ресурсы и достигать общих целей совместными усилиями.

Вертикальная интеграция осуществляется путем расширения области деятельности предприятия с целью снижения издержек и усиления контроля над потоками добавленной стоимости. В некоторых отраслях компании отличаются высокой степенью вертикальной интеграции.

Основные формы интеграции предприятий, получившие развитие в современных  условиях:

1) корпорация – организация, созданная для защиты интересов и привилегий ее участников и образующая самостоятельное юридическое лицо;

2) холдинг – организация, владеющая контрольными пакетами акций других компаний с целью осуществления над ними функций контроля и управления;

3) консорциум – одна из форм объединений, создаваемых на основе соглашения между несколькими банками, предприятиями, компаниями, фирмами, научными центрами, государствами для совместного проведения крупных финансовых операций по размещению займов, акций или осуществлению науко– и капиталоемких проектов, в том числе международных.

Современный менеджмент представляет многообразие форм интеграции, которые  организация может использовать для достижения своих целей.

11 МЕНЕДЖМЕНТ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

Социальная сфера – это вид деятельности, предмет которой составляют человек и его потребности. Социальная сфера – сфера воспроизводства человека, семьи, трудовых коллективов и других социальных групп, которая включает условия труда и отдыха людей, их быта и досуга, уровень материального благосостояния, образования, воспитания и здравоохранения.

Целями социальной деятельности являются охрана жизни и здоровья людей; обеспечение  и поддержание их жилищных условий  на достойном уровне; предоставление возможностей для получения образования и трудоустройства; обеспечение справедливых условий оплаты труда; обеспечение благополучной старости и т. д. Необходимо знать, что формирование социальной сферы идет непосредственно за счет развития экономических, материально-производственных условий, а также финансовых и товарных рынков.

Организация – это объединение  людей, совместно реализующих какую-либо общую цель и действующих на основе определенных правил. Для более эффективного руководства предприятием менеджеру  важно знать одну из особенностей организации, которая обусловлена свойством социальных систем к адаптации, самоорганизации и саморегулированию в организации управления. Различаются понятия:

Информация о работе Типы и виды менеджмента