Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 17:50, реферат
Интервью, возможно, самый важный этап оценки кандидата. Но как работодатель может правильно оценить молодого специалиста, не имеющего опыта работы? В таком случае часто прибегают к интервью компетенциям.
Для проведения интервью берется несколько основных компетенций, которыми должен обладать успешный кандидат на конкретную позицию.
Типичные вопросы на интервью
Интервью, возможно, самый важный этап оценки кандидата. Но как работодатель может правильно оценить молодого специалиста, не имеющего опыта работы? В таком случае часто прибегают к интервью компетенциям.
Для проведения интервью берется несколько основных компетенций, которыми должен обладать успешный кандидат на конкретную позицию.
Компетенция(от лат.competere- соответствовать, подходить)- это личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач.
Для различных компаний и сфер деятельности важны свои компетенции. Например, хороший специалист по продажам должен обладать в первую очередь развитыми коммуникативными навыками, а хороший бухгалтер должен быть организованным и внимательным к деталям, остальное вторично.
Ниже мы приводим ряд вопросов, которые обычно задают на собеседовании для оценки компетенций кандидата, и варианты ответов- удачный и неудачный .
Мотивация управляет поведением человека, является причиной его действий. Хорошая мотивация у кандидата, который активно ищет возможности для развития; ищет и берет на себя ответственность за успех проекта; ориентирован на результат.
Вопрос:»Расскажите о своих основных достижениях. Чем вы гордитесь? Почему?»
Плохой ответ.
«Ну, опыта работы у меня пока нет, поэтому должно что-то назвать». (Да, у студента может не быть опыта работы, но его достижения- отличные отметки, интересные курсовые проекты, навыки, полученные во время практики, дополнительные знания, приобретенные на факультативах.)
«Основным моим достижением была победа в конкурсе красоты».
(Это, конечно, приятная победа, но к деловым навыкам она имеет отдаленное отношение.)
Хороший ответ.
«Я сдал на отлично
вступительные экзамены, получил
возможность учиться бесплатно.
На втором курсе организовал и
возглавил клуб молодых менеджеров.
Мы занимались реализацией идей талантливых
студентов, помогали им в поиске средств,
есть несколько реализованных
Первые три курса мне было очень важно и интересно разобраться в основах коллоидной химии, поэтому работать я пошел только с третьего курса. Мне не удалось сразу найти для себя подходящую вакансию, так как были сложности с графиком работы, но я смог добиться интервью в компании N и успешно его прошел.
Последние два курса я совмещал работу с учебой и приобрел следующие навыки..»
(Здесь налицо
адекватная оценка собственных
возможностей, умение расставить
приоритеты, следование четкой цели,
позитивное отношение к своей
профессии.)
2.Вопросы для
оценки коммуникационных
Коммуникационные навыки -это навыки взаимодействия с другими людьми, способность к убеждению, ведению переговоров. Хорошими навыками общение обладает кандидат, у которого членораздельная, краткая и убедительная речь, он активно участвует в разговоре, спрашивает- отвечает, способен получить необходимую информацию для работы.
Вопрос:»Приведите недавний пример того, когда вы должны были переубедить кого-то или заставить сделать для вас то, что вы хотели бы, чтобы они сделали»
Плохой ответ.
«Не было таких ситуаций- я всегда рассчитывал только на себя».
(На самом деле каждый из нас может вспомнить похожие ситуации, когда мы кого-то о чем-то просили.)
«Меня на третьем
курсе выбрали старостой
(Это плохой пример, так как результат достигнут не с помощью убеждения и личного авторитета, а при использовании служебного положения.)
Хороший ответ.
«На третьем курсе моя сокурсница стала волонтеров детского ожогового центра. Мне эта идея показалась отличной, и я собрал команду волонтеров от нашей группы. Мы добивались финансирования от крупных компаний, социальных комитетов, отвечающих за здравоохранение».
(Это хороший
пример, так как он показывает,
что, не имея иных рычагов
давления, кроме эффективной
«Когда я на
четвертом курсе начал
(Кандидат показал
хорошие навыки общения с
Имеется в виду умение расставлять приоритеты, воспринимать большие объемы информации и выделять важное из общего, что говорит о способности человека следовать установленному плану и графику, эффективно вести работу под давлением сроков, реагировать на изменение задачи.
Вопрос:»Расскажите о ситуации, когда вам пришлось вести несколько срочных проектов одновременно»
Плохой ответ.
«Была такая ситуация, но это было очень тяжело. Мне на прошлом курсе пришлось одновременно писать курсовую работу и дипломную. Не было до конца понятно, чего от меня ожидают руководители, задавать вопросы было неудобно, так как они люди занятые. Сначала сроки были нежесткие, потом выяснилось, что, оказывается, работы нужно сдать намного раньше. Пришлось впопыхах дописывать».
(Демонстрация
плохих организационных
«Я параллельно не люблю ничего делать. Если берусь за что-то то делать это буду очень хорошо и тщательно. Качество- это главное. Поэтому все проекты я веду последовательно. Сейчас я занимаюсь учебой. Поскольку хочу это сделать хорошо, то не работаю. Спортом заниматься мне некогда».
(Пример плохих организационных навыков, так как человек, говоря о высоком качестве исполнения любой задачи, не думает о приоритетах. Такой кандидат будет идеальным исполнителем, но вряд ли успешным менеджером в будущем, так как помимо качества работы всегда есть здравый смысл, когда нет необходимости простые вещи доводить до абсолюта.)
Хороший ответ.
«Я одновременно
занимаюсь несколькими
(Этот пример показывает, как кандидат грамотно расставляет приоритеты, понимает степень срочности различных задач и спокойно относится к ситуациям множественности задач.)
«Я ещё не работаю, но совмещаю учебу с общественной деятельности. Я лидер небольшого общественного движения. Поначалу было довольно сложно всё организовать, но со временем появились четкие процедуры, которые позволяют мне не вмешиваться в процесс так часто, как это было необходимо вначале. В группе выделились люди, которым удается что-то своё- кто-то лучше договаривается, кто-то лучше организует выездные тренинги. В мою задачу сейчас входит отслеживание сроков- как промежуточных, так и окончательных. Иногда опаздываем, конечно, но мы над этим работаем».
(Хороший пример того, как в условиях многозадачности кандидат может делегировать выполнение некоторых функций, сосредоточиться на главном и не утонуть в деталях.)
Эта компетенция предполагает выстраивание позитивных и эффективных отношений в команде; работу на общие цели; гибкость в отношении к другим; поддержку и развитие членов команды. Хорошие навыки работы в команде у сотрудника, который строит доверительные отношения в команде; способен видеть и позитивно воспринимать культурные национальные различия людей; понимает рол лидера в группе и поддерживает его; берет на себя ответственность за результаты работы команды.
Вопрос: «Опишите конфликтную ситуацию в команде. Что вы делали? Происходило ли это повторно? Каков был результат?»
Плохой ответ
«Никогда не возникало ничего подобного».
(совсем искренний ответ, так как начиная с самого раннего возраста мы все-таки и наблюдаем многие конфликтные ситуации, и участвуем в них. Более того, уходя от ответа на этот непростой вопрос, вы провоцируете интервьюера к более детальным расспросам на эту тему.)
«Наша группа всегда была отличная, вот только староста нам попалась не очень хорошая. Она из богатой семьи, и ее выбрали именно поэтому. Она неорганизованная, плохо учится, и непонятно вообще зачем ей учиться, так как она работать не собирается. Мы недавно заговорили о том, что хорошо организовать встречу однокурсников, я предложила у неё дома- она отказалась. Это странно, так как квартира большая. Мы немного поссорились, но я считаю компромиссом со своей стороны, что согласилась пригласить всех к себе домой. Хоть тесно, но зато все вместе».
(Это реальный
и очень плохой пример того,
как кандидатка не может
Хороший ответ
«Конечно, складывались разные ситуации. Например, недавно была ситуация, когда в группе возникли две версии решения одной задачи. Мы в группе из пяти человек решали задачу. Задача была трудная, в ходе обсуждения появилось две основных версии. Было неясно, какая из них верная, и я предложил голосование- время подходило к конце и выбрать версию нам не удавалось. Мы ошиблись, но по крайне мере никто не поссорился, так как виноватым в итоге оказался я.
(Хороший пример
того, как в критической ситуации
кандидат взял на себя
«В проекте, который я веду, возникла ситуация, когда я вынужден был, по сути, уволить одного из членов группы, так как человек формально относился к обязанностям и не соблюдал сроки выполнения проектов.
Морально это было тяжело, так как в группе его любили и он хотя и всегда опаздывал и делал только что ему нравилось, все-таки это был большой объем работы. Я постоянно напоминал ему об обязанностях, но это не работало.
Обстановка
накалялась, группа раскололась
на две части- дизайнеры,
Я вынес вопрос на голосование, описал группе убытки и предложил человеку уйти самому. Было тяжело, но сейчас я так же уверен, что это было правильно. Кстати, мы остались в неплохих отношениях и иногда я обращаюсь к нему, но уже как к фрилансеру».
(Это хороший пример заботы лидера группы о результате, готовности взять на себя ответственность ха конфликт и принять трудное решение.)
Уровень интеллекта для работодателя- это не только интеллектуальные способности (IQ), но и стремление их развивать. Хорошо развит интеллект у человека, открытого дня новых идей, который ставит под вопрос стереотипы, генерирует новые подходы; способен делать взвешенные выводы; понимает и исследует связь между пробелами.
Вопрос: «Расскажите о ситуации, когда вам нужно было работать с большим объемом информации, в результате чего необходимо было представить аналитическую справку»
Плохой ответ
«Такая ситуация пока не возникала, но случалось нечто похожее- когда я готовилась к дипломной работе, мне нужно было прочитать много литературы и выбрать те источники, в которых был максимум информации по теме. К счастью , мне удалось найти учебник, в котором данная тема была освещена подробно,- осталось только переписать оттуда основным тезисы и дать им примеры».
(Пример плох, потому
что вместо собственного