Типология организационной культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 22:28, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является сбор, анализ и представление информации по данной теме.

Задачи работы:

1. раскрыть понятие и структуру организационной культуры;

2. описать различные типологии организационной культуры;

3. выяснить, какие особенности организационной культуры встречаются в практике российских предприятий;

Содержание

Введение____________________________________________________3
Теория организационной культуры____________________5
Понятие организационной культуры_________5
Структура организационной культуры_______8
Типология организационных культур.______________________13
Ч. Хэнди_______________________________13
К. Камерон и Р. Куинн____________________18
Р. Акофф_______________________________20
Г. Минцберг____________________________21

Заключение_________________________________________________25

Источники__________________________________________________28

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ТИПОЛОГИЯ....doc

— 371.50 Кб (Скачать)

 

      Содержание

     Введение____________________________________________________3

  1. Теория организационной культуры____________________5
          1. Понятие организационной культуры_________5
          1. Структура организационной культуры_______8
  1. Типология организационных культур.______________________13
    1. Ч. Хэнди_______________________________13
    2. К. Камерон и Р. Куинн____________________18
    3. Р. Акофф_______________________________20
    4. Г. Минцберг____________________________21

     Заключение_________________________________________________25

     Источники__________________________________________________28

 

      Введение

     В последнее время все чаще в  прессе появляются публикации, в которых  авторы размышляют о том, что такое  организационная культура, поэтому  ныне данная тема является крайне актуальной. Сравнительно недавно западные и российские предприниматели пришли к выводу, что процветает та фирма, в которой создан сплоченный коллектив, где сломлены иерархические перегородки, где каждый кровно заинтересован в общем успехе, ибо от этого зависит его материальное благополучие. Ведь главным в развитии организации были и остаются люди. В результате многие компании, независимо от того, работают ли они в государственном, смешанном или рыночном секторе, рассматривают задачу формирования организационной культуры как одну из важнейших, определяющих направление и успех развития бизнеса компании.

       Значение организационной культуры  для развития любой организации  нельзя недооценивать. В настоящее  время тема организационной культуры - ключевой вопрос многих исследований, семинаров и конференций. Неуклонно возрастает ее роль в общей стратегии развития организаций.

     Поэтому организационная культура начинает занимать все большее пространство в современном бизнесе. Она достаточно сложна, в ней множество взаимосвязанных  элементов, которые делают ее крайне широким и гибким понятием. Все это и определяет актуальность темы исследования.

     Целью настоящей работы является сбор, анализ и представление информации по данной теме.

     Объект  исследования – организационная  культура как таковая.

     Предметом исследования являются типы организационной культуры.

       Задачи работы:

      1. раскрыть понятие и структуру  организационной культуры;

      2. описать различные типологии  организационной культуры;

      3. выяснить, какие особенности организационной  культуры встречаются в практике российских предприятий;

     Исследованность данной темы достаточно высока благодаря  концепциям организационной культуры, сформированным на Западе. Среди отечественных  ученых одними из первых обращают внимание на феномен организационной культуры Н.А. Власова Н.М., О. Родин, В.А. Спивак и др.  Достаточно четкую типологию организационной культуры предлагают Б.Э. Татулов, Е.А. Черных и др. Также хотелось бы отметить, что достаточно полно данная тема разработана сотрудниками Института корпоративной культуры на сайте http://www.corpculture.ru.  

 

      Глава 1. Теория организационной  культуры

    1. Понятие организационной культуры

     В организациях, обладающих давней историей и традициями, почти каждый сотрудник  может припомнить историю, легенду  или миф, которые связаны с возникновением организации, ее основателями или выдающимися членами.

     Рассмотрение  организаций как сообществ, имеющих  общее понимание своих целей, значения и места, своих ценностей  и поведения, вызвало к жизни  понятие организационной культуры. Организационная культура — это "философские и идеологические представления, ценности, убеждения, верования, ожидания, аттитюды и нормы, которые связывают организацию в единое целое и разделяются её членами"1.

       Культура придает смысл многим  нашим поступкам. Поэтому менять что-либо в жизни людей можно, лишь учитывая это значительное явление. Культура формируется годами и десятилетиями, поэтому она инерционна и консервативна. И многие нововведения не приживаются только потому, что противоречат освоенным людьми культурным нормам и ценностям.

       Организационная культура представляет  собой приобретенные смысловые  системы, передаваемые посредством  естественного языка и других  символических средств, которые  выполняют репрезентативные, директивные  и аффективные функции и способны создавать культуральное пространство и особое ощущение реальности2.

       Приобретая индивидуальный и  личный опыт, работники формируют,  сохраняют и изменяют свои  смысловые системы, в которых  отражены их отношения к различным  явлениям — миссии организации, планированию, мотивационной политике, производительности, качеству труда и т. д. Такие системы координат не очевидны и редко полностью совпадают с декларируемыми целями, однако очень часто они детерминируют поведение в большей мере, чем формальные требования и правила. То, что делает менеджер или любой член организации, в значительной мере является функцией совокупности его представлений об окружающем его мире. В экстремальных случаях эти системы координат работают против организационных целей и, расширяя или ограничивая диапазон поведенческих и когнитивных возможностей работников, снижают эффективность коллективной деятельности3.

       Таким образом, организационная  культура задает некоторую систему  координат, которая объясняет,  почему организация функционирует именно таким, а не иным образом. Организационная культура позволяет в значительной мере сгладить проблему согласования индивидуальных целей с общей целью организации, формируя общее культурное пространство, включающее ценности, нормы и поведенческие модели, разделяемые всеми работниками.

       В широком смысле культура  является механизмом воспроизведения  социального опыта, помогающим  людям жить и развиваться в  определенной климатогеографической  или социальной среде, сохраняя  единство и целостность своего сообщества. Разумеется, потребность в воспроизведении приобретенного и заимствованного социального опыта актуальна и для организации. Однако, вплоть до недавнего времени процессы формирования организационной культуры шли стихийно, не привлекая внимания ни субъекта организационной власти, ни исследователей.

       Как уже отмечалось, под организационной  культурой понимается совокупность  норм, правил, обычаев и традиций, разделяемых и принимаемых работниками  организации. Вполне очевидно, что  если культура организации согласуется с ее общей целью, она может стать важным фактором организационной эффективности. Поэтому современные организации рассматривают культуру как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников и обеспечить продуктивное взаимодействие. Иными словами, об организационной культуре можно говорить только в случае, когда высшее руководство демонстрирует и утверждает определенную систему взглядов, норм и ценностей, прямо или косвенно способствующих выполнению стратегических задач организации. Чаще всего в компаниях формируется культура, в которой воплощаются ценности и стиль поведения их лидеров. В этом контексте организационная культура может быть определена как совокупность норм, правил, обычаев и традиций, которые поддерживаются субъектом организационной власти и задают общие рамки поведения работников, согласующиеся со стратегией организации.

       Организационная культура включает  не только глобальные нормы и правила, но и текущий регламент деятельности. Она может иметь свои особенности, в зависимости от рода деятельности, формы собственности, занимаемого положения на рынке или в обществе. В этом контексте можно говорить о существовании бюрократической, предпринимательской, органической и других организационных культур, а также об организационной культуре в определенных сферах деятельности, например, при работе с клиентами, персоналом и прочее.

     Носителями  организационной культуры являются люди. Однако в организациях с устоявшейся организационной культурой она как бы отделяется от людей и становится атрибутом организации, ее частью, оказывающей активное воздействие на работников, модифицирующей их поведение в соответствии с теми нормами и ценностями, которые составляют ее основу.

     Так как культура играет очень важную роль в жизни организации, то она  должна являться предметом пристального внимания со стороны руководства. У  менеджмента крупных организаций  есть достаточно ресурсов и средств  для того, чтобы оказывать влияние на формирование и развитие организационной культуры, однако им не всегда хватает знания, как ее анализировать и изменять в желательном направлении.

    1. Структура организационной  культуры

     Анализируя  структуру организационной культуры, Е. Шейн выделяет три ее уровня: поверхностный, внутренний и глубинный4. Знакомство с организационной культурой начинается с поверхностного уровня, включающего такие внешние организационные характеристики, как продукция или услуги, оказываемые организацией, используемая технология, архитектура производственных помещений и офисов, наблюдаемое поведение работников, формальное языковое общение, лозунги и т.п. На этом уровне вещи и явления легко обнаружить, но не всегда их можно расшифровать и интерпретировать в терминах организационной культуры.

     Те, кто пытаются познать организационную  культуру глубже, затрагивают ее второй, внутренний уровень. На этом уровне изучению подвергаются ценности и верования, разделяемые членами организации, в соответствии с тем, насколько  эти ценности отражаются в символах и языке. Восприятие ценностей и верований носит сознательный характер и зависит от желания людей. Исследователи часто ограничиваются этим уровнем, так как на следующем уровне возникают почти непреодолимые сложности.

     Третий, глубинный уровень включает базовые предположения, которые трудно осознать даже самим членам организации без специального сосредоточения на этом вопросе. Эти скрытые и принимаемые на веру предположения направляют поведение людей, помогая им воспринять атрибуты, характеризующие организационную культуру.

     Некоторые исследователи предлагают более  дробную структуру организационной  культуры, выделяя ее следующие компоненты:

     1. Мировоззрение — представления об окружающем мире, природе человека и общества, направляющие поведение членов организации и определяющие характер их отношений с другими сотрудниками, клиентами, конкурентами и т.д. Мировоззрение тесно связано с особенностями социализации индивида, его этнической культурой и религиозными представлениями.

     Значительные  различия в мировоззрениях работников серьезно затрудняют их сотрудничество. В этом случае имеется почва для значительных внутриорганизационных противоречий и конфликтов. При этом очень важно понимать, что кардинально изменить мировосприятие людей очень сложно, и требуются значительные усилия, чтобы достичь некоторого взаимопонимания и принятия позиций лиц с иными мировоззрениями. Мировоззрение индивида трудно выразить в четких словесных формулировках, и далеко не каждый в состоянии объяснить основные принципы, лежащие в основе его поведения. И для Понимания чьего-либо мировоззрения подчас требуется много усилий и времени, чтобы помочь человеку эксплицировать базовые координаты его видения мира.

     2. Организационные ценности, т.е. предметы и явления организационной жизни, существенно важные, значимые для духовной жизни работников. Ценности выступают связующим звеном между культурой организации и духовным миром личности, между организационным и индивидуальным бытием. Личностные ценности отражаются в сознании в виде ценностных ориентации, которые включают в себя также широкий круг социальных ценностей, признаваемых личностью, но не всегда принимаемых ею в качестве собственных целей и принципов. Поэтому возможно как неполное, неадекватное отражение личностных ценностей в сознании, так и ориентация в плане сознания на ценности, не являющиеся реальными мотивами поведения. Ценности могут сохраняться, даже если в организации произошли значительные кадровые изменения. В то же время может быть осуществлена определенная смена ценностей, которые скажутся и на поведении членов организации. Организационные ценности тесно связаны с организационной мифологией, выражающейся в системе историй, мифов и даже анекдотов, в которых заключена некоторая достойная уважения характеристика какого-либо члена организации, выгодно отличающая его от многих других.

Информация о работе Типология организационной культуры