Типология управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 15:01, контрольная работа

Описание работы

ЗЦель данной контрольной работы - провести классификацию управленческих решений.
Задача данной контрольной работы – упорядочить распределение элементов управленческих решений по существенным признакам и отнести их к определенному классу.
Управление – это процесс целенаправленного воздействия на управляемую систему или объект управления с целью обеспечения его эффективного функционирования и развития.

Содержание

Введение 3
1. Типология управленческих решении. 5
1.1 Творческий характер управленческого решения 5
2. Классификация управленческих решений 7
2.1 Классификация решений по субъектно-объектному признаку 7
2.3 Классификация решений по форме 10
2.4 Классификация решений по характеру целей и длительности действий 11
2.5 Классификация решений по их месту и функциям в процессе управления 12
2.6 Классификация решений по алгоритму 14
2.7 Классификация решений по основаниям 15
2.8 Классификация решений по содержанию задачи принятия решений и степени охвата объекта управления 16
Заключение 18
Список используемой литературы 20

Работа содержит 1 файл

Управленческие решения.docx

— 44.23 Кб (Скачать)

Оперативные решения. Такие  решения связаны с осуществлением текущих целей и задач. По времени  они рассчитаны на период, не превышающий  месяца.

Операционные цели – это  задачи, предусматривающие решения  текущих вопросов, намечаемые менеджерами  нижнего звена и описывающие  действия, необходимые для достижения тактических и стратегических целей.

2.5 Классификация решений по их месту и функциям в процессе управления

 

Оценка обстановки (внешних  условий) обычно связывается с подготовкой  определенного действия, но в то же время является самостоятельной  задачей. Оценить обстановку только путем умозаключения на основании  суждений, содержащихся в исходной  информации, невозможно. Обычно нет полной гарантии правильного распознавания истинного положения дел и обстоятельств. Оценка обстановки сама по себе содержит все основные признаки подготовки и принятия решения.

Принятие решения о  том, какую информацию следует считать  истинной, называют информационным решением. Информационное решение предполагает преобразование информации в такую  форму, которая в наибольшей степени  соответствует конкретной задаче управления.

Например, руководителю предприятия  в течение некоторого времени  поступает самая разнообразная  информация о состоянии работ  на различных участках. В результате обработки этой информации и сопоставления  ее с более ранней руководитель вырабатывает свое представление о производственной ситуации, то есть составляет ее мысленную модель. Это и есть информационное решение.

Следующей разновидностью являются организационные решения. Организационное  решение – это выбор альтернатив, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Его цель - обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам.

Организационное решение  состоит в определении структуры, распределении функций между  подразделениями и должностными лицами, установлении подчиненности  и схемы взаимоотношений.

Особенностью организационных  решений является их ориентация на сравнительно широкий диапазон ситуаций. Даже организации разового назначения могут при выполнении поставленной задачи столкнуться с разнообразными условиями. Поэтому их необходимыми качествами являются адаптивность (способность  приспосабливаться к обстановке) и устойчивость к посторонним  влияниям.

К наиболее сложным и ответственным относят решения, которые называют технологическими или управленческо-технологическими. Класс технологических решений в производственных организациях включает в себя, в частности: определение цели, установление готовности к производству работ и определение их главного направления, распределения сил, средств и способа производства работ, постановку задач подразделениям.

Наиболее ответственным  в классе технологических решений  является определение цели, на основании  чего строятся остальные элементы решения  и критерий эффективности. Цель при  этом является не внешним фактором по отношению к технологическому решению, а частью его содержания.

В ряде случаев первоначальная цель, хотя бы и четко сформулированная, претерпевает существенные изменения  в процессе подготовки технологического решения, появляются дополнительные цели и подцели.

Технологическое решение  всегда задает определенное действие, тогда как организационное действие не связано с конкретным действиям, его содержанием и способа  осуществления.

2.6 Классификация решений по алгоритму

 

Запрограммированные решения. Запрограммированные решения –  это есть результат реализации определенной последовательности шагов или действий, подобных тем, что предпринимаются  при решении математического  уравнения. Как правили, число возможных  альтернатив ограничено, и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией.

Например, инспектор больницы при составлении графика работы медсестер и санитаров может  исходить из формулы, требующей определенного  соотношения между числом пациентов  и обслуживающего персонала. Если правилами  больницы предусмотрена одна медсестра  на пять пациентов, то решение принимаются  автоматически – на этаже с 50 пациентами нужно иметь 10 сестер.

Руководителю очень важно  иметь уверенность в том, что  процедура принятия решений, в самом  деле, правильна и желательна. Очевидно, если запрограммированная процедура  становится неверной и нежелательной, решения, принятые с ее помощью, будут  неэффективными, а руководство утратит  уважение своих работников и тех  людей вне организации, на которых  принимаемые решения сказываются. Более того, в высшей степени желательно сообщить об обоснованиях методологии  принятия запрограммированных решений  тем, кто этой методологией пользуется, нежели просто предложить ее для употребления.

Неспособность ответить на вопросы, начинающиеся с «почему» в связи  с процедурой принятия решений, зачастую порождает напряжение и обижает  людей, которые должны применять  эту процедуру.

Незапрограммированные решения. Решения этого типа требуются  в ситуациях, которые в определенной мере новы, внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами. Поскольку заранее невозможно составить конкретную последовательность необходимых шагов, руководитель должен разработать процедуру принятия решения.

К числу незапрограммированных  можно отнести решения следующего типа: какими должны быть цели организации, как улучшить продукцию, как усовершенствовать структуру управленческого подразделения, как усилить мотивацию подчиненных. В каждой из подобных ситуаций (как чаще всего бывает с незапрограммированными решениями) истинной причиной проблемы может быть любой из факторов. В то же время, руководитель располагает множеством вариантов выбора.

На практике немногие управленческие решения оказываются запрограммированными или незапрограммированными в чистом виде. Скорее всего, они суть крайние  отображения некоторого спектра  в случае и с повседневными, и  с принципиальными решениями.

Почти все решения оказываются  где-нибудь между крайними вариантами. Немногие запрограммированные решения  настолько структурированы, что  личная инициатива лица, принимающего их, целиком исключается. Даже в ситуации самого сложного выбора методология принятия запрограммированных решений может быть полезна.

 

2.7 Классификация решений по основаниям

 

Интуитивные решения. Чисто  интуитивное решение – это  выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Лицо, принимающее  решение, не занимается при этом сознательным взвешиванием «за» и «против» по каждой альтернативе и не нуждается даже, а понимании ситуации. Просто человек  делает выбор. То, что мы называем озарением  или шестым чувством, и есть интуитивные  решения.

Решения, основанные на суждениях. Такие решения иногда кажется  интуитивным, поскольку логика их не очевидна. Решение, основанное на суждении, - это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Человек  использует знание о том, что случалось  в сходных ситуациях ранее, чтобы  спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. Опираясь на здравый смысл, он выбирает альтернативу, которая  принесла успех в прошлом.

Например: мы делаем выбор, что  изучать – программу обучения управлению или программу обучения бухгалтерскому учету, мы, скорее всего, примем решение на основе суждения, исходя из опыта вводных курсов по каждому предмету.

Суждение как основа организационного решения полезно, поскольку многие ситуации в организациях имеют тенденцию  к частому повторению. В этом случае ранее принятое решение может  сработать снова не хуже, чем прежде.

Поскольку решение на основе суждения принимается в голове руководителя, оно обладает таким значительным достоинством, как быстрота и дешевизна  его принятия.

Рациональные решения. Главное  различие между решениями рациональным и основанным на суждении заключается  в том, что первое не зависит от прошлого опыта. Рациональное решение  обосновывается с помощью объективного аналитического процесса.

2.8 Классификация решений по содержанию задачи принятия решений и степени охвата объекта управления

 

По признаку содержания задачи принятия решений различают: экономические, организационные, технические, технологические, политические. Сфера их деятельности обусловливает специфические требования к принимаемому решению.

В зависимости от степени  охвата объекта, в отношении которого принимается решение, выделяют следующие  решения:

общие, охватывающие весь объект и затрагивающие, как правило, жизненно важные стороны его деятельности;

частные, касающиеся отдельных  сторон деятельности;

локальные, принимаемые в  отношении какого-либо отдельного элемента организационно-экономической системы (например отдела, цеха). Эти решения не затрагивают деятельность всей системы, однако для коллектива той подсистемы, в отношении которой они принимаются, они могут носить характер общих или частных решений.

 

Заключение

 

Принятие решений является неотъемлемой частью деятельности человека в любой сфере: политической, экономической, культурной, личной жизни и т.д. Существенным отличительным признаком управленческого  решения является то, что оно принимается  при наличии назревшей проблемы. А поскольку такие проблемы возникают  при управлении любым объектом (промышленным предприятием, банком или государственным  учреждением) постоянно, то функция  принятия решений заключается в  постоянном решении в процессе управления той или иной задачи.

В данной контрольной работе выполнены следующие задачи:

1. проведена классификация  управленческих решений

2. упорядочено распределение  элементов управленческих решений  по существенным признакам

3. распределены элементы  к определенному классу.

Классификацию решений в  общем виде можно представить  в виде таблицы:

 

Таблица

Классификация (типология) управленческих решений.

Критерий деления

Класс

1.

По субъектно-объектному признаку

1.1 Принимаемые государством

1.2 Принимаемые субъектом

2.

По степени определенности ситуации.

2.1 В условиях определенности

2.2 В условиях неопределенности

2.3 В условиях риска

3.

По форме

3.1 Письменные

3.2 Устные

3.3 Кодированные

4.

По характеру целей и длительности действий.

4.1 Стратегические

4.2 Тактические

4.3 Операционные

5.

Песту и функциям в процессе управления.

5.1 Информационные

5.2 Организационные

5.3 Технологические (операционно-технологические)

6.

По алгоритму

6.1 Запрограммированные

6.2 Незапрограммированные

7.

По основаниям

7.1 Интуитивные

7.2 На суждениях

7.3 Рациональные

8.

По содержанию задачи принятия решений  и

8.1 Экономические

8.2 Организационные

8.3 Технические

8.4 Технологические

8.5 Политические

9.

По степени охвата объекта управления.

9.1 Общие

9.2 Частные

9.3 Локальные


 

Список  используемой литературы

 

  1. М.Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури «Основы менеджмента», - Москва, «Дело», 1998год
  2. А.А.Томпсон, А.Дж.Стрикленд «Стратегический менеджмент», - Москва, «ЮНИТИ», 1998 год
  3. Д.Дж.Речмен, М.Х.Мескон, К.Л.Боуви, Д.В.Тилл «Современный бизнес», т.1 - Москва, «Респуплика», 1995 год
  4. Н.Л.Карданская «Основы принятия управленческих решений», - Москва, «Русская деловая литература», 1998 год
  5. «Основы менеджмента и маркетинга», под ред.Седегова Р.С., - Минск, «Вышэйшая школа», 1995 год
  6. Б.Г.Литвак «Управленческие решения»,- Москва, «ЭКМОС», 1998 год.

7. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: учеб. для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 271 с.

8. Лапыгин Ю.И. Управленческие решения: учеб. Пособие/ Ю.Н. Лапыгин, Д.Ю. Лапыгин. – М.: Эксмо, 2009. – 448 с. (Высшее экономическое образование)

9. Менеджмент (Управленческие решения): учеб. Пособие/  Шишкова Г.А.М.: Издательство Иполитова, 2002. 352с (Серия «Я иду учится»)

 

1 Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: учеб. для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 271 с., стр 39.

2 Управленческие решения: учеб. пособие / Ю. Н. Лапыгин, Д. Ю. Лпыгин. – М.: Эско,2009. Стр. 169

 

3 Менеджмент (Управленческие решения): учеб. Пособие/ Шишкова Г.А.М.: Издательство Иполитова, 2002. 352с (Серия «Я иду учится») стр 39


Информация о работе Типология управленческих решений